«ЕВРЕЙСКОЕ ЗЕРЦАЛО» при свете истины
На модерации
Отложенный
«ЕВРЕЙСКОЕ ЗЕРЦАЛО»
при свете истины
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
д-ра КАРЛА ЭККЕРА
приват-доцента королевской академии в Мюнстере
перевод А.С.Шмакова
ШУЛХАН-АРУХ
Сто законов Шулхан-Аруха, приведенных Юстусом в «Юденшпигель». (Приводится по подлиннику Шулхан-Аруха, но без примечаний д-ра Эккерта)
Закон I
Еврею не дозволяется продавать акуму (христианину) одежду, на которой есть цици (кисти по краям одежды, надеваемой евреем при утренней молитве, см. Числ. XV, 38). Он не должен отдавать акуму подобной одежды даже в загол или хотя бы для того, чтобы тот временно оставил ее у себя, потому что когда акум будет иметь такую одежду, тогда надо опасаться, как бы он не обманул еврея, говоря, что он тоже еврей. В этом случае, если бы еврей доверился ему и один отправился с ним — акум убил бы его.
Закон 2
Все, что еврею по обряду необходимо для богослужения, как, например, упомянутые выше кисти и т.п. может изготавливать только еврей, а не акум, потому что это должно быть изготовлено людьми, — акумы же не должны рассматриваться евреями, как люди.
Закон 3
Молитву «Кадиш» (она начинается словами: «Иногаддал вейиосокаддаш») разрешается читать лишь там, где десять евреев находятся вместе, а это должно происходить таким образом, чтобы ни одна нечистая вещь, как напр. навоз или акум, не разделяли их друг от друга.
Закон 4
Когда попадается навстречу акум с крестом, тогда еврею строго запрещается наклонять голову, хотя бы он в эту минуту молился. Если бы даже в своей молитве он дошел до такого места, где ему необходимо преклонить голову (в молитвах евреев есть некоторые места, где ему необходимо преклонить голову), то он все-таки должен избегать этого.
Закон 5
И теперь, когда в Иерусалиме нет уже ни храма, ни жертвы, сына Аарона, первосвященника, должны пользоваться среди рассеянных евреев известными отличиями и почестями перед остальными евреями и всегда обладать правом благославления (евреев) в каждый праздник. Но когда кто-либо из детей такой семьи сделается акумом, тогда вся семья осквернена, а потому лишается этого священного права.
Закон 6
Еврей, сделавшийся акумом, проклят до такой степени, что даже когда он жертвует в синагогу свечи или нечто подобное, то принимать их воспрещается.
Закон 7
Молитвы Симун (еврей читает ее после обеда; в конце молитвы благославляется и хозяин дома) нельзя читать в доме акума, дабы не благославился и акум.
Закон 8
За каждое ощущение благоухания еврей обязан прочесть Бараху, — краткую благодарственную молитву, кроме тех случаев, когда пряности или нечто благовонное уже побывали в отхожем месте для устранения дурного запаха, или же когда благовония находились в руках блудницы, которая употребляет духи с целью соблазна людей ко греху, или же, наконец, когда благоухающие вещества принесены из капища (акумов), тогда запрещено произносить Бараху за благоухание, потому что уже оно осквернено отхожим местом, блудницею или капищем (акумов).
Закон 9
Проходя мимо разоренного храма акумов, каждый еврей обязан произнести: «Слава Тебе, Господи, что Ты искоренил отсюда этот дом идолов». Проходя же мимо еще нетронутого храма, он должен сказать: «Слава Тебе, Господи, что Ты длишь свой гнев над злодеями». А когда он видит 600000 евреев вместе, то обязан говорить: «Слава Тебе, Премудрый Боже!» Когда же он встречает собрание акумов, тогда он обязан произнести: «В большом стыде будет мать ваша, покраснеет родившая вас!» Когда еврей проходит мимо еврейского кладбища, то ему следует воскликнуть: «Слава Тебе, Господи, что Ты столь праведно создал их!» А перед кладбищем акумов он должен сказать: «В большом стыде будет мать ваша и т.д.» Когда еврей видит хорошо выстроенные дома акумов, он обязан воскликнуть: «Дома надменных разорит Господь!» Когда же перед ним развалины акумов, то ему следует произнести: «Господь есть Бог отмщения!»
Закон 10
Вечером, накануне шабаша, каждый еврей, увидев освещение, обязан говорить: «Слава Тебе, Господи, создавшему свет!», но где свет исходит из храма акумов, там воспрещено благодарить Бога за пользование таким светом.
Закон 11
В шабаш строго запрещается еврею покупать, либо продавать. Однако же дозволено купить у акума дом в Палестине и в этом случае можно даже написать (акт), чтобы в Палестине было одним акумом меньше, а одним евреем больше.
Закон 12
Всякая работа в шабаш, которую можно совершить для спасения еврея от смерти не только дозволена, но даже обязательная. Когда, стало быть, в шабаш дом или куча кирпича обрушится на еврея, тогда можно убрать эту кучу и спасти жизнь еврея, лежащего под нею. Даже когда несколько акумов лежат вместе с евреем под этой кучей и акумы, если бы спасли еврея, спаслись бы в свою очередь (а именно, то есть спасение акума от смерти даже в будни, как мы увидим далее считается тяжким грехом), все-таки чтобы спасти еврея, надо убрать кучу камней.
Закон 13
Еврейской акушерке не только разрешается, но она обязана в шабаш помогать еврейке и при этом совершать все, что при иных условиях осквернило бы шабаш. Наоборот, помогать акумке (христианке) запрещается, даже когда это возможно сделать без осквернения шабаша, ибо она должна рассматриваться лишь как животное.
Закон 14
Накануне Пасхи всякий еврей обязан читать молитву «Шефох» (в которой взывается к Богу, чтобы он излил свой гнев на гоев). Если евреи прочтут молитву с благоговением, то Господь, без сомнения, услышит их и пошлет Мессию, который изольет свой гнев на гоев.
Закон 15
В праздники, когда запрещается всякая работа, не дозволено и стряпание; каждому разрешено изготавливать лишь сколько ему необходимо для еды. Тем не менее, когда ему надо готовить для себя, позволяется в тот же горшок прибавить кушания и больше, чем нужно для него самого, даже если прибавляемое назначено для собак, — потому что мы обязаны давать жить и собакам. Прибавлять же кушания для акума строго запрещается, так как мы не обязаны давать ему жить.
Закон 16
Во время Холмагоэда (праздника евреев, упадающих на весну и осень) всякая торговля строго воспрещается; однако дозволено ростовщичествовать с акумом, потому что лихоимствовать с акумом приятно Господу Богу во всякое время.
Закон 17
Когда где-нибудь появится чума, вследствие чего много людей (т.е. евреев) становится жертвою эпидемии, тогда здоровые евреи должны собраться в синагоге и, не евши и не пивши, весь день молиться, чтобы Иегова сжалился над ними и избавил их от чумы. Когда же чума появилась среди животных, тогда делать этого не надо, за исключением того случая, когда она возникла среди свиней, так как их внутренности похожи на внутренности людей, а также, когда чума появилась среди акумов, потому что их телосложение походит на человеческое.
Закон 18
В праздник Амана евреи должны читать благодарственную молитву, в которой говорится: «Да будет проклят Аман и все акумы и да будет благославенен Мердохай и все евреи».
Закон 19
Всякий Беф-дин (т.е. судебное присутствие под председательством главного раввина) может приговорить к смертной казни, даже и в наше время, и притом каждый раз, когда признает это нужным, хотя бы преступление само по себе не заслуживало смертной казни.
Закон 20
Когда два еврея заспорят между собой из-за денег или других вещей и принуждены будут обратиться к суду, тогда они должны отправиться в Беф-дин (раввинское присутствие) и подчиниться его решению. Им отнюдь не дозволяется обращаться к акуму или искать своего права перед королевским судом, т.е. где акумы состоят судьями. Если даже их — акумов — закон тождественен с законом раввинов, то и тогда это тяжкий грех и ужасное богохульство. Кто, тем не менее, нарушит изложенное предписание, отыскивая свое право с другим евреем перед судом акумов, того Беф-дин обязан исключить из общины (т.е. подвергнуть проклятию) до тех пор, пока он не освободит своего ближнего (еврея) от своего иска.
Закон 21
Не следует еврею быть свидетелем со стороны акума против еврея. Поэтому когда акум взыскивает деньги с еврея, а еврей отрицает свой долг акуму, тогда другому еврею, который знает, что акум прав, запрещено быть свидетелем в его пользу. А когда еврей нарушил это предписание и стал свидетелем со стороны акума против еврея же, тогда Беф-дин обязан исключить его из общины (т.е. подвергнуть анафеме).
Закон 22
Свидетелем может быть лишь тот, кто обладает хотя бы некоторою человечностью и достоинством; но кто свою честь кидает вон, например, тот, кто голым выходит на улицу, или тот, кто открыто просит милостыни у акумов, где это можно втайне сделать, тот уподабливается собаке, так как она ставит свою честь ни во что, значит — не способна являться свидетелем.
Закон 23
Свидетелями могут являться только те, которые признаются людьми. Что же касается акума, или еврея, который сделался акумом и который еще хуже (природного) акума, то они отнюдь не могут считаться за людей, столо быть, их показания не имеют никакого значения.
Закон 24
Когда еврей держит в своих когтях акума (в халдейском стоит выражение «ма'аруфия», т.е. обдирать, беспрестанно обманывать, не выпуская из когтей), тогда дозволяется и другому еврею ходить к тому акуму ссужать ему в долг и, в свою очередь, обманывать его так, чтобы акум, наконец, лишился всех своих денег. Основание в том, что деньги акума добро, никому не принадлежащее, а потому первый из евреев, кто пожелает, тот и имеет право завладеть ими.
Закон 25
Граждане (т.е. конечно, евреи) одной общины имеют право запрещать купцам из других местностей приходить к ним и продавать товары дешевле, за исключением случая, когда товары иногородних лучше, нежели у местных жителей. Тогда последние не могут запретить этого, так как покупатели получили бы лучший товар. Но сказанное может быть, разумеется, допускаемо лишь там, где покупатели также евреи. Там же, где покупатели только акумы, иногородним можно запретить, и это потому, что дозволение сделать акуму добро считается грехом; ведь у нас (евреев) признается за основное правило, что можно бросать кусок мяса собаке, но отнюдь не дарить его нохри (христианину), так как собака лучше нохри.
Закон 26
Когда в деле служит приказчик, с которым еврей условился, что все найденное обращается в его хозяйственную собственность, и приказчик обманул акума через вовлечение во вторичную уплату ранее погашенного долга или же обсчитал акума и т.п., тогда барыш принадлежит хозяину, потому что подобные барыши должны рассматриваться, как найденные вещи (ведь собственность христиан считается добром, никому не принадлежащим; стало быть, евреи могут брать, сколько им удасться захватить).
Закон 27
Когда еврей пришлет к акуму за деньгами нарочного, и тот обманет акума, взяв с него больше, чем следовало, тогда это принадлежит нарочному.
Закон 28
Когда еврей ведет дело с акумом, и придет другой еврей, обманет акума, все равно как: обмеряет ли, обвесит или обсчитает, тогда оба еврея должны поделиться таким ниспосланием от Иеговы барышом.
Закон 29
Когда еврей отправляет к акуму нарочного, чтобы заплатить ему долг, а последний, уже по прибытии, замечает, что акум позабыл про долг, тогда последний должен возвратить эти деньги тому еврею, который послел его; и посленному уже нельзя отговариваться, будто этим (т.е. уплатою денег христианину) он желал почтить Имя Божие, чтобы акумы говорили — дескать евреи все-таки порядочные люди. Нечто подобное он мог бы сделать только со своими деньгами; разбрасываться же деньгами чужими он никакого права не имеет.
Закон 30
Когда еврей продал что-нибудь другому еврею, движимость или недвижимость, и оказывается, что продавец их украл (или выменял) вследствие чего собственник отобрал назад, тогда продавец обязан возвратить покупателю полученные деньги, так как при данных условиях, он не должен был воровать. Если же он украл у акума и акум отберет свое обратно, то продавец не обязан возвращать деньги покупателю.
Закон 31
Строго запрещается еврею обманывать ближнего, и обманом уже считается, когда он лишает его шестой части ценности. Кто обманул своего ближнего, тот должен все вернуть назад. Само собой понятно, что все это имеет место среди евреев. Обманывать акума еврею дозволяется, и он не обязан возвращать акуму того, насколько обманул его; потому что в Св. Писании сказано: «Не обманывайте вашего ближнего брата»; акумы же не братья нам, а напротив, как уже значится выше, они хуже собак!
Закон 32
Когда еврей снял дом у другого еврея, тогда дозволяется прийти третьему еврею и дать дороже, чем первый наниматель, и снять дом для себя. Когда же хозяин акум, тогда пусть будет проклят тот, по чьей вине акум получит больше прибыли.
Закон 33
Считается обязанностью (для еврея) исполнить все, что написал больной в своем завещании, за исключением случая, когда он приказал совершить что-нибудь греховное. Согласно с этим, если больной в своем завещании подарит что-нибудь акуму, то это не должно быть исполнено, потому что, как мы увидим далее, считается большим грехом дарить что-нибудь акуму.
Закон 34
Еврей, нашедший что-нибудь, будь то предметы одушевленные или неодушевленные, обязан возвратить их собственнику. Само собой разумеется, что это относится исключительно к еврею, потерявшему что-нибудь. Когда же находка принадлежит акуму, тогда еврей не только не обязан возвращать ее, а напротив, считается тяжким грехом что-либо возвратить акуму обратно, разве это делается с той целью, чтобы акумы говорили: «Евреи — порядочные люди».
Закон 35
Когда еврею попадается навьюченное животное, которое пало под тяжестью ноши, либо нагруженная телега, перед которой в изнеможении под тяжестью груза упали животные, запряженные в нее, тогда он обязан прийти на помощь погонщику либо возчику и, смотря по надобности, помогать снимать или нагружать, ибо всякий еврей должен оказывать содействие этого рода как своему собрату, так и животному. Он обязан к этому и тогда, когда лишь груз принадлежит еврею, а животное акуму или наоборот, когда животное принадлежит еврею, а груз акуму и возчик — акум. Но когда животное принадлежит акуму и кладь также составляет его собственность, тогда уже нет речи ни о сострадании, ни о милосердии, как по отношению к собственнику клади, так и относительно животных, и в таком случае ни один еврей не обязан оказывать помощь ни собственнику груза, ни животным.
Закон 36
Когда еврей должен деньги акуму и этот акум умер, тогда запрещено еврею возвращать деньги его наследникам, разумеется, при условии, что никакой другой акум не знает о том, что еврей остался в долгу перед умершим. Но когда (хотя бы) один акум знает об этом, тогда еврей обязан уплатить деньги наследникам, чтобы акумы не говорили: «Евреи — обманщики».
Закон 37
Еврею запрещается воровать что-нибудь как у другого еврея, так и у гоя; но обманывать гоя, напр. «околпачивая» его при расчете или же не платить ему долга, дозволено, но лишь при условии, чтобы содеянное не обнаружилось и этим не осквернилось Имя Господне.
Закон 38
Когда еврей покупает у вора и продает купленное другому еврею, а засим приходит третий еврей и утверждает, что купленное есть его собственность и берет себе, тогда продавец обязан возвратить покупателю деньги. Но если придет акум к покупателю и скажет, что купленное — его собственность, то оно не возвращается. Если же он пожалуется их суду и получит свою вещь в судебном порядке, то продавец не обязан возвращать деньги покупателю (ибо тот, кто купил у вора, не сделал ошибки, так как купленное было бы добром, похищенным у акума).
Закон 39
Когда еврей — монопольный откупщик, тогда еврею нельзя причинять ему ущерба (напр. через коммерчество и контрабанду); но когда откупщик акум, тогда ущерб дозволяется, ибо это все равно, что не платить своих долгов, а сие последнее, как мы уже видели выше, разрешено.
Закон 40
Когда еврей занимает должность мухаса (т.е. государственного податного сборщика либо таможенного смотрителя), другими словами, когда он откупил права (собирать подати для себя), а собирает их для государства, тогда ему запрещено употреблять насилие против другого еврея. Почему? Потому что король (для которого он собирает) есть гой, неуплата же податей то же самое, что неплатеж долгов гою, а сие именно дозволено, как мы уже видели. Стало быть, один еврей не должен принуждать к платежу другого еврея. Но когда означенный чиновник (еврей) боится, что король узнает об этом, тогда он может употребить и против другого еврея.
Закон 41
Государственные законы должны быть исполняемы; здесь, однако, идет речь только о таких законах, от которых государство получает доход. Но и среди законов о налогах подлежит исполнению не все, а лишь те из них, которые относятся к земле (т.е. к сборам поземельным и к налогам на постройки); что же касается остальных податных и акцизных законов, то их исполнять не надо. Поземельного же и налогов на постройки не платить нельзя, потому что земли принадлежат государю, а он может объявить, что разрешает жить на своей земле не иначе, как если мы будем вносить налоги о недвижимости.
Закон 42
Воспрещается играть с евреем в кубья, т.е. обманывать еврея при игре в карты или кости, либо других, допускающих шулерство, играх, потому что все это грабеж, а грабить запрещено. С акумом же дозволяется играть в кубья.
Закон 43
Когда еврей продал что-нибудь акуму и взял больше, чем следовало, а затем приходит другой еврей к акуму и говорит, что покупка не стоит уплаченных за нее денег, вследствие чего акум отдает покупку обратно, тогда второй еврей обязан уплатить первому разницу между действительной стоимостью и ценою, за которую вещь была продана акуму.
Точно также, когда еврей ссудил акуму деньги за высокие проценты и явился другой еврей к акуму с предложением денег за меньшие проценты, тогда еврей (второй) есть раша, т.е.
безбожник, и должен возместить первому еврею излишек, который он нажил бы от акума, если бы этот последний не взял денег у второго еврея.
Закон 44
Когда по закону требуется взнос королю податей натурой (вином, соломой и пр.) и какой-нибудь еврей уклоняется от этой повинности, а между тем другой еврей донесет на него, вследствие чего его принудят к уплате повинности, тогда еврей-доносчик обязан все отобранные таким образом естественные продукты возместить первому еврею.
Закон 45
Даже и в наше время разрешается убивать музера, т.е. человека, которые хвастается, что намерен сделать донос на кого-нибудь, вследствие чего обвиненный может быть наказан телесно (напр. тюрьмой) — будь это и немного денег. Ему сперва говорят: «Не донеси!» Но когда он противится и повторяет: «А я все-таки донесу!», тогда не только не дозволено, но и считается добрым делом убивать его, и тот будет блажен, кто раньше других обратит на него смертельный удар. А когда нет времени предостерегать его, тогда, и без предварения, дозволяется убить его немедленно.
Особливое указание этого закона «даже и в наше время» имеет следующий смысл: к смертной казни мог приговаривать только Санхедрин (судья верховного совета); поэтому — с тех пор, как нет ни Санхедрина, ни храма, — исчезла и сама власть присуждать кого-либо к смертной казни; согласно с этим, раввины не вправе приговаривать к смертной казни, а могут лишь подтвердить проклятию, т.е. изгнанию из общины. Однако, в данном случае, т.е. при опасении доноса, следует и надлежит, хотя бы и сегодня, совершить смертную казнь.
Закон 46
Когда кто-нибудь доносил трижды на еврея акуму, тогда, хотя бы он обещал исправиться и впредь не доносить, все-таки следует изыскать пути и средства, как бы его сжить со света. Расходы, затраченные на его удаление, обязаны принять на себя те евреи, которые живут в данном месте происшествия.
Закон 47
Когда вол еврея забодает вола акума, тогда еврей не обязан вознаграждать акума, потому что сказано в Библии (Исход XXI, 35): «Если чей-нибудь вол забодает вола у соседа его и пр., акум же не сосед мне. Но когда, наоборот, вол акума пободал еврейского вола, тогда акум обязан возместить еврею убытки, потому что он акум».
Закон 48
Когда в Палестине поля принадлежали евреям, то было запрещено держать мелкий скот, потому что в противном случае мог бы пострадать ближний, ибо такой скот обыкновенно ищет себе пищу на чужих полях. Однако в Сирии, как и повсюду, где поля евреям не принадлежали, каждый еврей мог свободно держать и мелкий скот. Наоборот, в наше время, когда и в Палестине поля уже не принадлежат евреям, им дозволяется держать мелкий скот также, как и здесь.
Закон 49
Держать злого пса, который кусает людей, еврею запрещается, если этот пес не привязан на цепь; но это имеет силу только там, где живут одни лишь евреи. Напротив, где проживают и акумы, там еврею дозволяется держать злого пса (не на цепи).
Закон 50
С тех пор, как Санхедрин и храм (в Иерусалиме) уже не существуют более, смертные приговоры не могут быть произносимы, как это было раньше. Раввинское же судилище может приговаривать к смертной казни лишь по закону 19. Независимо от сего, кроме дозволения убить музера, убийство, и без приговора раввинского присутствия, является добрым делом в следующих случаях:
а) Здесь, прежде всего, указывается пример, которого, по требованию благопристойности, мы привести не можем.
б) Еврей совершает доброе дело, когда убивает апикореса. Апикоресом признается вольнодумец, неверующий, насмешник и т.п., который отрицает учение Израиля и чванится своим неверием, равно как и тот, кто сделался акумом. Когда еврей может совершить такое убийство публично, — да свершит его! Но, когда из страха перед государственными властями этого сделать нельзя, тогда он должен подумать о средствах тайком сжить апикореса со света. Засим, хотя еврею не ставится в прямую обязанность убивать акума, с которым он живет в мире, тем не менее ему отнюдь не дозволяется спасать акума от смерти.
Закон 51
Животное, убитое акумом, либо евреем, который стал акумом, должно рассматриваться евреями, как падаль.
Закон 52
Еврею запрещается резать животное, которому еще нет 8 дней от роду. И когда придет акум для продажи еврею животного и станет утверждать будто последнему уже наступило 8 дней от роду, тогда еврей не должен ему верить, потому что акумы суть лжецы и обманщики.
Закон 53
Запрещено еврею брать нохрис (христианку) в кормилицы, когда он может иметь еврейку, потому что природа и характер кормилицы обыкновенно переходят на ребенка:от нохрис же ребенок глупеет и перенимает дурные свойства.
Закон 54
Раввины запретили есть хлеб, испеченный акумом, или вообще что-нибудь, приготовленное акумом, либо пить у него спиртные напитки, так как отсюда могут возникать общественно-дружеские отношения. Однако, где нет еврейского булочника, там дозволяется покупать и у булочника-христианина, но отнюдь не участного лица, ибо тогда уже нет серьезного повода для таких опасений. Тем не менее, еврею разрешается держать акумку (христианку) в кухарках, когда последняя стряпает под надзором, руководством и в присутствии еврейки, а стало быть, и в ее сотрудничестве.
Закон 55
Еврею не дозволено торговать нечистыми предметами (напр., свиньями, вещами из христианского храма и т.п.), как мы увидим далее, но отобрать их у акума (т.е. не покупкой, а через взятые под видом уплаты вымышленного долга) разрешено, так как всегда хорошее дело урвать что-нибудь у акума.
Закон 56
Когда еврей купил у акума посуду, будь она из металла либо из глины, тогда он должен ее начисто вымыть, потому что акумы (в еврейском смысле) нечисти. Даже когда еврей продаст акуму свою посуду и акум принесет ее обратно, то еврей обязан ее опять вымыть начисто, так как через прикосновение акума она уже осквернилась.
Закон 57
Запрещено еврею пить вино из бутылки или стакана, к которому прикасался акум, потому что таким прикосновением акума вино уже осквернено. (Этот закон имеет еще и особливую цель, — предохранить евреев от общественных отношений с христианином.)
Закон 58
Еврею запрещается всякое удовольствие или выгода, которую он мог бы иметь от капища акумов; так напр., ему нельзя пользоваться восковыми свечами, коврами или одеждой, в которую священник облачается при богослужении (не тою, которую он обыкновенно носит как частное лицо), когда эти предметы побывали уже в храме акумов либо вообще находились в употреблении. Ему не дозволяется продавать священнику богослужебные книги песнопений, — продавать же светским людям разрешается; если же, однако, еврей превозможет себя и не сделает даже этого, то он будет благословенен. Далее, запрещено еврею ссужать деньги на постройку или для внутреннего убранства храма акумов и еще менее того дозволяется торговать предметами, которые употребляются в таком храме. Засим не должен еврей давать либо продавать воды акуму, когда ему известно, что этой водой хотят крестить; кроме того, ему запрещено продавать ладан, предназначенный для употребления в храме. Когда, однако, в той же местности акум уже продает такие предметы, которые употребляются в его храме, тогда и еврею можно торговать ими, дабы акум не наживал отсюда денег. Даже когда что-нибудь из означенных предметов, которые у евреев считаются нечистыми, перемешано среди тысячи других предметов того же вида, и тогда запрещается еврею какое-либо наслаждение или выгода от этой тысячи предметов. Ему, равным образом, нельзя извлекать какой бы то ни было выгоды даже из пепла таких вещей, равно как от сгоревшего храма акумов.
Закон 59
Еврею запрещается иметь удовольствие или пользу от какого-либо креста или же религиозного изображения, которые он находит в деревнях при дорогах, либо в мелких городах, потому что они выставлены здесь для поклонения и нечистоты для еврея. Когда он встречается в больших городах, где сделаны не для поклонения, а лишь для украшения, тогда не надо применять закона. Но, с другой стороны, указанный запрет распространяется на всякий крест, перед которым преклоняют колени.
Закон 60
Еврею строго запрещается всякие удовольствия или польза от храма акумов, например, летом прогуливаться в тени его, слушать игру на органе, либо смотреть на прекраснейшую из икон с целью наслаждения этим.
Закон 61
Строжайше запрещается еврею строить для себя дом рядом с капищем акумов. Но когда в его владении уже находится такой дом, который стоит рядом с помянутым капищем, и этот дом рушится, тогда, при новой постройке, еврей должен несколько отступить от капища, а промежуток наполнить человеческими извержениями.
Закон 62
От принадлежащего храму акумов имущества (недвижимых имений, земель, домов и пр.) еврею не дозволяется иметь удовольствие либо выгоду, когда доход идет на богослужебные цели. Когда же, однако, доходом пользуется духовенство лично, тогда еврею разрешается извлекать отсюда пользу, но под условием, чтобы это ничего ему не стоило.
Закон 63
Строго запрещается еврею принимать участие в сборе на храм акумов. Впрочем, это имеет силу только там, где храм самостоятельно распоряжается своим имуществом и, следовательно, расходует пожертвования не иначе, как на себя. Когда же духовными имуществами распоряжается само государство, тогда дозволяется участвовать в сборе, ибо, жертвуя, можно про себя подумать, что даешь именно государству, а оно, дескать, может употребить пожертвование и на другие нужды.
Закон 64
Доброе дело, чтобы храмы акумов, а равно и все к ним принадлежащее или для сделанное, каждый еврей елико возможно старался уничтожать или сжигать... Далее каждому еврею становится в обязанность всякий храм акумов искоренять и во всяком случае, — давать ему позорные наименования.
Закон 65
Еврею, который что-нибудь клятвенно утверждает именем храма акумов (христианской церкви), следует дать 39 палочных ударов, да и вообще запрещено называть имя такого храма, — по отношению к нему должны быть употребляемы лишь постыдные клички. Даже самых праздников у акумов нельзя поминать собственными именами, за исключением разве тех, которые называются по имени людей (напр., праздник Петра и Павла, Андрея и т.д.).
Еврею дозволяется издеваться над акумом, говоря: «Да поможет тебе твой Бог!» или «Да благословит Он твои дела!» При этом еврей думает про себя: Бог акумов, т.е. — в глазах еврея — идолопоклонников, не может сделать ничего, стало быть и акум не может быть благославлен, отсюда ясно, что пожалование евреем акуму благодати является лишь насмешкой и глумлением.
Закон 66
Еврею запрещено давать акуму или вообще иметь с ним дела за три дня до одного из (акума) праздников, потому что таким путем акум мог бы доставить себе удовольствие именно в праздник. Однако, за высокие лихвенные проценты ссужать акуму разрешается, дабы самое удовольствие приходилось ему не по вкусу, в виду грозящих невзгод при расплате.
Закон 67
Запрещено делать еврею акуму подарки в один из его праздников; дозволено же это лишь когда он знает, что акум неверующий. Равным образом, еврею запрещается принимать подарки от акума в его праздник. Но когда еврей боится, чтобы через отказ не произошло дурных последствий, тогда он может принять, но затем тайком выбросить подарок. День, в который акумы получают нового короля (день вступления на престол или избрания), евреем следует считать наравне с обыкновенными праздниками акумов (т.е. евреи не должны делать подарков или совершать с ними гешефты, разве если они имеют возможность удачнее обмануть акумов и пр.).
Закон 68
Запрещено еврею в праздник акума ходить к нему в дом, чтобы не быть вынужденным здороваться с ним. Но когда акум попадется еврею на улице, тогда дозволено здороваться с ним, однако лишь принужденным образом, исподлобья (в подлиннике говорится: со слабыми губами и тяжелою головой).
Закон 69
Еврею безусловно запрещено отвечать акуму приветом «мир с тобой!» или чем-нибудь подобным (так как еврею думают, что тому достанется мир, кому, на его привет, отвечают пожеланием: «мир с тобой!»). Согласно с этим, еврею внушается, что когда он увидит акума, то должен поклониться первым, дабы акум не успел первый его приветствовать и не заставил бы еврея отвечать, а следовательно, содействовать тому, чего Боже упаси, чтобы акум получил благославление.
Закон 70
Считается заведомо хорошим делом, когда еврей держится от храма акумов, по крайней мере на 4 локтя (напр., когда его путь лежит мимо). Согласно с этим, весьма строго запрещается еврею наклонять голову перед названным храмом; например, когда заноза попала в ногу, или же когда он уронил деньги наземь, так что вынужден нагнуться, — в этом случае он должен повернуться к храму спиной. Когда у отверстия водного источника находятся христианские образа или символы, тогда еврею не дозволяется пить отсюда, потому что это имело вы вид, как будто, нагибаясь к отверстию, он хотел бы поклониться к образу или символу.
Закон 71
Еврею запрещено снимать шляпу перед королями или священниками, у которых на одеянии есть крест или которые носят таковой на груди, дабы не показалось, будто он делает поклон перед крестом. Однако, чтобы не нарушать внешнего приличия, ему следует снять свой головной убор раньше, чем он увидит означенных лиц (стало быть и крест), или же он должен как бы случайно, в их присутствии обронить деньги и нагнуться, чтобы поднять их (его поведение, стало быть, должно иметь вид, как будто он оказывает такому лицу свое уважение, на самом деле имеет совсем иное намерение).
Закон 72
Запрещено евреям в квартале или на улице, где они живут, отдавать взаймы, либо продавать дома трем акумам, дабы не дошло до того, чтобы квартал или улица стали христианскими. Продажа дома одному или двум акумам была прежде дозволена только с целью, чтобы эти дома служили амбарами, а не для жилья, так как иначе акумы стали бы держать в них своих идолов. Однако, теперь, когда этого случая почти не бывает, евреям дозволяется отдавать взаймы либо продавать одному или двум акумам и для жилья.
Закон 73
Считается большим грехом подарить что-нибудь акуму. Тем не менее, ради мира бедным акумам дозволено подавать милостыню, навещать их больных, отдавать их покойникам долг и утешать родственников умершего дабы акумы могли подумать, что евреи их друзья, так как и они высказывают свое участие.
Закон 74
Запрещено еврею хвалить акума в его отсутствие, напр., говоря: «Что за красавец!» (когда этот человек красивой наружности), но еще в тысячу раз строже запрещается прославлять его добродетели, напр., говоря: «Какой он добрый человек!», или «Какой ученый», или «Какой умный человек» и т.д. Когда, однако, восхваляя телесную красоту акума, еврей намерен этим воздать хвалу Богу за то, что он создал такое красивое существо, тогда это дозволяется, потому что еврей может хвалить Бога и ради красоты животного, а значит и акума.
Закон 75
Еврею запрещено принимать участие в свадебном пиру, даже когда есть возможность взять с собой кушанья и своего же лакея (т.е. кошерно), потому что отсюда могли бы возникнуть общественно-дружеские отношения (чего именно еврей должен всячески избегать); но когда акум посылает еврею на дом живую птицу или что-нибудь зарезанное евреем, тогда дозволяется еврею поесть от него у себя на дому.
Закон 76
Запрещается еврею отдавать своего ребенка в христианское учебное заведение, либо к мастеру-христианину для обучения какому-нибудь ремеслу, потому что акумы (христиане) соблазнили бы его ко злу. Засим, еврей никогда не должен оставаться с акумом наедине, потому что акумы кровожадны. Когда акум и еврей идут по лестнице вверх или вниз, тогда в первом случае еврей должен стараться быть первым, а во втором — последним (стало быть всегда выше христианина), а то акум мог бы убить еврея, если бы последний стоял ниже. Далее, еврею нельзя нагибаться в присутствии акума, потому что иначе акум мог бы отрубить ему голову. Равным образом запрещено еврею говорить правду, если акум спрашивает, куда он идет, дабы не подкрался к нему и не убил его.
Закон 77
Запрещается кормилице-еврейке кормить ребенка акума, даже когда ей платят, потому что этим она помогла бы вырастить акума. Лишь когда она чувствует сильные боли от избытка молока и последнее может сделаться для нее вредным, тогда это дозволяется. Также запрещается еврею учить акума какому-нибудь ремеслу, которым он мог бы прокормиться.
Закон 78
Запрещается еврею лечиться без платы у врача или аптекаря акумов, так как, надо полагать, что в этом случае врач либо аптекарь отравили бы его; за плату же дозволяется пользоваться акумом в качестве врача либо аптекаря, потому что последний тогда поостережется отравлять еврея, дабы не повредить собственной репутации.
Закон 79
Разрешается еврею при жизнеопасной болезни пользоваться нечистыми (т.е. тем, что по закону он обязан считать нечистым и употребление чего вообще строго запрещено), когда он думает, что может ждать отсюда исцеления. Но и в этом случае остается недозволенным употреблять хотя бы для своего исцеления все, что принадлежит (в еврейском смысле) к самому нечистому, а именно — к капищу акумов (христианской церкви).
Закон 80
Строго запрещается еврею давать акуму стричь себе волосы (на голове или бороде), потому что акум мог бы порезать ему горло; это разрешается лишь, когда присутствует несколько евреев, или же когда перед ним есть зеркало, чтобы еврей тотчас же мог заметить злое намерение акума перерезать его горло и поскорее убежать.
Закон 81
Еврею не вменяется в прямую обязанность убивать акума, с которым он живет в мире; однако же — строго запрещается даже такого акума спасать от смерти, напр., если бы сей последний упал в воду и обещал даже все свое состояние за спасение. Далее, запреще
Комментарии