Дело шайки контрабандистов, помогавших вооружать Россию

На модерации Отложенный

В бруклинском федеральном суде возбуждено уголовное дело против пяти россиян и двух наших эмигрантов. Им предъявлен целый букет обвинений, от контрабанды лицензионной технологии и отмывания денег до банковского мошенничества. Лишь за него им грозит тюремный срок до 30 лет.

По делу проходят москвичи 44-летний Евгений Гринин, 57-летний Алексей Ипполитов и 41-летняя Светлана Скворцова, санкт-петербуржцы 52-летний Борис Лившиц и 48-летний Вадим Конощенок, которого ФБР подозревает в принадлежности к ФСБ, 35-летний Алексей Брайман, проживающий в Нью-Гэмпшире, и 41-летний житель Нью-Джерси Вадим Ермоленко. Бывший киевлянин Брайман (чью фамилию иногда пишут как Брейман) является израильским гражданином и имеет гринкарту, а Ермоленко — натурализованный гражданин США.

 

Лившиц раньше жил в Бруклине и знает английский, на котором он заказывал товар у американских производителей, а чекист Конощенок в последнее время проживал в Таллине.

В четверг Брайман сам сдался ФБР, а Ермоленко был арестован в Нью-Джерси. Первый отпущен под залог в 150 тысяч долларов (хотя прокуратура просила 250 тысяч) и экипирован датчиком GPS, а второй освобожден до суда под залог в полмиллиона. Оба сдали свои загранпаспорта.

Конощенка задержали 6 декабря в Эстонии по американскому ордеру. Он ожидает экстрадиции в США. Остальные обвиняемые объявлены в розыск.

Согласно обвинительному заключению, фигуранты незаконно приобретали и экспортировали лицензионные электронные компоненты, часть которых может использоваться в разработке ядерного и гиперзвукового оружия и квантовом вычислении. По словам замминистра юстиции США Лизы Монако, обвиняемые «подпитывали незаконную и неспровоцированную агрессию России против Украины».

По словам федеральной прокуратуры Восточного округа Нью-Йорка, обвиняемые были связаны с московскими компаниями «Серния Инжиниринг» и «Сертал», «которые функционировали под началом российских разведслужб и приобретали передовую электронику и современное тестовое оборудование для российского военно-промышленного комплекса и научных исследований и разработок».

Операция проводилась с 2017 года под руководством российских спецслужб преступной группой, которая получила в ФБР название Sernia Network, «Сеть Серния», и снабжала санкционной технологией, в том числе лицензионными полупроводниками, ВПК и НИИ России. В числе заказчиков «Сети» американские прокуроры называют Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, «Росатом», «Руснано», госкорпорацию «Ростек», минобороны РФ, СВР и различные компоненты ФСБ, такие, как Департамент военной контрразведки и Управление научной и технической разведки. «Сертал» имеет лицензию ФСБ на «проведение работы, связанной с использованием информации, которая представляет гостайну сверхсекретного уровня» (везде обратный перевод с англ. — В.К.). 

Прокуратура цитирует письмо генерального директора «Сертала» от 31 августа 2020 года, направленное Всероссийскому НИИ автоматизации, который являет собой подразделение «Росатома», занимающееся разработкой ядерного оружия и его компонентов. В письме подтверждается недавнее продление лицензии ФСБ и отмечается, что с июня 2016 года «Сертал» «успешно выполнял и выполняет работу с использованием информации, представляющей гостайну…».

Если верить американским прокурорам, «Серния» и «Сертал» располагали обширной сетью подставных компаний и банковских счетов по всему миру, в том числе и в США. Ее целью было «замаскировать роль российского правительства и истинное лицо российских конечных пользователей американского оборудования».

После вторжения России в Украину 24 февраля с.г. минфин США наложил санкции на обе московские компании и ряд других, использовавшихся в описываемой схеме, а также на многочисленных физлиц, причастных к этой сети, в том числе обвиняемого Евгения Гринина. Минфин заявил тогда, что все они «вносят важный вклад в военную машину Российской Федерации».

По словам прокуроров, Гринин работал в «Сертале» на должности технического директора и одновременно числился одним из руководителей подставной британской компании «Протон Про», которой пользовалась «Сеть Серния». 31 марта и на него, и на «Протон Про» были наложены американские санкции.

Алексей Ипполитов был связан с московским Всероссийским НИИ электромеханики», одним из подразделений «Росатома», который разрабатывает спутники и военные космические корабли, и со Всероссийским НИИ оптических и физических измерений» (ВНИИОФИ). Санкции США на ВНИИОФИ были наложены 7 апреля.

Светлана Сквоцова является советником гендиректора «Сертала» и работает под началом Гринина. Как утверждает обвинительное заключение, Ипполитов получал заказы от российских конечных пользователей и передавал их Гринину и Скворцовой. Они договаривались о финансировании и маршрутах траспортировки оборудования и поручали Лившицу приобрести его у американских компаний. Лившиц открыл ряд подставных компаний и банковских счетов в районе Большого Нью-Йорка. Он планировал пути транспортировки товара и переводил деньги с одних счетов на другие с целью сокрытия схемы. Лившиц координировал свою деятельность с Конощенком, Брайманом и Ермоленко, говорится в обвинительном заключении.

Конощенок, по словам прокуроров, пересылал или контрабандой провозил с собой купленный в США товар из Эстонии в Россию. Товар включал электронику двойного назначения, патроны и другие изделия, подлежащие экспортному контролю. 27 октября эстонские пограничники остановили Конощенка в Нарве с 35 разными типами полупроводников и других электронных компонентов, заказанных Лившицем, а также несколькими тысячами патронов американского производства калибром 6,5 мм, применяемых в снайперских винтовках. 

24 ноября его снова остановили на границе при попытке провезти в Россию 20 коробок с тысячами американских патронов, включавших снайперские 338-го калибра. По словам прокуроров, Конощенок обсуждал с Лившицем, как сфабриковать документы, чтобы скрыть транспортировку боеприпасов, которые в одном случае они выдавали за «автозапчасти».

В ходе ареста Конощенка эстонские власти обыскали склад, записанный на его сына, и обнаружили около 170 кг. патронов.

Базировавшиеся в США Брайман и Ермоленко, по словам обвинителей, фабриковали товарно-транспортные накладные, переупаковывали и пересылали товары в промежуточные пункты по всему миру, пока те, наконец, не оказывались в России, и управляли десятками подставных компаний и банковских счетов по всей Америке.