Ко Дню Космонавтики: Они были первыми
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» стал космическим первопроходцем. С 1968 года отечественный День космонавтики получил и официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики.
Как создавался первый отряд космонавтов в СССР?
7 марта 1960 года в отряд советских космонавтов были официально зачислены 12 первых кандидатов на полёт в космос.

Первый отряд советских космонавтов, 1961 год.
На снимке запечатлены: в первом ряду (слева направо): Павел Попович, Виктор Горбатко, Евгений Хрунов, Юрий Гагарин, главный конструктор Сергей Королёв, Нина Королёва с дочкой Павла Поповича Наташей, руководитель группы космонавтов Евгений Карпов, тренер по парашютной подготовке Николай Никитин, врач Евгений Фёдоров. Во втором ряду (слева направо): Алексей Леонов, Андриян Николаев, Марс Рафиков, Дмитрий Заикин, Борис Волынов, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Валерий Быковский, Георгий Шонин. В третьем ряду (слева направо): Валентин Филатьев, Иван Аникеев, Павел Беляев.
Секретный отбор
Вопрос о подготовке первого полёта человека в космос перешёл в практическую фазу после первых успешных запусков советских спутников.
Решение об отборе кандидатов и их подготовке было принято ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1959 году.
После совещаний медиков и конструкторов космической техники было решено, что отбор кандидатов будет проводиться среди военных лётчиков-истребителей, поскольку их здоровье, выносливость и профессиональная подготовка наиболее подходили для новой задачи.
Первоначальный отбор проводился в воинских частях по всему Советскому Союзу. Кандидатам, которые заинтересовывали специалистов, не сообщали, что им предстоит, говоря лишь об «испытаниях новой техники».
Заключительный отбор проводился на базе Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя специальной группой медиков. Требования к здоровью предъявлялись чрезвычайно жёсткие. Мало того, у некоторых кандидатов при дополнительных исследованиях находили болезни, которые лишали их не только работы с «новой техникой», но и дальнейшей службы в военной авиации. Часть кандидатов, узнав об этом, предпочла не искушать судьбу и спокойно вернуться в свои подразделения.
11 января 1960 года была создана войсковая часть 26266, которая впоследствии стала известна как Центр подготовки космонавтов.
В первой группе американских астронавтов было всего семь человек. Планы советского конструктора Сергея Королёва были значительно масштабнее, поэтому в первом отряде космонавтов оказалось 20 человек, прошедших строжайший отбор.
7 марта 1960 года в отряд были зачислены первые 12 кандидатов в космонавты: Иван Аникеев, Валерий Быковский, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов и Георгий Шонин. Позднее к ним при соединились ещё восемь: Евгений Хрунов, Дмитрий Заикин, Валентин Филатьев, Павел Беляев, Марс Рафиков, Валентин Бондаренко, Валентин Варламов и Анатолий Карташов.
В первый отряд отбирались лётчики не старше 35 лет, ростом не выше 170 см и весом не более 70 кг.
Когда отряд был набран, встал вопрос, который сегодня кажется забавным: а как, собственно, готовить космонавтов? Поскольку подобного опыта не было ни у кого, то поначалу кандидатов доверили медикам. Однако молодые лётчики очень быстро устали от медицинских лекций. Но вовремя вмешался Королёв, приславший на подмогу технических специалистов.

Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Николай Каманин, 1963 год.
Командиром первого отряда космонавтов стал лётчик, спасавший челюскинцев, герой Великой Отечественной войны Николай Петрович Каманин, приверженец жёсткой военной дисциплины, что на судьбе некоторых кандидатов в космонавты скажется самым прямым образом.
К лету 1960 года определилась шестёрка претендентов на первый полёт: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Григорий Нелюбов и Валерий Быковский. Из них к апрелю 1961 года были отобраны трое: Гагарин, Титов и Нелюбов. Все они записали обращение первого космонавта к советскому народу, и все они 12 апреля 1961 года были на космодроме Байконур. Основным пилотом стал Гагарин, дублёром — Титов, а резервным пилотом, которого не одевали в скафандр, но который был готов заменить товарищей в случае форс-мажора — Нелюбов.

Испытания на центрифуге.
Но не все кандидаты прошли отбор. Самым первым отряд космонавтов покинул Валентин Варламов, на пути которого в космос стала нелепость. После одной из тренировок космонавты решили искупаться в лесном озере, которое оказалось довольно мелким. Варламов, неудачно нырнув, повредил шейные позвонки и 6 марта 1961 года был исключён из отряда. Однако он ещё много лет проработал в отряде космонавтов инструктором по подготовке.
Подвело здоровье и Анатолия Карташова. Во время тренировок на центрифуге на его коже проявились точечные кровоизлияния. Многие сослуживцы Карташова полагали, что ему помешали чрезмерно строгие требования к кандидатам — в последующих наборах таких сверхнагрузок уже не было, и Анатолий вполне мог бы претендовать на космический полёт.
Но в апреле 1961 года, за несколько дней до полёта Гагарина, Карташова отчислили. Он продолжил службу в военной авиации, потом в течение долгого времени работал лётчиком-испытателем в КБ Антонова.
Из 20 членов первого отряда трое погибли при исполнении служебных обязанностей. Владимир Комаров погиб при посадке космического корабля «Союз-1» в апреле 1967 года, Юрий Гагарин разбился во время тренировочного полёта на самолёте в марте 1968 года.
Самой первой трагической потерей отряда стал его самый молодой член Валентин Бондаренко. Это случилось 23 марта 1961 года при испытаниях в барокамере. Валентин завершал десятисуточное пребывание в одиночестве и тишине, которое проходили все члены первого отряда. После окончания медицинских тестов он снял с себя датчики, которые были закреплены на его теле, протёр места, где были датчики, смоченной в спирте ватой и, не глядя, выбросил её. Вата попала на спираль раскалённой электроплитки и мгновенно вспыхнула. В атмосфере чистого кислорода огонь быстро распространился на всю камеру. На Бондаренко загорелась одежда.
Из-за перепада давления открыть барокамеру сразу не смогли. Врачи боролись за жизнь Бондаренко, но через восемь часов его не стало.
Последним, кто покинул отряд космонавтов, так и не слетав в космос, стал Дмитрий Заикин. Его отчислили 25 октября 1969 года, обнаружив язву. Заикин, посвятивший подготовке почти десятилетие, остался работать в Звёздном городке.

Лётчики-космонавты СССР на аллее Космонавтов, 1970 год.
Слева направо: Георгий Береговой, Константин Феоктистов, Валентина Николаева-Терешкова, генерал-полковник авиации Николай Каманин, Владимир Шаталов, Валерий Быковский, Виктор Горбатко, Валерий Кубасов.
Интересно, что всего за две недели до отчисления Заикина в космос отправился последний член отряда космонавтов, которому всё-таки удалось подняться на орбиту — Виктор Горбатко. Это произошло 12 октября 1969 года, когда стартовал «Союз-7». Но в итоге Горбатко оказался одним из самых удачливых в первом отряде — на его счету три космических полёта. Столько же в первом отряде оказалось на счету только у Валерия Быковского. Ещё пяти — Андрияну Николаеву, Павлу Поповичу, Алексею Леонову, Владимиру Комарову и Борису Волынову — удалось побывать в космосе дважды.
Большинство членов первого отряда космонавтов вышли в отставку в начале 1980-х. Исключение составляет Борис Волынов, который оставался в отряде космонавтов до 1990 года, установив абсолютный рекорд — 30 лет «космического стажа». При этом с 1983 года и до конца службы Волынов был командиром отряда.
Хочется пожелать, чтобы «живые легенды» покорения космоса оставались с нами как можно дольше. Ведь они гордость не только нашей страны, но и всего человечества.

На Западе до сих пор ходят слухи, что еще до 12 апреля 1961 года в космосе побывали несколько советских космонавтов. Но все они погибли
«Гагарин не был первым? Бред!» - скажете вы. Но у многих иное мнение. Например, немецкий журнал Spiegel в июне 2005 года в статье, посвященной 50-летию космодрома Байконур, вполне серьезно упоминает о «русских космонавтах», которые видели Землю с орбиты еще до полета Гагарина. На эту тему до сих пор выходят даже фильмы, претендующие на документальность.
Одиннадцать героев
Первыми выступили итальянцы. В декабре 1959 года телеграфное агентство «Континенталь» заявило, что в СССР людей в космос запускают аж с 1957 года. Правда, летают русские не на космических кораблях, а на пилотируемых баллистических ракетах. И неудачно. Поэтому русские и не спешат делиться информацией с мировой общественностью. Агентство даже назвало имена четырех погибших - Алексей Ледовский, Сергей Шиборин, Андрей Митков и Мария Громова.
А 23 февраля 1962 года агентство Рейтер распространило заявление полковника ВВС США Барни Олдфилда о том, что в мае 1960 года из-за сбоя в системе ориентации разбился советский космический аппарат, на борту которого находился пилот Заводовский.
Потом появилась информация, что 27 сентября 1960 года на Байконуре во время запуска разбился Иван Качур. В в октябре того же года взорвался корабль серии «Восток» с Петром Долговым на борту.
А еще через несколько лет итальянская газета «Коррьере делла сера» напечатала рассказ двух братьев-радиолюбителей Арчилло и Джамбатиста Юдика-Кордилья, которые в ноябре 1960 года и в феврале 1961-го поймали странные сигналы из космоса. В первом случае им удалось перехватить телеметрические радиосигналы биения сердца. Во втором - переговоры с Землей. Итальянская газета даже приводит расшифровку: «Условия ухудшаются... почему не отвечаете?.. скорость падает... мир никогда не узнает о нас...» Имена погибших - Алексей Белоконов, Геннадий Михайлов и Алексей Грачев.
А самая интригующая история случилась за день до полета Юрия Гагарина. 11 апреля 1961-го дружественная Советскому Союзу, рупор английского рабочего класса, газета «Дейли уоркер» опубликовала заметку московского корреспондента Дэнниса Огдена о том, что 7 апреля на космическом корабле «Россия» совершил успешный орбитальный полет сын известного авиаконструктора, летчик-испытатель Владимир Ильюшин.
Одиннадцать отважных покорителей космоса - их имена, по мнению «альтернативных» историков космо-, астронавтики, незаслуженно забыты.
Комментарии
23 марта 1961 года.
В барокамере во время эксперимента погиб космонавт первого отряда Валентин Бондаренко. Ему было 24 года.
24 апреля 1967 года.
Космический корабль «Союз-1» взорвался при приземлении. Его пилот Владимир Комаров погиб. Ему было 40 лет.
30 июня 1971 года.
На этапе приземления произошла разгерметизация корабля «Союз-11». Космонавты Георгий Добровольский (43 года), Владислав Волков (35 лет), Виктор Пацаев (38 лет) погибли.
Нештатные ситуации, едва не закончившиеся катастрофами:
5 апреля 1975 года.
Из-за отказа третьей ступени ракеты «Союз» корабль с космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым рухнул с высоты 192 км в горы Алтая - спускаемый аппарат попал на склон, парашют зацепился за деревья. Эвакуировать космонавтов смогли только на следующий день. Катастрофа была засекречена.
Корабль «Союз-23» с космонавтами Вячеславом Зудовым и Валерием Рождественским во время приземления угодил в озеро Тенгиз в снежный буран, температура -20. Отверстия дыхательной вентиляции оказались под водой. У экипажа признаки кислородного голодания. Зудов теряет сознание. Космонавты спасены благодаря мастерству пилота вертолета, который отбуксировал спускаемый аппарат к берегу.
26 сентября 1983 года.
Ракета с экипажем корабля «Союз Т-10-1» Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым взорвалась на старте. Космонавты остались живы благодаря системе аварийного спасения, которая вырвала их корабль из пекла.
1985 год.
Экипаж «Союза Т-13» Владимир Джанибеков и Виктор Савиных отправились реанимировать станцию «Салют-7», температура 0 °С. Солнечные батареи не дают электричества. Запасы воды замерзли. Космонавты работали в теплых комбинезонах, шерстяных шапках и варежках. Станцию удалось оживить.
Экипажу «Союза ТМ-25» Василию Циблиеву и Александру Лазуткину пришлось пережить на станции «Мир» сразу несколько фатальных ЧП. Сначала пожар (взорвалась кислородная шашка), затем аварию системы терморегуляции, из-за которой почти месяц на станции температура держалась под +30, а в атмосферу попал опасный этиленгликоль. А 25 июня станцию таранит грузовой «Прогресс». Происходит разгерметизация модуля. Экипаж со всеми нештатными ситуациями справился и 15 августа вернулся на Землю (при этом не сработали двигатели мягкой посадки).
2000 год.
Экипаж «Союза ТМ-30» Сергей Залетин и Александр Калери законсервировали станцию «Мир», на которой к тому времени стали возникать сбои в работе жизненно важного оборудования. Жить на станции было просто опасно - не было понятно, какая аппаратура засбоит на этот раз.