Трамп: обещания и действия

Новая администрация Белого Дома подвела итоги своего управления страной и миром в течение первых 100 дней государственных полномочий. Уже на 85 день означенных полномочий, за две недели до истечения «медового» периода вхождения во власть. Выступление президента США №45 на сию тему изобиловало привычными сравнениями в превосходной степени и отличалось фирменным дефицитом конкретики:

«Мы так много сделали для большинства американцев. Не думаю, что кто-то за первые 100 дней президентства был близок к тому, что уже удалось сделать нам»

Что же удалось сделать Д. Трампу и его всё еще формируемой политической команде? Насколько выполнены предвыборные обещания «креатуры российских хакеров»? Выполнимо ли обещанное в принципе, не происходит с ли обещаниями принципиальных метаморфоз? Чем объясняется 37% рейтинг популярности Д.Трампа среди граждан США – худший результат к исходу 100 дней правления за последние полвека?

Фраза железного канцлера О. Бисмарка из середины XIX века - «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и перед выборами» - актуальна и во втором десятилетии века XXI. Особенно с учётом охоты за компроматом на политических конкурентов и военными авантюрами как слагаемыми электорального успеха. Полного воплощения предвыборных посулов избиратели давно не ждут, уповая на частичную последовательность действий своих избранников.

С последовательным реализмом политики Д. Трампа налицо серьёзные проблемы.

Отношение к Китаю на предвыборном этапе полыхало яростными претензиями республиканца. КНР обвинялась в насилии над США, в финансовых манипуляциях, в торговых махинациях, в похищении рабочих мест у граждан США, во внешней экспансии в регионе южных морей. Предшественник Трампа в президентском кресле получил совет не устраивать званных ужинов китайским лидерам, а сводить их в McDonalds на 10 $ и выбить после закусочной выгоду на 10 трлн. $.
Планы политического и/или торгово-финансового конфликта с Китаем не пережили дня инаугурации Д. Трампа. Председатель КНР в ходе американского визита угощался вовсе не хот-догом, но изысканнейшим ужином на личном ранчо президент-магната. Минфин США признал валютный курс юаня рыночным. Идеи 45% налога на весь импорт из КНР и признания Тайваня благополучно позабыты. Декларируется «великолепная дружба с Китаем», которая наступит Скоро. Как виртуальная дружба согласуется с экономическим и регионально-политическим аспектом «Make America Great Again», в Вашингтоне стараются не конкретизировать.

Отношения с Россией ставились в упрёк предыдущей администрации ввиду их деградации и с января 2017 года деградировали ещё сильнее. Умение заключать хорошие сделки натолкнулось на торговый дефицит – у США и России не так много сопрягаемых геополитических интересов. С определёнными оговорками к ним относится борьба с международным терроризмом и ограничение стратегических наступательных вооружений.
Если же бороться с терроризмом методом ракетных ударов по борцам с терроризмом, расставлять вокруг РФ объекты ПРО и сбродные НАТО-батальоны, теряется смысл любых сделок. Хороших, посредственных и вынужденных.
Кроме того, любой диалог политического руководства США с российскими властями серьёзно затруднён хакерскими миражами президентских выборов, обвинительными подозрениями значительной части американского истеблишмента в симпатиях к РФ.

Отношения с Израилем – священная корова для всех президентов США с момента основания Израиля. Стратегический союзник на Ближнем Востоке получает многомиллиардные субсидии, экономическую, политическую (при необходимости и военную) поддержку при любой опасности. Заигрывание команды Обамы с арабским миром в форме отказа поддержать строительство новых еврейских поселений на палестинских территориях и переноса израильской столицы в Иерусалим заслужило гневную отповедь кандидата Д. Трампа.
Президент Д. Трамп осудил поселенческое строительство, рекомендовал властям Тель-Авива не переезжать в Иерусалим и «поладить с палестинцами, что было бы великолепно».

Израильские власти рассчитывали на иное великолепие – энергичное возведение новых поселений началось сразу же после инаугурации президента США №45.

Отношения с Ираном – казалось бы, долгожданный пример политической предсказуемости республиканца. Иран якобы угрожает всему миру, поддерживает терроризм, воплощает злобные планы, угнетает своё население, третирует население чужое и т.п. Антииранский тренд поддерживают все сколь-нибудь влиятельные силы США – политические, промышленные, финансовые, военные и т.д.
Однако через 85 дней после смены караула в Белом Доме «ядерная сделка» с Ираном не отменена. По этой отмене даже не ведутся консультации с ближайшими американскими союзниками. Единственным проявлением антииранской политики «грозы аятоллы» стал частичный запрет въезда в США гражданам ИРИ. Что тут скажешь? «Мелко, Хоботов».

Отношениям с КНДР в предвыборной программе эпатажного республиканца уделялось мизерное внимание. К 100-дневному юбилею властных полномочий Д. Трампа США стянули к Корейскому полуострову мощную военно-морскую армаду и вынуждены лавировать на фоне ракетной строптивости Пхеньяна.
Привычное коврово-демократическое бомбометание начинать нельзя ввиду реальной опасности ядерного конфликта с катастрофическими последствиями затяжной войны, Вьетнама 2.0.
Стыдливо отвести эскадру, объявив о «великолепной победе без единого выстрела»катастрофично для силового имиджа новой администрации.
Каким образом власти США выпутаются из самостоятельно приготовленной корейской ловушки, покажет ближайшее будущее.

Отношения с НАТО – «безнадёжно устаревший альянс» на предвыборном этапе приобрёл геополитическую актуальность после избрания Д. Трампа… как средство выжимания денег из участников альянса. Практически всем союзникам по НАТО (разве что за исключением Великобритании) сделано предложение, от которого невозможно отказаться. Кратно повысить военные расходы, до планки 2% ВВП, и незамедлительно. Наиболее верноподданные миньоны готовы задрать милитаристские траты и до 3%, угадайте эти три страны с одного раза.
Но основная союзная масса побулькивает возмущённой скупостью и раскошеливаться не спешит. Вопреки информационно-идеологическому запугиванию и заокеанскому диктату.

Внутренние проблемы «Сияющего града на холме», который заждался возрождения своего величия. Проблемы, имеющие для американской общественности куда большее значение, чем весь клубок внешнеполитических вызовов, бравады, манёвров, авантюр. На внутренних фронтах триумфатор Трамп держит круговую оборону и кольцо претензий неумолимо сжимается.

Президентским указом США вышли из парижского соглашения по борьбе с изменением климата, но остались участником Киотского протокола.
Ужесточена иммиграционная политика – ужесточение отменено федеральными судами в течение нескольких недель.
Торжественно похоронено медицинское детище предшественника Obamacare – и реанимировано Конгрессом вопреки возмущению нового президента.
На границе с Мексикой запланирована постройка циклопической стены за мексиканский счёт – строительство не началось и за счёт американский. За чей счёт создавать 25 миллионов новых рабочих мест и возрождать реальное производство в США, абсолютно непонятно.

Предвыборная тактика обеспечила бизнесмену Трампу блестящую электоральную победу. Блёстки инаугурации давно сметены с вашингтонского асфальта, а новый президент США так и не выработал стратегию внешней и внутренней политики. Совпадающую с предвыборными обещаниями либо в корне им противоречащую, но последовательную и выполнимую стратегию серьёзного государственного деятеля. Поверхностные Twitter-суждения и резкие Tomahawk-эскапады лишь усугубляют впечатление от дельца в Белом Доме – дельца в поисках тактической выгоды и быстрой прибыли.