Почему не утихают споры о Ленине?

На модерации Отложенный

Пожалуй в той истории, которую советские люди были приучены знать о В.И. Ленине, гораздо больше лжи, чем допустимо в самой развесистой идеологии.

Ленину одни тупо поклонялись потому что он "вождь мирового пролетариата" и "гений всего человечества", и "создатель первого в мире социалистического государства", другие кое что узнали и проклинают его потому что по его приказам и при его одобрении творили свои кровавые злодеяния в Крыму Землячка-Залкинд и Бела Кун, расстреляна царская семья, уничтожалось казачество, творился красный террор, третьим он вообще уже неинтересен. Почему такие перепады? Памятники ему до сих пор в РФ в рекордном количестве стоят по всем городам и весям, мумия его по-прежнему  в мавзолее на главной площади страны. Это вряд ли можно считать нормальным, но что Россия действительно его никогда не забудет - то это факт.

Володя Ульянов родился 22.04.1870, умер 21.01.1924, но фактически свою деятельность прекратил раньше, в 52 года, в 1922 году. Отец Ульянов, мать - Бланк, девичья фамилия Гроссшопф, генеалогия его запутанная, долгое время скрывалась, но сегодня легко можно узнать о всех тонкостях. Я об этом помолчу. Как и о национальном составе ленинских кадров, среди которых 97% было нерусских. Нам важно понять суть его деятельности.

Ленин принадлежит к леворадикальному крылу марксизма. К России его отношение радикально: «Тот не социалист, кто не хочет принести в жертву свое отечество ради торжества революции». Тем более такое отечество, как Россия, которую Маркс и Энгельс воспринимали как постоянную угрозу Европе и опору реакционных монархических сил, рабства и варварства. (Об этом подробно, опираясь на многочисленные цитаты из трудов Маркса и Энгельса написал С. Кара-Мурза в недавно вышедшей книге "К. Маркс против русской революции", при этом, однако, с присущей ему литературной энергией, восхваляя Ленина).

Будучи «профессиональным революционером», Ленин не считал себя философом. Философией он занимался только тогда, когда к этому вынуждали политические задачи. Его основная философская работа «Материализм и эмпириокритицизм» была написана в 1907-1908 годах для того, чтобы утвердиться в качестве идеологического лидера партии. Но достижения естествознания и социальные проблемы действительно требовали осмысления. Делимость атома и соотносительность массы и энергии вызывали представление о том, что материя исчезла. Ленин же утверждал, что исчезла не материя, а тот предел, до которого мы её знали, что материя – это не вещество, обладающее конкретными физическими свойствами, например, массой, твёрдостью, цветом, а «философская категория, служащая для обозначения объективной реальности». Не ясно, правда, что это такое, являются ли мысли и чувства реальностью... А когда он писал, что она «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» то он сильно ошибался, что позже и сам признал. Но это отдельный разговор.

Ленин резко критиковал крупнейших философов: Юма, Канта, Маха. Особенно доставалось философствующим однопартийцам. Ленин был нетерпим к инакомыслящим, адресуя им иронию и насмешки не принятые в философской полемике. В книге имеются грубые ошибки, о которых ему прямо говорили. Так, современник и соратник, большевик и ученый А. Богданов находил у Ленина массу противоречий, обличал его в религиозном отношении к Марксу, в культе «абсолютного» и т.д. См.«Вопросы философии», 1991, № 12., С.27-91. Многие из своих ошибок Ленин и сам позже признавал. Так, в «Философских тетрадях» (конспектах 1914—1916 годов) он уже пишет, что нельзя отбрасывать кантианцев и юмистов с порога, что идеализм это не просто чепуха, что Фейербах всё-таки зря "третировал Гегеля как дохлую собаку", что «умный идеализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм» и т.п.

/Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 29. С. 161, 248, 322/.

Работа Ленина «Философские тетради» есть не предназначенные для публикации конспекты (десять тетрадей с выписками из разных философских произведений, особенно Гегеля). Здесь же набросок «К вопросу о диалектике», в котором автор призывает рассматривать всё в развитии, в связях, противоречиях, всесторонне. 

Во время Первой мировой войны Ленин возглавлял единственную в Европе крошечную партию, которая выступала за поражение своей же собственной страны. Именно поэтому его и использовал разбогатевший на спекуляциях военными поставками Парвус-Гельфанд и стоящие за ним враждебные России силы, поэтому Ленина и его команду германский Генштаб в апреле 1917 года и отправил поездом из Женевы в воюющую Россию - чтобы вызвать беспорядки и вывести Россию из войны. А из США в Россию отправился Троцкий. Снабжали революционеров деньгами воротилы капитала. Это было вполне и в интересах "союзников", которые разрушив Россию смогли полностью воспользоваться плодами победы над Германией и завершить войну тяжким и унизительным для Германии Версальским договором, создав ситуацию, приведшую в конце концов к законному и демократическому приходу Гитлера к власти в результате выборов и реальному экономическому реваншу Третьего Рейха. (Кстати, Гитлер родился 20 апреля 1889-го, через 19 лет после Ленина)

Ленин не знал о существовании ряда произведений Маркса и Энгельса, это не его вина. Некоторые из были опубликованы только после смерти Ленина. Среди них «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Немецкая идеология», русский «Альянс» и работа раннего Маркса «К критике гегелевской философии права», в которой рассматривалось отношение гражданского общества и государства. Я не знаю был ли Ленин знаком с работой Маркса "Критика дипломатической истории 19 века", но это вряд ли. Возможно поэтому в работе «Государство и революция» Ленин опирается на учение Маркса о государстве исключительно как «машине подавления». Маркс и Энгельс, видя социальные перемены в развитых капстранах, отказались не только от такого понимания государства, но и от идеи «перманентной» революции, которая была несовместима с признанием экономической эволюции как условия для социалистических преобразований. Ленин же, ссылаясь на исторические условия XX века, возрождает эту идею, разрабатывает её как теорию перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую. Зачем? Да потому что большевики брали власть исключительно в надежде на скорую мировую революцию, и Россия для них была лишь средством для её разжигания. Вот строки из Манифеста 2-го Конгресса Коммунистического Интернационала (июль-август 1920г.), подготовленного Троцким: “Дело Советской России Коммунистический Интернационал объявил своим делом. Международный пролетариат не вложит меча в ножны до тех пор, пока Советская Россия не включится звеном в федерацию советских республик всего мира”. Под документом - подписи Ленина, Троцкого, Зиновьева, Бухарина, многих революционеров из других стран.  О том же говорила и первая советская Конституция, да и сам Герб СССР с ленточками на колосьях. Кремлёвским мечтателем назвал его Герберт Уэлс.  /продолжение следует/