Коррупционеры как глисты никогда не наедаются
У коррупции три лица. И они неотделимы друг от друга. Одно лицо дает, другое берет, а третье лицо или лица взирают на это, ничего не предпринимая. И неизвестно, какое лицо страшнее. Можно оставить все разговоры о честной и прозрачной конкуренции, а значит, и развитии и свыкнуться с мыслью, что все будет по-прежнему, и мы еще неопределенно долго будем находиться на задворках мировой цивилизации, добывая и продавая за бесценок то, что сможем выкопать или выкачать из земли.
Построить правовое государство, свободное общество, конкурентоспособную экономику, развитые производительные силы невозможно, когда для некоторых чиновников само государство, его административный ресурс и возможности стали главными производительными силами, поставленные для производства их индивидуального блага. А когда это все происходит повсеместно и масштабно, на глазах у всех, хочется выть от безысходности.
Конечно, можно долго говорить о загадочном восточном менталитете, который испокон веков приветствовал разного рода подарки сильным мира сего взамен на какую-либо услугу. Тогда не задумывались, что такое коррупция, это было традицией и хорошим тоном. Но как показала история, только те общества, которые сумели добиться равенства возможностей и условий экономической деятельности для всех членов общества, продвинулись в своем развитии дальше всех других.
Конечно, там тоже есть коррупция, но она вне системы, тот, кто в ней участвует, заведомо знает, что совершает преступление и может быть схвачен за руку и наказан. Другое дело, когда государственные функции персонифицированы и поставлены на службу какому-то конкретному лицу или семье, а не всему обществу.
Опишу один случай, рассказанный знакомым дальнобойщиком. Время 90-е годы. Пост ГАИ, где-то между Алматы и Карагандой. Жарко. Возле дороги на стульчике сидит гаишник в майке и в надвинутой на глаза фуражке, дремлет. Возле него - какой-то ящичек. Подъезжает фура, останавливается, шофер выходит из машины и кладет в ящичек тенговую бумажку, гаишник еле приоткрывает глаза и кивает, машина едет дальше. Что скажешь, человек в поле на палящем солнце зарабатывает деньги. Во время обеда прибегает сынишка с узелком еды. Папа на работе. А если папе нужно срочно домой, он надевает сынишке фуражку на голову и передает ему жезл. Пост оставлять нельзя в любом случае. Можно не сомневаться, сынишка станет не механизатором, агрономом или зоотехником, а - гаишником. На этом же посту.
Откуда появится мотивация к труду, инициативе, инновационному мышлению, когда все достаточно просто – нужно занять должность, на которой тебе будут платить за одно только слово «Разрешаю».
Использование своего служебного положения ради своих личных выгод происходит повсеместно. Это до такой степени стало обыденным явлением, что уже даже никого не удивляет, а становится просто нормой жизни, неписаными правилами, нарушая которые, ты никуда не продвинешься даже на йоту. Недавно перед выбором: платить или не платить за выделение вагонов на погрузку зерна чиновникам из компании «Казахстан темир жолы» - встала и трейдерская компания «Бамбек». Руководство компании решило не платить и ничего хорошего от этого не поимело – вагоны ушли совсем другой организации. Но все по порядку.
Этой осенью зернотрейдеры столкнулись с дефицитом зерновозов. Все вагоны используются в стратегически важных мероприятиях по переброске зерна или их вообще для всех не хватает. Вот слова чиновников, предоставляющих зерновозы. Однако оказалось, что проблему можно решить и гораздо раньше. По словам трейдеров, в КТЖ могут в срочном порядке найти свободные зерновозы. Но по 200 долларов за каждый. И тогда хоть завтра, а то и сегодня, грузи зерно и отправляй.
Правда, можно обойтись и суммой долларов в 50, но тогда вагоны придется подождать 3-4 дня, максимум - неделю. Костанайские трейдеры говорят, что у них такая практика в порядке вещей, потому и дефицита зерновозов нет. Сумму в 50 баксов приходится выкладывать в любом случае, вне зависимости от имеющихся на станции вагонов.
Фирма «Бамбек» заранее оплатила все необходимые тарифные платежи и еще 4 августа подала план на перевозку пшеницы в количестве 15 зерновозов. План был утвержден, но дальше дело не пошло. В начале сентября вагоны должны были предоставляться всем согласно очереди. Первой в списке стояла фирма «Бамбек». Но, однако, это особых изменений в сложившуюся ситуацию нехватки вагонов не внесло: Продкорпорация продолжает активно отгружать зерно, а трейдеры тщетно пытаются в этот график вклиниться. И чаще безуспешно. Удается это тем, говорят трейдеры, кто нашел «нужных» людей в столичном офисе КТЖ, или не поскупился выложить железнодорожникам через посредников 200 долларов за вагон.
В головном офисе КТЖ представителей фирмы «Бамбек» заверили в том, что ситуацию с дефицитом вагонов нагнетали работники филиалов железной дороги. Якобы им было сказано обеспечить подачу зерновозов Продкорпорации, ускорить этот процесс, но это вовсе не значит, что не нужно подавать вагоны другим компаниям. Чуть позже филиалам разъяснили, что ежедневно необходимо подавать вагоны зернотрейдерам, хотя бы по 3-5 в день, а не только Продкорпорации. И, действительно, ряд компаний получил зерновозы, хотя и не в том количестве, какое было указано в заявке.
Трейдеров, естественно, не устраивает, что, к примеру, из заявленных 15-и подали только один зерновоз! Ерлан Нургалиев, зам. начальника отдела обеспечения погрузки и выгрузки Павлодарского отделения, говорит, что все условия диктует Астана, какие указания из головного офиса поступают – те он и выполняет.
Кстати, представитель трейдерской компании «Бамбек», ожидающий подачу зерновозов в Павлодарской области, пытался выяснить, почему его очередь «подвинула» другая фирма. Представитель павлодарского отделения КТЖ в телефонном разговоре заявил, что некоторым трейдерам удается грузить, поскольку решают вопрос в Астане, однако ему самому не ясно, почему компания, стоявшая первой на очереди, не смогла получить вагоны. А действительно, почему? Может, у этой компании какие-то особые заслуги перед родиной?
Оказывается, было все проще. У фирмы, получившей вагоны в количестве 25 штук, даже не было подписанной заявки со стороны элеватора в момент подачи вагонов. Это подтвердил корреспонденту ИА «Казах-Зерно» и руководитель элеватора Валиев Т.Ш., который был крайне удивлен, когда 6 сентября, в тот день, когда должен был грузиться «Бамбек» (приказ на отгрузку №10000000170 от 31 августа 2010 г.), на элеватор были поданы вагоны другой фирмой. Начальник станции Енбекшильдер Безпалинов Ж.Х., который отправил эти 25 вагонов, на тот же вопрос корреспондента подтвердил, что 6 сентября должен грузиться «Бамбек», но пришло распоряжение от руководства КТЖ «грузить» и отправлять другую фирму. Только уже это говорит о, мягко говоря, неправомерных действиях со стороны уполномоченных лиц из КТЖ.
Между тем, сотрудникам «Бамбека» по секрету сказали в КТЖ, что их компании отгрузки вообще не светят, поскольку такое указание поступило от управляющего директора «Ќазаќстан темір жолы» К. Е. Альмагамбетова. «Бамбек» не молчит о нелицеприятной ситуации на рынке зерноперевозок – пишет во всевозможные инстанции, обращается в СМИ, что, скорее всего, и не устраивает руководство КТЖ.
Для этого много официальных причин – и небольшой парк зерновозов, и первоочередные отгрузки Продкорпорации, и экспорт в Азербайджан! Так что, братцы, «только бизнес и ничего личного».
Вот таким образом наказывают железнодорожники неугодных зернотрейдеров, которые играют не по неписаным правилам чиновников КТЖ. А тем временем у получателей зерна приостанавливается производство, растут убытки. Под угрозой деловая репутация трейдеров, а их финансовые потери исчисляются миллионами.
Фирма «Бамбек» не сдается и пытается добиться справедливости. Из письма, направленного фирмой «Бамбек» павлодарскому транспортному прокурору М.М.Ахметжанову:
«…4 августа 2010 года нашей компанией был подан план на перевозку пшеницы в количестве 15 вагонов на август со станции Енбекшильдер назначением на ст. Душанбе-2 (Таджикистан). Заявка на отгрузку была подписана, однако, несмотря на это, нам так и не удалось осуществить заявленную перевозку по причине отсутствия вагонов и отгрузок АО НК «Продкорпопация». Уже второй месяц нам не удается отгрузиться с данной станции.
…в начале сентября нам должны были подать хотя бы часть из заказанных вагонов, однако до сих пор вагонов нет и дату их появления не называют. …Но на данную станцию были поданы вагоны под погрузку другой компании (несмотря на то, что у компании не было согласованной заявки с элеватором на тот период. В агентстве Казах-Зерно имеется подтверждающий документ - прим. автора) ... по словам посредников, выход есть – нужно заплатить дополнительно за подачу вагонов 200-250 долларов США за каждый вагон и препятствий никто испытывать не будет. Именно таким способом и была поднята вверх очередь отгрузки фирмы, которая была заявлена позднее. Наше руководство от данной услуги отказалось и теперь, судя по всему, наша отгрузка перекладывается в самый конец очереди.
…Представители нашей фирмы поинтересовались у компаний, которых отгружают без очереди, каким образом им это удается, на что нам без всякого сокрытия ответили, что за каждый документ их руководство заплатило около 200-250 долларов США.
…Просим Вас провести проверку наших доводов, помочь нам разобраться в данной ситуации и по возможности принять меры», - говорится в конце письма. К письму прилагаются копии всех документов, подтверждающих права фирмы «Бамбек» на первоочередное получение зерновозов. Как говорится, только документы… и ничего личного.
А напоследок еще один рассказ, который может помочь понять, откуда растут ноги у нашей милой, безобидной и основанной исключительно на желании помочь другим людям коррупции.
Один мой знакомый рассказал мне историю о том, как он добирался по железной дороге до станции Петропавловск из глубин нашей необъятной страны. И было это где-то в конце 90-х прошлого века. Взяв билет в железнодорожной кассе, как и положено добропорядочному гражданину, он направился на перрон, заполненный до отказа разномастной публикой, груженной баулами неимоверной величины, сетками с дынями, ящиками с яблоками и прочими дарами южной природы.
Когда подошел поезд, все ринулись к вагонам. Погрузка напоминала бегство армии Деникина из Севастополя. Сначала проталкивались баулы, затем, потом между ними протискивались и их хозяева. Проводники им не мешали и даже помогали, кто-то добрым словом, а кто помоложе - и делом. Мой знакомый, назовем его Виктор, не хотел участвовать в этом исступлении, в виду своего высокого IQ и гуманитарного образования. Он ждал, когда все это кончится. У него на руках был билет, своеобразный договор между им самим и уважаемой компанией «Казахстан темир жолы» о перевозке его тела до определенной станции с гарантированными перевозчиком условиями транспортировки.
Но не тут-то было, подав этот договор проводнику, Виктор не обнаружил на лице железнодорожного служителя ничего, кроме гримасы разочарования. Как оказалось, выполнить договор было не так-то просто. На месте, гарантированном всесильной и уважаемой компанией, уже расположился объемный дядька в тюбетейке, а рядом с ним такие же объемные тетки, чада и домочадцы, а также куча дынь и сумок различных размеров.
Сдвинуть их с места не представлялось никакой возможности даже силами всей бригады проводников всего поезда. Да и проводник даже не попытался этого сделать, но уверил Виктора, что найдет для него место и получше. Получше найти место не удалось, похуже - тоже. Их не было вообще. Требовать каких-то прав в соответствии с билетом-договором совершенно не имело смысла, а поскольку поезд уже начал движение - нецелесообразно.
Правами двигаться в северном направлении республики пассажиров обеспечивали тут же, согласно тем местам, которые они успели занять. Билетов не выдавали, печатей не ставили, деньги собирали наличными и складывали в многочисленные карманы. Гарантией того, что пассажир доедет до места назначения, были теплые слова – «Счастливой дороги, брат», «Э, все будет хорошо». А тех, кто показывал билеты, подозрительно осматривали и предлагали рассчитаться за дополнительный багаж. Вот так все просто и без лишней бюрократической волокиты.
А что же с Виктором? Нет, его не оставили без внимания. Местный проводник, поговорив со своим собратом на своеобразном железнодорожном наречии, определил его в какой-то дальний вагон на боковую верхнюю полку и забыл про него до самой станции Петропавловск.
Прошло более десятка лет, молодые парни-проводники, помогавшие когда-то челночникам грузить баулы в вагоны, набрались опыта, сделали карьеру в своем родном ведомстве и заполнили офисы своей уважаемой компании «Казахстан темир жолы». Многое поменялось с того времени, но привычка решать дела без бюрократических проволочек и за наличные осталась. С одной лишь разницей – дела стали шырше, а суммы - больше. Теперь они торгуют не местами в вагонах, а самими вагонами-зерновозами. И опять же, исключительно во благо клиента. За один зерновоз - 200 долларов. Такая вот ставка сегодня. Это вам не мелочь у не обилеченных пассажиров тырить.
P.S. Пока готовился материал, пришло еще одно не очень хорошее для фирмы «Бамбек» известие. Вчера, как стало известно ИА «Казах-Зерно», АО «Казахстан темир жолы» объявило запрет на экспорт зерна в Таджикистан. Запрет, естественно, касается только казахстанских зерновозов. Сейчас сотрудники ИА «Казах-Зерно» перепроверяют эту информацию.
Все это только подтверждает изречение о том, что «везет только дуракам», а людям, которые добиваются справедливости, жизнь подбрасывает новые испытания. Но все равно, когда мы наконец услышим от отечественного чиновника гордое высказывание героя из фильма «Белое солнце пустыни», сыгравшего таможенника уже не существующей таможни – «Я мзду не беру!». А может быть, чтобы приблизить этот момент, взять и не давать никому взяток. Всем вместе. Или хотя бы не молчать об этом.
Справка: 1 доллар = 147,49 тенге
Фёдор Сергеев
Информационное Агентство «Казах-Зерно»
Комментарии