Громоотводы без грома

Борьба с коррупцией – борьба с привилегиями. Навальный – Ельцин: такой же сверкающий взгляд, такие же честные глаза, такая же харизма – сгусток воли, политической хитрости и... исторической наивности, назовем это так, политик прекрасный, государственный деятель – никакой. Медведев – Рыжков. Помните мягкого, не без признаков интеллигентности горбачевского премьера? (Однажды я имел возможность рассмотреть его вблизи – сидели рядом на "Крутом маршруте" в "Современнике".) Которого так затравили собчаками (его выражение), что он почти плакал на трибуне. (Собчак-сеньор был еще беспощадней к политическим врагам, чем Собчак-юниор.)

Всё это о том, что один анекдот два раза не рассказывают. Только Ельцина власть не делала искусственно – он сам получился... А дважды условно приговоренный Навальный – история другая... Во всяком случае, так нужно думать, пока не доказано противное.

А вот еще один сюжет: становящиеся все интересней и интересней публикации Илларионова. Про лучшего в истории России правителя – мирного Путина образца 2000-2008 года. Который правда по странной иронии стал худшим в 2008-2016. Автор связывает это с преображением мирного Путина в агрессивного Путина.

Всё с цифрами. На неподготовленного читателя с неспециальным дипломом должно производить впечатление: еще бы – это ведь сам Илларионов.

Мне много пришлось наблюдать за всякими фокусами со статистикой. Теми самыми, что родили "есть ложь, гигантская ложь, а еще есть статистика". Но, честно говоря, подобного лукавства припомнить не могу.

Начиная с самой методики – оценки прироста ВВП. Если у тебя был рубль, и ты заработал рубль, то твой прирост – 100%. А если у тебя было 10 рублей и ты заработал 5 (то есть в 5 раз больше), то твой прирост только 50%, то есть в два раза меньше. При такой методике правители получившие разваленную страну (после Гражданской войны, или после ВОВ, или после Ельцина-Чубайса) находятся в куда более привлекательном положении, чем получившие страну здоровой. А правители, вынужденные воевать, так вообще кажутся неумехами.

Но это только часть саги. Эпитет "мирный" по отношению к покорителю (и разрушителю) Чечни звучит насмешкой. Агрессивность нашего всего в первой половине царствования, когда Илларионов занимал почетное место среди стоявших у трона, намного превосходила его немирность второй половины уже отбытого на галере срока.

А милые шалости вроде незамечания двух войн в правление Сталина и Ленина. А переименование триумфальных сталинских двадцатых годов (единственный период, когда рост был выше мирно-путинского) в "рыковские".

Полагаете – случайность? Не верю. Слишком много читал и слишком хорошо знаком с творчеством этого автора. Он вполне грамотен. И прекрасно понимает, что делает. А делает он именно то, что делал и в начале царства: лепит образ эффективного менеджера. Почти такого же эффективного, как Рыков (то есть "мирный Сталин").

Можно было бы назвать еще несколько феноменов из этого же ряда, но пожалею ваше время. Мы наблюдаем совершенно определенную, целенаправленную работу по строительству целой системы громоотводов.

Их коллективная цель – внедрение в сознание интеллектуальной элиты двух идей: 1) зло – это не Путин, и 2) Путин – это не зло.

Экономика-то как выросла по сравнению с дефолтом 98-го! А зло – оно от Медведева с Усмановым. И не дай вам бог подумать, что от кого-то другого. А тем более – от чего-то другого. Например – от массового разграбления страны "честными бизнесменами, честно зарабатывающими свои миллиарды".

Тут вот что интересно. Что громоотводы такие строят, это нормально, это естественно. Дураками бы они были, если не строили. Интересно другое. Что небо-то над ними в общем-то ясное. И грома не то что нет – не ожидается.

Что я хочу сказать? Что система устойчива? Нет, конечно. Она неустойчива. И просто обречена. Вопрос времени. И может – весьма короткого. На таких принципах страна жить не может. Никакое производство у нас невозможно – ни промышленное, ни культурное, никакое... Потому что производитель не защищен. И не может быть защищен без общественного договора и системы, которая обеспечивала бы выполнения его условий. А у нас этот договор со стороны народа и подписать некому. Так что остается одно – жульничать и морочить голову. Что мы и наблюдаем уже, минимум, 20 лет. Ну, еще какое-то время понаблюдаем. Но конец-то все равно будет один. Грохнет. Не в той форме, так в этой...

Но будущая эта буря мало дает оснований рыдать от радости. И бояться элитам по большому счету сегодня некого. Потому что на смену одним политико-экономическим элитам могут прийти только такие же. Персональный состав изменится, конечно. Но суть останется той же, а значит для большинства сохранится и возможность перекраситься и удержаться наверху.

Угрозу могла бы составить организованная альтернатива: идея другого устройства общества и организация, воплощающая эту идею и несущая ее обществу. Это бы в самом деле был бы гром. Но такой организации нет и не видно людей, которые могли бы составить хотя бы ее основу.

Здесь нужна своего рода ментальная революция. Столы нужно перевернуть в своей голове – в нашем главном храме. Надо выгнать оттуда и лукавых фарисеев, и жадных торговцев. Но... мы к этому не готовы. Пожилые – потому что слишком преданы своим юношеским мечтам об Америке в России. Те, кто помоложе – потому что слишком погружены в деланье собственной жизни и в большинстве своем не имеют ни времени, ни возможности поднять голову. А совсем молодые – просто за недостатком образования.

Несколько принципов будет у будущего общества. Главный приоритет – развитие, а не потребление. Ограничение на потребление и выравнивание уровней потребления. И наконец – привязка социальных полномочий к состоянию развития души.

Таким будет общество. Но – не скоро. И вряд ли – в РФ. Слишком от много нам нужно очиститься, чтобы хотя бы только подготовить себя к началу такого перехода.

А до той поры любимый Кремль может спать спокойно. А остальной наш город – продолжать видеть сны.