Кто спас Москву?

Идиотский вопрос, правда? Как это кто?! Известно кто. Я даже сам как-то уже писал об этом. Сибирские дивизии, панфиловцы, подольские курсанты, народное ополчение. Само собой Жуков. Куда же без него? Ну и ясное дело - Сталин. Тут не поспоришь. Уже хотя бы потому, что к обороне Москвы были привлечены лучшие силы. Например, генерал-лейтенант А. Власов. Который действительно показал себя очень талантливым полководцем. Ещё под Киевом. Когда он один из немногих советских генералов не только успешно действовал против немецких войск, но и, попав в окружение, сумел из него вывести свой корпус и примкнувших к нему бойцов из других боевых соединений, разбитых противником. Ну а под Москвой судите сами. Его армия была укомплектована танками в «огромнейшем» числе, целых 15 штук. Кроме этого, у него и солдат-то боевых было не так много. Он перед контрнаступлением встречался со Сталиным и попросил: «Товарищ Сталин, дайте мне танки. Для контрудара мне нужны танки». На его участке фронта было как минимум две немецких танковых дивизии – 5-я и 6-я, ну и кроме этого 9-я полевая армия. Там тоже в пехотных дивизиях было определенное количество танков. На что Сталин ему сказал: «Товарищ Власов, танков у меня нет, но я могу вам предоставить неограниченное число заключенных, чтоб вы из них делали соответствующие штрафные батальоны. Вот этого добра у меня много». И вот имея всего 15 танков, он наносит довольно серьёзный удар против немецких армий и к первой половине января ему удается освободить территорию где-то в полторы тысячи квадратных километров. В частности, он освобождает Солнечногорск и Волоколамск. Согласитесь, это вполне удачная операция. И совершенно справедливо с тех времён и по сию пору ему в тех местах стоит памятник.

Но…всё бы это не помогло, если бы 19 августа фюрер не пришёл к выводу, что восточная кампания по существу выиграна, РККА разбита, СССР осталось существовать от силы месяц-другой и теперь можно расчленить центральную ударную группировку для решения других задач, перенаправив часть войск на южное – киевское и северное - ленинградское направления. Поэтому 21 августа 1941 года Гитлер издал новую директиву, в которой говорилось: «Важнейшей задачей до наступления зимы является не захват Москвы, а захват Крыма, промышленных и угольных районов на реке Донец и блокирование путей подвоза русскими нефти с Кавказа. На севере такой задачей является окружение Ленинграда и соединение с финскими войсками». Именно это его решение и спасло Москву.

После войны Симонов пытал Жукова: могли ли немцы взять Москву в 41-м году? Маршал охотно подтвердил - могли: «Для того чтобы выиграть сражение, им нужно было еще иметь… на направлении главного удара во втором эшелоне дивизий 10-12, то есть нужно было иметь там с самого начала не 27, а 40 дивизий. Вот тогда они могли бы прорваться к Москве. Но у них этого не было. Они уже истратили все, что у них было, потому что не рассчитали силу нашего сопротивления».

Альберт Акселл (Albert Axell) в своей книге «Маршал Жуков: человек, победивший Гитлера» («Marshall Zhukov: The Man Who Beat Hitler») упоминает такой факт: Сталин лично говорил Авереллу Гарриману, что немцы совершили «громадную ошибку», не двинувшись прямо на Москву. По словам Гарримана, «Сталин сказал, что, если бы они сосредоточили все силы для наступления на Москву, они могли бы её взять». Другими словами, именно ошибки Гитлера спасли советскую столицу.

Кстати, сталинисты любят кричать о том, что вот, дескать, Сталин остался в Москве и столица выстояла. Но...

- существуют воспоминания сына Маленкова, где он приводит слова своего отца о том, что тот вообще 10 дней был в Москве один из всего руководства!

- ещё неизвестно, чем бы обернулось лично для Сталина бегство из Москвы – это вполне могло стать последней каплей, переполнившей чашу народного терпения и он это понимал. Инстинкт самосохранения у него был развит на зверином уровне. До паранойи.

- Черчилль во время налётов люфтваффе на Лондон выбирался на крышу Адмиралтейства и демонстративно курил сигары, о чём знала вся Англия, а будущая королева Елизавета юной девушкой под бомбёжками водила санитарный автомобиль

- Гитлер не покинул Берлин, хотя его не раз пытались уговорить и он имел для этого много возможностей, но предпочёл, чтобы по его словам сопротивление берлинцев во главе с ним стало памятником немецкому духу

В Москве как известно в середине октября была страшная паника.

Партийное, государственное и хозяйственное начальство драпало в первую очередь на чём только можно без остановок, бросая вверенные объекты, секретные документы, списки номенклатуры, давя и убивая беженцев в дорожных заторах, другие грабили магазины и растаскивали всё, до чего доставала рука, третьи сбрасывали портреты и бюсты вождей, дамы к приходу немцев образовывали очереди в женские парикмахерские, студенты и курсанты с винтовками где и как могли готовили позиции для уличных боёв…

Вообще по размаху битва за Москву была в несколько раз больше битвы за Сталинград.

А снять угрозу Москве удалось только аж в начале апреля 1943 года.

14 месяцев билась Красная Армия в 170 км от Москвы. Билась, билась и не пробилась. Как Жуков ни старался. 2 армии - 29-я и 31-я были уничтожены практически целиком. И только когда немцы сами отошли, сами оставили рубежи в ходе операции «Бюффель», только тогда советские войска «победно» вошли во Ржев, «взяли» Вязьму, Сычёвку и Гжатск.

Но москвичи паниковали не без оснований, поскольку на случай оставления Москвы имелся план подрыва многих объектов вместе с гитлеровцами и оставшимся населением. Судя по методам обороны, не исключая и подрыва водохранилищ.

Всё это как бы уже известно и казалось бы о чём тут можно ещё говорить?

А давайте вернёмся к началу и зададимся простым вопросом: а что это за такие сибирские дивизии? Почему всем памятники есть, даже Власову, а героическим сибирякам нет? Никто не может назвать ни одного имени героя и даже тех, кто ими командовал. Это как так? Нет, понятно, что миллионы героев так и ушли в бессмертие безымянными. Мы чай не Европа. Нам чтить память о героических подвигах предков не обязательно – мы и так великие - уже только по факту рождения русскими!

Что мы читаем об этих сибиряках? В основном всё сводится к тому, что появились свежие дивизии, полностью укомплектованные, в полушубках, с ППШ, потомственные охотники, бьющие белку в глаз.

То есть представляете, да, размах фантазии? Как вам такие картины: бродящие по сибирской тайге десятки тысяч охотников, краснозвёздные самолёты разбрасывающие над бескрайними пространствами листовки и в рупор оповещающие о начале войны, целые дивизии промысловиков, тут же по зову Родины прибежавшие со своих таёжных заимок на сборные пункты военкоматов…Полушубки опять же… То не было ни гроша, да вдруг алтын! Потом, правда, как-то опять в основном всё шинелишки с обмотками, да ватники с кирзачами, кому достались. А полушубки и валенки у начальствующего состава. Но это ладно, кто знает, может мода прошла…Может воевать в них не очень удобно.. А вот искусство бить белку в глаз при стрельбе из ППШ конечно же вещь неоценимая – скорее всего это главный фактор победы в битве под Москвой!

А теперь обратимся к диалогу Власова со Сталиным, где Верховный Главнокомандующий говорит, что танков у него нет, а вот заключённых – пожалуйста, сколько хочешь!

Так может это и есть т.н. сибиряки? Потому по сути и памятника им нет и безвестны их имена. А ведь столицу отстояли от танков Гудериана – не шутка!

Смотрим на факты. Уже в июле 1941 года в системе Гулаг началась массовая амнистия заключённых с немедленной отправкой на фронт. То есть как Сталину приспичило, так они сразу перестали быть врагами народа, контриками и т.д.

А вот и подтверждение: «Я предлагаю даже создать подразделения из числа заключенных в тюрьмах и концентрационных лагерях, отбывающих там наказание за не очень серьезные преступления, и поставить их под очень строгое командование. Как мне сообщил генерал Власов, это себя полностью оправдало во время обороны Москвы, участником которой он был. Тогда Сталин спрашивал его, готов ли он сформировать дивизию из заключенных. Он её создал, выговорив себе право амнистировать тех, кто проявит храбрость в боях. Дивизия заключенных сражалась прекрасно. Почему нельзя было бы при теперешнем нашем тяжелом положении прибегнуть к такой же мере?»

Источник: Геббельс Й. Последние записи. Предисловие и общая редакция д.и.н. А.А. Галкина. Смоленск., 1993. С.57-59.

В 1941 году из лагерей было освобождено около 400 тыс. чел. Это примерно 30 дивизий. А всего за время ВОВ из лагерей на фронт было отправлено почти 1 млн. чел. Так что «сибиряки» не только Москву спасали…

Вот такие дела. Примерно. На мой взгляд.