Зачем Путин и Медведев посетили Арктику?

Зачем Путин и Медведев посетили Арктику? – обсуждают Владимир Гундаров, Александр Гольц...

Президента России Владимира Путина в поездке на архипелаг Земля Франца-Иосифа, помимо главы правительства Дмитрия Медведева, сопровождают министр обороны Сергей Шойгу и министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, передает "Интерфакс".

Ранее российские информационные агентства сообщили о прибытии Путина на архипелаг Земля Франца-Иосифа, не уточнив, находится ли с ним Медведев, – несмотря на то что накануне эти же агентства сообщали, что президент лично пригласил Медведева присоединиться к нему в поездке.

По данным государственных СМИ, Путин во время визита на архипелаг Земля Франца-Иосифа ознакомится с результатами работ по ликвидации экологического ущерба Арктической зоны и пообщается с экологами.

26 марта по всей России прошли акции протеста, связанные с расследованием оппозиционера Алексея Навального о возможной причастности Медведева к коррупции. В митингах участвовали десятки тысяч человек, однако многие государственные СМИ так и не сообщили о протестах. Сам Медведев до сих пор не прокомментировал предъявленные ему обвинения. Во время акций 26 марта премьер-министр катался на лыжах, о чем он сам сообщал в инстаграме.

Зачем Путин и Медведев посетили Арктику – обсуждают военный журналист Владимир Гундаров, военный эксперт Александр Гольц, эколог Владимир Чупров, ученые-полярники Николай Адамович, Лев Саватюгин, корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.

Ведущий – Владимир Кара-Мурза – старший. https://youtu.be/L2Q_4t2mK_8

Владимир Кара-Мурза-старший: Одной из сенсаций минувших суток стала поездка президента Владимира Путина на архипелаг Земля Франца-Иосифа, куда, помимо главы правительства Дмитрия Медведева, его сопровождали министр обороны Сергей Шойгу и министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.

Путин во время визита на архипелаг ознакомился с результатами работ по ликвидации экологического ущерба Арктической зоны и пообщался с экологами.

Эту ситуацию мы обсудим с нашим гостем - военным журналистом Владимиром Гундаровым, автором фильмов "Под Андреевским флагом", "Подводная вахта" и других.

Владимир, как вы считаете, почему в не очень благоприятный для имиджа правительства момент президент взял главу правительства в Арктику?

Владимир Гундаров: Ну, можно шутливо предположить – чтобы поправить имидж. Но на самом деле здесь есть и другая составляющая.

Летом этого года мы собираемся вторично подать заявку в Комиссию ООН по шельфу, чтобы расширить свои владения в Арктике на 1,5 миллиона квадратных километров. В прошлом году, по-моему, нам прирезали Охотское море – 52 тысячи квадратных километров. А сейчас аппетиты растут, и это правильно. В свое время вся Арктика была поделена на секторы: американский, канадский, норвежский и российский. Ну, раньше об этом не сильно задумывались, где проходят наши границы, кому что принадлежит. А сейчас, когда там открыты большие залежи углеводородов, когда льды тают, когда мы закрываем там свое радиолокационное поле, усиливаем свое военное присутствие, самое время, по-моему, полететь в Арктику, и именно на остров Земля Александры.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте дадим слово Татьяне Вольтской, корреспонденту Радио Свобода в Санкт-Петербурге.

Татьяна, как вы считаете, каково значение Арктики для осознания россиянами имперского мифа об экспансии России, что она будет прирастать арктическими землями?

Татьяна Вольтская: Мне кажется, что сейчас, когда мы живем в "эпоху реставрации", очень многие ностальгируют по Советскому Союзу, очень многим не хватает величия, мощи, судя по всем опросам. Очень много ламентаций по поводу того, что в космосе мы утратили свое первенство, а вот было же!.. Мне кажется, что Арктика – это одна из составляющих светлой стороны советского мифа. В нашем сознании есть как бы две стороны медали: есть черный, уходящий вниз, адский Советский Союз – это ГУЛАГ, все, что связано с несвободой, а есть светлая сторона, воспеваемая Любовью Орловой, - это достижения, лифты для людей, возможности для тех, кто раньше был безграмотным, достичь образования и любых высот. Это экспансия вовне в любых смыслах – в смысле образования, науки, изучения космоса, географических завоеваний.

Ведь Арктика, как и космос, - очень трудное пространство для освоения. Разными странами продвигалось изучение, освоение, но не очень-то, потому что тяжело. И вот в Советском Союзе это было одним из самых важных событий, которое объединило всю страну, когда все 274 дня следили за дрейфом Папанина на льдине, его спасали, за него все переживали, каждый день просматривали газеты. Так что это было очень важно. Безусловно, это важный, объединяющий, светлый символ созидательный Советского Союза, который тоже разрушился в свое время. И конечно, это не только папанинцы, было огромное количество метеорологических станций, каких-то научных исследований, изучался дрейф льдин. Торжество науки, торжество человеческого духа, человеческого мужества.

Так что с этим связаны какие-то самые светлые стороны, действительно, и исторические, и ностальгические, и мифологические.

Мне кажется, возобновление освоения Арктики, замусоренной сейчас и военными, и учеными... туда везли страшные бочки с мазутом и железный лом, который теперь там валяется, и теперь все это опять превратить во что-то действующее – это очень здорово. Вот GPS работает, а наш ГЛОНАСС не работает. Так, может быть, хоть метеорология поднимется, какие-то станции наши там будут – прогнозы будут более точными, опять ученые там поселятся, построят новые городки. Я думаю, это все укладывается в парадигму: вот Крымом приросли, теперь Арктикой займемся... Это такое расширение: еще один луч, еще одна дорога... Мне кажется, что сейчас генеральная линия нашего руководства – это расширение влияния. Другое дело, как это получается. Но стремление такое – не науку развивать, как науку, вкладывая туда деньги, не образование, не медицину, а мы будем еще и тут физически. Получится или нет – мы не знаем. Мы не знаем, сколько денег разворуют из тех миллиардов, которые теперь, наверное, будут вкладываться в развитие Арктики, мы можем только предполагать. Наверное, потом спросим у Навального. Но стремление ногою твердой встать еще и в Арктике, оно вкладывается в имперскую политику российского руководства.

Владимир Кара-Мурза-старший: И у нас на связи Николай Адамович, заместитель директора НИИ Арктики и Антарктики.

Николай Михайлович, вы согласны с Татьяной? Тамара Макарова пела: "Штурмовать далеко море посылает нас страна". Этот миф до сих пор живет?

Николай Адамович: Ну, я не совсем согласен, потому что было очень много общих слов. По-видимому, предыдущий выступающий реально очень плохо представляет, что делается в Арктике, как делается, когда делалось.

Я работал в Арктике, непосредственно в Арктическом регионе, на острове Диксон очень много лет – более 30 лет. И я не понаслышке знаю, что делал Советский Союз, что делает Россия в настоящее время для того, чтобы осваивать Арктику.

История освоения Арктики насчитывает не одно десятилетие, а столетия. Еще Иван Грозный издал указ о поиске сквозного прохода по так называемому Северному морскому пути. И в течение многих столетий, особенно в XX веке, интерес к Арктике со стороны многих стран, особенно России, был очень велик. И были громадные успехи, которые дали очень большой толчок в развитии как промышленности, так и в целом Советского Союза, а потом и России. В Заполярье, в так называемой Арктической зоне построены крупнейшие города – незамерзающий порт, город Мурманск, Норильск, который известен во всем мире своей продукцией.

В настоящее время интерес к Арктике возобновляется. Позиции были утрачены с развалом Советского Союза, в 90-е годы. Сокращалось военное присутствие, которое раньше было практически на всех островах, сокращалось количество полярных станций. А теперь возрастает интерес к Арктике, с ее огромными богатствами: на Арктическом шельфе – углеводороды, а на прилегающей территории – практически вся Таблица Менделеева, которая там имеется. Поэтому освоение и интерес к Арктике сейчас возрос. Появились новые возможности у современной России, и она эти возможности использует в полной мере.

Стоит задача сделать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, и это в интересах не только России, но и многих государств. И не только государства, которые входят в Арктический совет, но многие страны и государства, которые находятся, казалось бы, далеко от Арктики, такие как Индия, Китай, проявляют очень большой интерес и вкладывают инвестиции в арктические проекты. Поэтому говорить о каких-то имперских замашках, о которых я только что слышал, конечно, не стоит. Речь прежде всего идет о жизненно важных для России интересах.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте дадим слово главному научному сотруднику НИИ Арктики и Антарктики, доктору географических наук Льву Саватюгину, который рассказывает, зачем России нужна Арктика сейчас.

Лев Саватюгин: У нас граница арктическая, северная огромная, и районы Крайнего Севера занимают треть России, где добывается очень много полезных ископаемых и углеводородов. И как мы можем на Арктику не смотреть?!

И потом, Арктика – это наш щит военный, оборонный со стороны ближайшего агрессора, через океан, если надумают к нам "в гости" лететь. Поэтому не обращать внимания на Арктику нельзя.

И Арктика – это же Северный морской путь, это кратчайший путь из Европы в Азию. Поэтому нам надо сейчас уделять ей большое внимание. В 90-е годы мы там разрушили все, что могли разрушить, - и сеть гидрометеорологических станций, а от этого зависит точность прогнозов по трассе, полярные станции обеднели, больше половины мы позакрывали.

Но сейчас у нас Арктика возрождается, возрождаются полярные станции. И если на примере "Нагурской", даже архипелага Земля Франца-Иосифа, то жизнь опять возвращается туда. Восстанавливаются аэродромы, и не только на Земле Франца-Иосифа, но и в Восточной Арктике, на острове Котельный наша база. И конечно, гидрометобеспечение. Каждый год экспедиции туда идут морские и разведывательные. Без Арктики России никак!