"Плетенье чепухи" - тетрадь 8-я

Вот есть у нас такой замечательный старичок-писатель... Гарольд Бельгер... вообще-то немец, но казах )))... часто вижу его прохаживающегося около памятника Чокану Валиханову, что возле Академии Наук в Алма-Ате...

реил выложить несколько его мыслей на обсуждение...

итак (тетрадь восьмая "Плетенье Чепухи") - размышлизмы на разные темы...

Мой покойный друг, полуеврей-полунемец Морис Давидович Симашко (шикарный, замечу, писатель!) постоянно говорил мне: «Еврейский вопрос. Или, о темах, на которые не пишу."

В своих «Плетениях чепухи» я затрагиваю разные проблемы. В сущности, размышляю вслух с читателем о том, о сем. И мне нет дела до того, как читатель воспримет мои вольные строки.

Но есть темы, которые для меня табу. Просто в силу моей некомпетентности. Ну, например.

Еврейский вопрос. Тут за многие века накручено, наворочено столько всякой всячины, что сам черт ногу сломит. Это такое болото, в котором можно увязнуть безнадежно. Лучше и разумней держаться от него подальше. Я лично предпочитаю открытую, широкую степь. Сами евреи ловко раздули этот вопрос до всепла-нетарного масштаба еще на тысячу лет вперед. Одно бесспорно: народ в основном даровитый, с ярко выраженными чертами. Вечно недовольный, ищущий, склонный к смуте, заварухе. Мой покойный друг, полуеврей-полунемец Морис Давидович Симашко (шикарный, замечу, писатель!) постоянно говорил мне: «У евреев все предельно заострено и гипертрофированно. Все в высшей степени. Если дурак, то такой, какого свет не видывал. Если подлец, то высшей марки. Если жмот, то больше такого нигде не сыщешь». Не знаю. Может, мудрый Морис был и прав. Те евреи, с которыми я был знаком (в основном литераторы, ученые), были симпатичными людьми. Я, однако, на эту тему не говорю и не пишу. А читал много.

Казахские ру - роды - племена. lklk.ru Читал: казахи состоят из 43 родов. Знаю: я по географической среде близок к аргынам. «Своим» родом называю в шутку «атыгай!» Все остальное в родовом вопросе - не моего ума дело. В казахском родословном - шежире (их столько!) - разобраться не в силах, хотя пытался. Друг, земляк, поэт Еслям Зикибаев (тоже ныне обитает в иных пределах) постоянно внушал мне: «Не лезь в казахские дела. Опростоволосишься! Казахи сами с собой не разберутся. Обойдутся без тебя». На склоне лет убедился: абсолютно прав был друг Еслям!

Всемирный экономический кризис. Читаю по этому поводу много. А ясности нет. И политики, и экономисты только пудрят мозги. Недавно муфтий объявил, что кризис - божье испытание. По-другому, видно, не объяснить. Политики договорились до того, что кризис - благо. Непонятно, почему они раньше это благо не организовали. Ну, политики могут объяснить что угодно: язык у них до колен. У меня же ощущение такое, что откуда-то гнилой ветер дует. Кто-то сознательно затеял эту пакость. Кому-то это на руку. Кто-то на этой беде наживается. Доверчивый народ, как всегда, дурят и грабят. Толкуют, что кризис на полгода, на год, на два. Ох, врут! Напропалую. Не моргнув. Чует мое сердце: каша заварена надолго. Расхлебывать ее будет, конечно, бишара. Пока не обчистят карманы и пазухи всех лохов, олухов и обалдуев. К моему 60-летию меня в одночасье лишили всех моих накоплений, заработанных тяжким литературным трудом на старость. На пенсию ушел на нулевой отметке. Теперь, когда я приближаюсь к 75-ти, у меня тихой сапой, будто тать в ночи, экспроприировали четверть моих несчастных тенге. Тем самым отняв у меня возможность издать пару-другую моих рукописей к своему юбилею. А врали-то, врали -ойдойт! Кризиса нет, инфляции нет, девальвации нет, стагнации нет, все керемет, сплошной керемет. «Икс, игрек, зет, менен аулак, кет!», и мы слушаем и хлопаем ушами.

Финансовая политика. Тут я полный профан. Ни бэ, ни мэ, ни кукареку. Статью нашего президента «Ключи от кризиса» я уразуметь не в силах. Прочел было казахский перевод - и вовсе очумел: жуткий койыртпак,. Видно, переводчики тоже ничего не поняли. Немецкого перевода не нашел: должно быть, немцы никак не могут взять в толк, что к чему. Может, во всех предложениях нашего Елбасы и присутствует некий расчет и здравый смысл, но на мой взгляд, больше из области фантастики. Верю: намерение доброе, посыл благородный, а с реальностью связать эту идею не могу. А вот локальная валюта для Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана - нечто более конкретное, хотя, меня одолевают сомнения. Идея о Среднеазиатском Союзе (наподобие Евросоюза) хороша и желанна. Может, экономический кризис заставит объединиться в такой Союз. Мне в том видится перспектива.

Впрочем, рассуждать на эту тему далее не буду, дабы не обнаружить всецело свою благоглупость.

Конфессиональные проблемы. Я вообще-то воспитан в духе атеизма. В шутку говорю, что вероисповедание мое - лютерманство. «Да вроде нет такой веры», - сказал, подумав, один православный священнослужитель. Я расшифровал: «Лютерманин - значит лютеранин-мусульманин». Религию воспринимаю не как опиум для народа, как последнее, по Марксу, его утешение в жестоком мире, а как мощную отрасль, древнюю ветвь человеческой культуры. Под этим углом воспринимаю и Библию, и Коран. Но в детали не лезу, в дискуссии не ввязываюсь, ибо представления и познания мои в вопросах религии слишком поверхностны.

Разные форумы. Очень много громоздких, емких, затратных и малозначительных форумов мы проводим. Сколько таких явно показушных форумов (женский, медиа, конфессиональный, политический - всех не упомню) с приглашением сотни именитых и не очень гостей из разных стран мы затеяли только в этом году! А бьем в колокол: кризис, кризис. На чем-то экономим. Что-то урезаем. Народ призываем затягивать пояса. Меры принимаем. Специалистов переобучаем. А тут форум за форумом, той-думан, ат-чапан, круглые столы, пыль столбом. Конечно, не моего ума дело. Ты пенсионер? «Аль-Дивани»? Ну и не высовывайся. Я и не высовываюсь. Только делюсь своим недоумением.

Разумеется, этим не ограничиваются табуированные для меня темы. Их наверняка наберутся десятки. Надеюсь, читатели общенародной газеты «DAT» некоторые темы сами додумают. Я решил только пунктирно наметить те, о которых говорить считаю себя не вправе.

***

Газет и журналов ныне пруд-пруди.
Если бы у меня было здоровье и - главное - деньги, я бы издал журнал под названием «Глас вопиющего в пустыне». В Казахстане, мне кажется, очень не хватает такого издания. В сущности, то, о чем пишут ныне многие публицисты (и я в том числе) - не что иное, как глас вопиющего в пустыне. Как у Абая: «Жартаска бардым, кунде айгай салдым».

***

Он весьма посредственный и серый-серый чиновник. Но чванлив и спесив. Будучи акимом области, он как-то выдал знаменательную фразу: «Для меня писатель не авторитет!» Присутствовавший при этом старый литератор спросил: «А кто для тебя авторитет?»

Он и ныне занимает высокое кресло. Но никто не помнит, чтобы он когда-либо связал два слова - хоть по-русски, хоть по-казахски. Сразу видно: сроду книгу в руках не держал. Бедняга и не ведает, что он сам никому не авторитет. Так себе, серая-серая пташка. Даже на пешку не тянет.

****

ШАЛА – ҚАЗАҚ, ШАЛА – НЕМЫС, ШАЛА – ОРЫС

I. Небольшая по объему, но весьма емкая по содержанию книга называется «Шала казах» (А., 2009). Подзаголовок гласит: «Прошлое, настоящее, будущее». Автор – не известный мне молодой человек – Жумабай Жакупов.

С настороженностью повертел книгу в руках. Подумал: опять, наверное, срамят-разоблачают бедных «асфальтных» казахов, не по своей воле оторванных от национальных корней, воспитанных в городах, в русских школах, плохо или совсем не владеющих родным языком, несколько потерянных-растерянных, поотставших от своего кочевья, тех, что высокомерно называют «дубара», ни то, ни се, от казахов ушедших, до русских не дошедших, кто ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Их и называют «шала», т.е. неполный , I неполноценный, ущербный, | «надо» – недоросток, недоделанный, недоумок, недоразвитый, недоучка, недотыка, оставшийся на меже – в таком вот смысле. В какой-то мере искусственный продукт.

Меня само это слово -«шала» – обескураживает, озадачивает, настораживает, угнетает. Вообще-то, если честно, «шала» | относится не только к казахам. Все мы – казахи, русские, немцы, корейцы, евреи – в определенной степени «шала». И виной тому внешние обстоятельства, объективное, насильственное отчуждение, а не сугубо субъективные причины. Так сложилось. Так оказалось изуродованной человеческая душа.

Автор считает: «Возникновение шала казах можно отнести к шестидесятым годам прошлого столетия как результат проводимой тогда политики освоения земель». Допускаю. Но полагаю, что «шала казах» появился в казахской степи еще до того. Уже в 20-30-х годах прошлого века шала казахи отнюдь не были редкостью. И еще автор считает: «В Алма-Ате феномен шала казах начал складываться ранее, по всей видимости, с началом Великой Отечественной войны, когда в столицу Казахстана было эвакуировано значительное количество людей с европейской части СССР». Тоже верно. Но лишь отчасти.

Я был депортирован в казахский аул осенью 1941 года и могу свидетельствовать: шала казахи встречались там-сям уже тогда. Некоторые кичились своим «шала», считали себя более продвинутыми. Выражались на русско-казахской тарабарщине и считали это большим достоинством.

Сразу скажу: шала казак отторгнут от национальных корней, от национальной истории, культуры, музыки, ментальности. И зародились шала казахи давным-давно, а шала немысы, шала орысы, шала корейцы, шала ев­реи и т.д. еще раньше и еще в большем масштабе. Словом, «шала» – философское, нравственное, политическое, идеологическое понятие маргинального явления. Я так понимаю.

Полистав книгу Жумабая Жакупова, я понял, что и автор понимает это явление примерно так же: широко, объемно, всеохватно. О чем свидетельствуют названия глав: «Возникновение и эволюция шала казак», «Совре­менное состояние шала казак», «Шала казах и язык», «Шала казах и власть», «Шала казах и армия», «Шала казах и аул», «Шала казах и социоэкономика», «Новое мировоззрение шала казаха».

Автор рассматривает проблему глубоко, с разных позиций, в социально-общественных ее проявлениях. И такой авторский штандпункт меня заинтересовал, и я проштудировал книгу с карандашом.

Автору современное казахстанское общество мерещится

причудливым многослойным пирогом, «в котором шала казах и нагыз казах».

Тут необходимо пояснение: автор делит казахов на три группы – «шала казахи», т.е. неполноценные, значительно оторванные от национальных истоков, «нагыз казахов», т.е. истинных, настоящих, «чистых» и «жана казахов», т.е. новых, будущих.

Вот его кредо: «Шала казах болма!» – «Не будь шала казахом». И «Шала казах и нагыз казах предстоит трудный и созидательный путь к рождению жана казах».

Мне известно и другое деление казахов по этому принципу: «ада казахи» – т.е., те, что напрочь оторвались от всего национального, полные перерожденцы; «шала казахи» – «недо…», «серединка наполовинку»; и, «таза казахи», т.е. «чистые», «подлинные», «настоящие».

Конечно, все это условно, но очевидно, что такое явление имеет место быть.

Автор задается вопросом: «Почему такое разделение существует, чем оно может обернуться для будущего нашей страны и какие шаги нам нужно предпринимать?»

И пространно отвечает на этот вопрос, стараясь его понять и осмыслить. И в этом я вижу ценность книги. Своим серьезным отношением к сложнейшей проблеме она меня и заинтересовала.

Автор выходит за рамки «школа». Он открыто говорит о насущных вопросах нашего современного бытия, нашего общества, о язвах, разъедающих его, смело оперирует фактами и делает серьезные умозаключения. И выходит, что «школа» – только фон, на котором развернута широкая панорама современного бытия.

если понравится... буду продолжать... ))))