Заградотряд на новый лад
О любом мало-мальски нашумевшем и значимом событии, как правило, спорят. Это нормально. О том, выходить или не выходить на митинги, — тоже спорят. Стали уже привычными споры, как до, так и после мероприятия, о том, зачем устраивать все эти сборища, когда в них никто не верит и на них никто не ходит.
Так оно и было до этого воскресенья. Сами митинги и марши стали делом редким. Их исход и масштаб — предсказуемым. Разбор полета — рутинным. Тем удивительнее показались прошедшие по всей стране народные «гуляния» против коррупции, их очевидный успех, давно забытый масштаб, и по численности, и по географии, сильно помолодевший состав участников и реакция. Реакция, что любопытно, и властей — беспрецедентное количество задержанных на ровном месте людей, в нарушение всех прав, законов и Конституции, — и общества. И если с властями все давно и безнадежно понятно, то вот общество меня удивило. Если не сказать напрягло.
Ничего страшного в том, чтобы не ходить на митинги и марши нет. Это личный гражданский выбор каждого. Ни в коем случае я не осуждаю тех, кто предпочитает оставаться дома или высказывать свою позицию иным способом. Признаться откровенно, я сама не любитель многолюдных сборищ и каждый раз задаю себе вопрос: пойду или не пойду?
Но задумываюсь я все же исключительно над целесообразностью каждого отдельного мероприятия, рисками и заявленной темой, а не над тем, имеет ли такая форма протеста право на существование. Вот здесь у меня однозначный ответ. Имеет. И не просто имеет, а обязана присутствовать в жизни и деятельности любого общества. В некоторых случаях, когда на кону, например, жизни людей, — в особенности. Это неотъемлемая часть его, общества, существования. Это признак его здоровья. В любой стране. При любом режиме. На каждый чих референдумы не устроишь. Не каждое несогласие общества известно тем, кто поставлен управлять. Поэтому люди могут и должны выражать свое мнение вслух тогда, когда необходимость этого возникла в умах, скажем, больше двух человек, и когда это затрагивает гипотетически больше двух человек. В идеале, конечно.
Вчера незнакомая дама сказала мне: «Существует только одна законная форма протеста: галочка в бюллетене для голосования». Мне страшно было даже спросить эту даму — она в курсе, что на дворе XXI век, и что если в нашей стране до сих пор шаг влево, шаг право — расстрел, то в цивилизованном мире давным-давно свое мнение выражают массой других законных, не причиняющим вреда людям, способов. И марши, демонстрации — один из важнейших и самых распространенных из них.
Каково же было мое изумление, что и в этот раз, когда, казалось бы, наконец-то удалось сдвинуть хоть что-то с мертвой точки, отовсюду полился уже слегка утомивший скепсис. Честное слово, я совершенно не ожидала услышать набившие оскомину упреки сейчас, на фоне этого первого за последние несколько лет серьезного оживления гражданской активности общества. Конечно, не обязательно бросать вверх шапки или впадать в эйфорию — это уж как кому захочется. И пусть успех может оказаться мимолетным. Пусть есть риск того, что он закончится, едва начавшись. Но ведь он уже существует. Он уже принес плоды — нам удалось рассмотреть лица новых людей. Их много, они молоды, они бесстрашны. И это уже результат.
И упрекать в том, что нехорошо, глупо, безответственно шляться по митингам, когда страна загибается?
С непременной менторской альтернативой: работать надо, дело делать, с себя начинать, подъезд свой вымыть, старика-соседа покормить, больным и немощным денег собрать или еще чем помочь, а не по митингам ходить? Или как вам не стыдно, еще детей с собой потащили? Ну товарищи, ну live a little (живете сами, дайте жить другим)!
Вы уж простите, умные, ответственные, работящие трудяги-соотечественники. Вас послушать, так вы одни трудитесь, страну из навоза тащите, больных поднимаете и работу работаете. Другие только и делают, что по митингам шастают, лозунги горланят. Вот только странное дело — пять лет никто на митинги особо не ходил. Вы работу работали, митингующие, в отсутствие митингов, тоже вроде бы без дела не сидели, а страна как была в глухом, непролазном болоте, так в нем и сидит. Да что там, все глубже и глубже в него погружается. Вроде бы и срок приличный, ну хоть что-то должно же было с точки мертвой сдвинуться. Но нет.
Так какой выход? Ждать очередного фальшивого голосования? На которое, кстати, такие скептики тоже чаще всего не ходят — с той же формулировкой: «А зачем? Что это изменит?» Работать, опустив голову в песок: моя хата с краю, ничего не знаю? Продолжать мыть-кормить все увеличивающуюся армию стариков и больных, потому что кроме нас самих до них никому нет дела?
Соглашаться с тем, что положение в стране катастрофическое и ничего не делать, чтобы его изменить — это, как мы видим, не выход. Предложите другой, а не осуждайте тех, кто пытается кричать об этом. Ведь иногда не осудить своих же товарищей куда важнее, чем высказать свое «фэ» просто потому что оно у вас есть. Причем это относится и к самим митингующим, вечно упрекающим не вышедших на митинг казалось бы единомышленников.
Пойти или нет — это прежде всего право. Давайте перестанем лишать друг друга этого права. Ну или уважать сделанный выбор, что ли. Я, разумеется, не имею в виду разные стороны баррикад, по которым разошлось наше общество — там для нас важнее вообще горло друг другу не перегрызть, до уважения ли! Я говорю об одной стороне, на которой мы все, активные граждане, находимся. У этой нашей стороны и так, если не баррикады, то очень отчетливые фланги имеются. И здесь все не согласны со всеми. Причем не согласны активно, с упреками, нравоучениями и ругательствами. Как-то не по-людски это. Не хотим объединяться, так давайте не мешать, что ли. Ну больно смотреть, как одни, умные, деятельные, красивые, свои, ругают почем зря других, в большинстве своем таких же умных, деятельных, красивых, своих, за то, что те видят иной путь и идут по нему, несмотря ни на что.
Понятно же, что они, те, кто выходит на улицы, рискуют. Рискуют по-разному — кто репутацией, кто работой, кто свободой. Но они все же — авангард. Хотим мы это признавать или нет. Смелый, может безрассудный, может крикливый, но авангард. Именно из-за них, в том числе, власть знает, что наша сторона баррикад вообще существует и еще шевелится. На них она ориентируется в своих жестоких и наглых ответках. И их, в общем-то, боится. Больше всего на свете. Потому что каждый раз не знает, полыхнет или не полыхнет. И вот не покидает ощущение, что им, может, наивным, может, неправым, может, надоевшим, в спину стреляют свои же. Заградотряды на новый лад. Ну мы же не такие?
Оксана Паскаль
Комментарии
"Думайте сами.
Решайте сами."
Будут ли тебя "иметь"?
Но почему среди них нет организаторов? Почему крикуны за народную справедливость совершенно не желают органнизовать помощь в цивилизованом разрешении конфликтов с полицией?
Где были организованные адвокаты при доставлении задержанных полицией в отделения? Кому из задержанных и как была организованна помощь?
Нет никаких данных. А при плохой организации любой митинг иожет плохо кончиться. Поэтому в дальнейшем нужно серьёзно относиться к организационным вопросам, а не выкрикивать лозунги, что помогу де Я, когда до международного суда дела у вас,, задержанные, дойдут, профанация это.
Пока так дела стихийно обстоят, а в стихии и до провокаторов недалече.
Комментарий удален модератором