Советско-Германская: Ас из «пожарной команды Крыма».
![Ас из «пожарной команды Крыма»]()
После ликвидации к середине февраля 1944 года долго удерживаемого немцами Никопольского плацдарма на Днепре немецкая авиация в Крыму стала действовать «в режиме пожарной команды». Отныне для лётчиков люфтваффе на полуострове было три фронта. На востоке у Керчи наращивала силы на плацдарме Отдельная Приморская армия, на севере войска 4-го Украинского фронта активно готовились к наступлению через Сиваш, на западе подвергались ударам авиации Черноморского флота порт Ак-Мечеть и конвои, идущие в Крым из Одессы и Румынии, которые снабжали немецкие и румынские войска на полуострове всем необходимым. Кроме того, на юго-востоке немецкие истребители должны были прикрывать порт Феодосии и близлежащие бухты, куда часто наведывались советские штурмовики.

Вальтер Вольфрум (23 мая 1923 – 26 августа 2010)
Тяжелее всего приходилось лётчикам-истребителям авиагруппы II./JG 52, которые за день могли сменить 2–3 аэродрома, поскольку в их услугах постоянно нуждались на разных участках фронта.
Одним из «пожарных», которым пришлось испытать на себе всю тяжесть боев с лётчиками советских 4-й и 8-й Воздушных Армий и ВВС Черноморского флота, был молодой ас лейтенант Вальтер Вольфрум (Ltn. Walter Wolfrum) из эскадрильи 5./JG 52. К середине марта 1944 года на его счёту было уже 38 советских истребителя.
Прежде лётчику дважды удавалось одержать три победы в течение одного дня – 22 октября 1943 года в воздушном бою над Днепром и 14 февраля 1944 года в районе Керчи. Установить новое для себя достижение в Крымском небе молодой «эксперт» сумел 19 марта 1944 года, когда в трёх боевых вылетах ему удалось сбить шесть советских самолетов.
![Ас из «пожарной команды Крыма»]()
Спустя два часа после боя с лётчиками 790-го ИАП Вольфрум перелетел с Грамматиково на самый запад Крыма – на аэродром у села Кунан (ныне Красносельское) на полуострове Тарханкут. Задачей было прикрытие морского конвоя, идущего из Одессы в порты Крыма. К этому времени ВВС ЧФ уже нанесли по конвою один безрезультатный удар, поэтому для усиления его прикрытия и были вызваны истребители II./JG 52.
Для нанесения повторного удара по конвою с советских аэродромов поднялись шесть Пе-2 40-го БАП, пять «Бостонов» A-20G 36-го МТАП и 12 Ил-2 23-го ШАП ВВС ЧФ. В 12:43 Вольфрум взлетел по тревоге и в составе группы направился в район посёлка Ак-Мечеть (ныне Черноморское).
Несмотря на мощное прикрытие ударных машин, составлявшее, по разным источникам, 12 или даже 18 «Аэрокобр» 11-го Гв.ИАП, которые сбили патрулировавший над конвоем поплавковый «Арадо» Ar 196, Вольфрум в 12:58 сумел атаковать и сбить «Бостон».
Командир звена 36-го МТАП старший лейтенант Романцов участвовал в утреннем налёте на конвой – его «Бостон» был одним из двух вернувшихся бомбардировщиков. Теперь он сам пытался дотянуть до Скадовска, но всего в трёх милях от берега, у косы Джарылгач в Каркинитском заливе, советскому лётчику пришлось сажать А-20 на холодную воду. Поиски членов экипажа остались без результата, и до настоящего времени лётчик старший лейтенант Никифор Павлович Романцов, штурман старший лейтенант Алексей Титович Мантров и стрелок-радист сержант Павел Семёнович Семёнов числится пропавшим без вести.

Штурмовик Ил-2, подбитый над Крымом.
При жесткой посадке на воду у него отломилась хвостовая часть фюзеляжа.
В 16:30 лейтенант Вольфрум вновь по тревоге поднялся в воздух, чтобы прикрыть тот же конвой, часть которого зашла в порт Ак-Мечети, а остальные суда продолжили путь в Севастополь. На уничтожение судов вылетели шесть Пе-2 40-го БАП и 12 Ил-2 23-го ШАП под общим прикрытием 14 «Аэрокобр» 11-го Гв.ИАП ЧФ. Пока другие немецкие лётчики связали боем «Аэрокобры» сопровождения, Вольфрум атаковал одну из шестерок штурмовиков. По поводу способов атаки «цементбомберов» ас впоследствии вспоминал:
«Я с большим успехом использовал два метода, один из которых годом ранее, казалось, вообще был мне не по душе, поскольку основывался на стрельбе с упреждением. Между тем, у меня он получался неплохо. Когда-то я заметил, что наши боеприпасы пробивают броню «Ильюшина», если попадают в него сбоку. Поэтому теперь я приближался к ним на той же высоте приблизительно под прямым углом, брал упреждение в три длины самолёта и открывал огонь с дистанции примерно 80 метров. Если я всё делал правильно, первое попадание приходилось в двигатель, второе – в кабину, третье – в фюзеляж позади экипажа.»
Свои проверенные методы Вольфрум с успехом использовал и в этом бою, когда в течение девяти минут, с 16:50 до 16:58, ему удалось сбить сразу три штурмовика (42-я, 43-я и 44-я победы).
В этом вылете советские лётчики заявили об уничтожении четырёх «Фокке-Вульфов» Fw 190, но сам налёт на конвой оказался полностью сорванным. Во многом то стало заслугой именно лейтенанта Вольфрума – видя гибель товарищей и подвергаясь настойчивым атакам «Мессершмиттов», лётчики уцелевших «Илов» действовали вяло, а по докладу немцев и вовсе не решились нанести удар по конвою.
Через полчаса после возвращения Вольфрум перелетел на базовый аэродром Грамматиково, и на этом его рабочий день завершился. По итогам трёх боевых вылетов немецкий ас записал на свой счёт сразу шесть побед, полностью подтверждённых советскими документами, повторив декабрьский успех своего командира гауптмана Герхарда Баркхорна (Hptm. Gerhard Barkhorn). При этом пять побед, несомненно, принадлежат только ему, а шестую можно считать групповым успехом немецких зенитчиков, Вольфрума и румынского лётчика.
В течение следующих трёх недель Вольфруму удалось ещё не раз «попить кровь» советских лётчиков в Крыму. Особенно тяжёлые потери понёс знаменитый 3-й ИАК генерал-майора Е.Я. Савицкого, лишившийся от огня Вольфрума в марте-апреле не менее 13–15 «Яков» с эмблемой в виде птичьего крыла на фюзеляже и нескольких опытных лётчиков. В их число входил и сбитый 26 марта внезапной атакой начальник воздушно-стрелковой службы 291-го ИАП Герой Советского Союза капитан Александр Филиппович Лавренов, один из лучших асов корпуса с 27 личными и тремя групповыми победами.
Позднее уже сформировавшегося аса ждали новые рекорды. В небе над Яссами (Румыния) ему за один день 30 мая 1944 года удалось сделать сразу 11 заявок на сбитые истребители с красными звёздами (Як-9, Ла-5 и девять «Аэрокобр»), не менее 4–5 из которых подтверждаются советскими документами. Затем настал памятный для Вальтера Вольфрума день 16 июля 1944 года, когда в небе над городком Золочев на Львовщине ему удалось уничтожить 10 советских машин, из которых четыре Ла-5 40-го Гв.ИАП в ходе одного вылета. Однако в итоге сам ас в тот же день был подбит в бою с «Аэрокобрами» 9-го ИАП, получил тяжёлые ранения и едва остался в живых.
Больше в воздушных боях из-за ранений Вальтер Вольфрум участия не принимал. На его счету к тому времени числилось 137 сбитых самолетов противника.
Комментарии
тут на МП,есть адепты пиндосов,утверждающие,что без ленд-лиза СССР не выиграл бы войны.и что самый лучший ас,летал на "аэрокобре".а значит "аэрокобра" лучше советских самолётов.
немецкий пилот-доказал обратное.
Комментарий удален модератором