Фильм "Край" или мы - на краю? Рецензия на фильм.
На модерации
Отложенный
Рецензия на фильм " Край" Алексея Учителя. ( Сначала советую посмотреть сам фильм.)
Фамилия у режиссёра просто замечательная... -Учитель... При произношении этого слова у меня возникают образы - свет, умный взгляд, честность, справедливость. В последнее время ещё горькой ассоциацией стали озабоченный взгляд, морщины и стоптанные туфли. Увы... таким нам его сделало наше правительство с неуважением к этой профессии и всяческим унижением её. Однако, всё-таки с этим словом у меня ассоциируется человек, который несёт знания, образование, и который, призван воспитывать людей честными, справедливыми. Но учителя бывают разные, а сейчас и подавно. И не всякий будет учить добру и справедливости. Так чему же хотел в этом фильме нас научить А. Учитель...? Что он хотел нам сказать?
Итак, первое чему учат учителя - это быть добрыми, чуткими, жалостливыми не только по отношению к близким (это вроде, как аксиома), но и по отношению к другим людям. Меня с детства учили, что нет разницы между своими детьми и чужими. Нет значения, русский человек или черкес, бедный или богатый... Это все - ЛЮДИ! И относиться к ним надо ко всем одинаково почтительно, с уважением, а чаще с состраданием.
Видим ли мы всё это в фильме???? - Нет. Фильм очень жестокий. Здесь - постоянные удары кулаком по лицу без разбора, безжалостное расстреливание людей , как врагов, так и неповинных людей (немцы и Соня возле вагона); Вспомним момент, когда Игнат падает в припадке - никто не подошёл!!!! И это - в самом начале фильма. Т. е. такие безразличные люди запланированы были с начала, это было " задумкой " режиссёра. Они такими остаются до самого конца; Чего стоят эти подсмеивания и огрызания всего народа в столовой, когда заходит их руководитель без руки. И ведь это не добрые шутки, которыми отшучивались герои советских фильмов, вызывая улыбку на лице зрителя. Это - злые сарказмы, укусы змей, обидные фразы.А чего стоит это враждебное отношение всего поселения к немке Эльзе (актриса – Аньорка Штрехель), а потом и к главному герою. Но если Игнату (В. Машков) за его наглость и хамство сразу надо было надавать тумаков ( он просто сам просил), то что им сделала эта немка???? Если она там поселилась с начала войны, то она никого не убивала, а следовательно у неё и в мыслях не было навредить им??? И ни один, НИ ОДИН не сжалился над ней, не пожалел, а в это , ну, никак поверить невозможно.
Итак, люди - безразличные, злые. Чего только стоит привязанный за ногу ребёнок в каморке! "Чтоб не убежал"... Но там его кормят, поят, любят, куда бежать-то..? Тем более после даже непродолжительного времени там пребывания, ребёнок уже должен был усвоить, что в лесу - медведь, который может быть опасным, а на железной дороге - паровоз - задавит.
Отдельно хочется сказать про отношение полов в фильме.
Что самое интересное, любви в фильме - нет! Любви настоящей между мужчиной и женщиной нету!!! Есть похоть, инстинкт, влечение самца к самке и наоборот. Нам чуть ли не с первых кадров показывают сексуальную сцену Игната и Сони. Вся сцена сводится к простому акту, к тому как "любит" мужик бабу после долгих лет воздержания. Потом всякие намёки на связи однорукому начальнику, который выбегает и посылает бабу по - дальше. Потом есть кадр, где Машков дерётся с немкой, как с мужчиной, сбрасывает её с дерева, подпилив это дерево. А затем и вовсе заставляет женщину выполнять мужскую работу - бросать дрова в огонь и ( о ужас) строить мост, неся всё на своё горбу, поднимая тяжёлые брёвна!!!! (Хотя есть куча людей в деревне – иди и воодушеви их.) Вспомним, как Машков заставляет приседать этих людей, в том числе и женщин. Нам показывают уставшие, измождённые лица, а ему - хоть бы что...!!! А когда Машков обедает без немки... А где же соучастие, помощь, да совесть, наконец-то!!! Сам ест, а она голодная. Хлеб несёт ей, благодаря Соне, которая ему это напоминает. Также вспомним моменты, где парень бросается насиловать немку , где мужик без штанов выбегает за голой бабой из горящего дома.
Вот мне скажут, да, так, мол, и было. Там - все бабы - проститутки были, а мужики - сволочи. Но, извините, для этого и есть режиссёр, как человек, который всё пропускает через себя и даёт зрителю конечный продукт. Значит, это - его личный взгляд на вещи, то, какими он себе их представляет. И потом, я уверенна, что не могли там все быть такими. Были и такие, и другие. Почему бы не показать нам всё многограннее, а не красить всё одной краской? Поэтому здесь нет ни любви к женщине, ни подчёркивания красоты женщины, ни должного уважения к ней. Кстати, и женщины все здесь некрасивые и грубые.
НЕ показано ни одной семьи!!! Хотя речь идёт о поселении, т.е. семьи там были. И детей нет - тоже неправда, т. к. в условиях безконтрацептивного времени, детей должно было быть много. ( Тем более, учитывая ту вольность, которую преподносит нам режиссёр.) Итак, здесь нет должного отношения к женщине, нет семьи, как таковой, что говорит об безответственности населения ( сегодня с одной, завтра- с другой).
Это вполне может сойти за пропаганду такого образа жизни среди молодёжи. А сейчас, учитывая демографический спад, разводы, падение института семьи - этого делать, ну, никак нельзя!
Кстати, здесь нет и малейшего признака на отцовство. Есть мальчик Паша, но ни Игнат, ни другой герой (первый жених Сони) в упор ребёнка не замечают! Как будто его просто не существует!!!!! Да и герой Гармаша без зазрения совести убивает Соню ( а она - мать), отбирает ребёнка у матери, хотя сам является отцом, как мы потом узнаём, погибшей дочери. Да как ты можешь убивать эту женщину, если ты сам потерял дочь , которая когда-то могла стать вот такой же матерью? Это разве человек????
Но удивляет и другое. Режиссёр как бы намеренно пытается у нас вызвать жалость к этим орущим ( непонятно от чего так сильно) начальникам: - у Машкова припадки;- у Гармаша погибшая дочь;- у руководителя одна рука, которой он с любовью утирает Сталина. Уж не пытается ли автор тем самым оправдать грозность этих "героев"? По крайней мере такое ощущение сложилось. Также Соню показывают, как она спасает мальчика при бомбёжке и тут же она лупит немку в бане. Это же просто поступки разных людей, они не могут быть у одного и того же человека!
Возьмём тему патриотизма. Вот Машков строит мост, прёт паровоз с острова. Если бы это было вызвано необходимостью жизненной и он на нём вывез потом людей с поля боя или спас народ от голода, привезя продукты, то да - это подвиг, достойный нашего внимания. А если этот паровоз был вытащен, чтобы стать личным средством передвижения для этого человека, то грош ему цена, и не герой он, а человек больной на голову... Ну, по край ней мере патриотизма тут нет и близко. А когда в конце ещё и разбивают сразу несколько паровозов, так тем более. Опять же, их можно было бы разбить из-за важной задачи, не выполнив которую пострадало бы очень много людей. Но здесь - сначала они спокойно отпускают Гармаша с добычей, не осмеливаясь его убить, а потом гонятся на паровозах. ( Уж ни показ паровозов был здесь главной задачей режиссёра?)
Не сказано ни слова о могучей стране, о целях работы и прочая.
Тема пьянства.
Пьют чуть ли не в каждом кадре ! С нашим 18,5 л. спиртного на человека в год - такое показывать - это... нужно очень не любить свой народ.
Немного о хорошем. Понравилось достоверное оформление фильма: костюмы, быт, стройки, паровозы, дым, Сибирь. Нет в фильме красивых деталей, наблюдательности авторов, любви к животным ( едят мясо, натягивают шкуру медведя на паровоз - кощунство), любви к природе. А собака, отлетающая от внезапного пара , вырвавшегося из трубы паровоза - это случайность?
- Не думаю.Нет запоминающегося ландшафта, какой-то тайны. Леса в конце фильма скорее навевают одиночество и монотонность, а не любование красотой.
«УБИЛА» последняя песня - "Миленький ты мой, возьми меня с собой...Взял бы я тебя, но там в краю далёком есть у меня жена .... чужая ты мне не нужна"... Это же ... призыв к разделению на своих и чужих.... Или призыв к измене... В общем, не нормально.
Подведём итог. Сюжет маленький, неподвижный. Часто наблюдается нелогичность действий, отсутствие мотивов героев. Ничто не изменяется в фильме, не происходит никакого открытия. Всё - на одной струне. Не видно общего дела людей, чем живут, что производят, как развлекаются. У людей есть только одно хобби - выпивка. ( Не призыв ли?) Никто не читает, не сочиняет, не изобретает . ( А ведь здесь, ох, какой воспитательный смысл!) Фильм толкает к разобщённости, к делению на своих и чужих. А то, что немка влюбляется в Машкова - это ни в какие рамки не лезет! Оказывается, над женщиной можно издеваться, унижать, обзывать, а она всё равно будет
любить. Это, как пособие - "Да кто ты, женщина такая? Сидеть, я сказал.."
Мне жаль...
Мне не жаль своего потраченного времени на фильм, который я , кстати, с трудом досмотрела до конца.
Мне жаль млн. людей , просмотревших этот фильм, и чему-то научившимся от него. Мне жаль их искалеченные мысли и нравы, которые они вынесут из кинотеатра.
Мне жаль, что кинотеатры показывают всё без разбора!Мне жаль в пустую потраченных средств ( сколько людей можно было бы осчастливить, дав им прибавку к зарплате, или построив новые дороги или построив детский сад. Вот бы продюсеров вспоминали добрым словом!)
Мне жаль усилий всей съёмочной группы, которые были исполнителями этого: актёры, операторы, монтажёры и прочие, не считая режиссёра и продюсеров.
Отдельно об игре актёров. Заметим, что нам персонаж либо нравится, либо нет. Либо мы его принимаем, либо отталкиваем. Для меня единственным, кого я приняла здесь был мальчик Паша. Это - прекрасно подобранный типаж: большущие добрые искренние глаза, милая улыбка. Он единственный у меня вызвал умиление, улыбку и жалость. Но и здесь беспощадная рука режиссёра добралась и до этого милого создания. Вспомним драку в бане. Этот чудный мальчик при виде дерущихся – СМЕЁТСЯ!!!!! А ведь у нормального ребёнка первое чувство при увиденном должны были быть испуг и слёзы! И не надо мне говорить, что он маленький и ничего не понимает, делать из него эдакого дауна! Время военное было и дети взрослели раньше и думали на равне со взрослыми. Ребёнок, у которого погибла мать ( а нам показывают сначала ребёнка, не разговаривающего, не улыбающегося именно после смерти матери, как состояние шока) – НЕ МОГ смеяться при виде насилия или агрессии!!! Т.е. режиссёр даже здесь, в ребёнке нам не оставляет надежду на лучшее. Что вот вырастет ребёночек, не будет насиловать, убивать, не возьмёт в руки оружие!!! В остальном же, нет НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, за которым хотелось бы пойти, на которого хотелось бы быть похожим , или который вызвал бы во мне чувство жалости и сострадания.
Эльза на острове… Какое тут сострадание, когда она начинает стрелять в человека (Игната), не разобравшись, зачем он здесь? Может, он – беженец, как и она. Может, ему нужна помощь, может, он пришёл помочь ей и прочая, прочая.
Так для чего же снимался этот фильм, для чего потрачено столько усилий? Может идея в том, что на фоне пьющих и глупых мужиков и баб появляется тот, кто может за собой повести? Так нет. Герой Машкова ведёт аморальный образ жизни, пьёт, болеет звёздной болезнью на фоне своего слабоумия, мнит себя героем, вытаскивает паровоз, катается на нём, а в конце ещё и способствует его поломке (чего, кстати, можно было бы избежать, если бы он умел думать).
Патриотизма нет, героизма во имя настоящей идеи - нет, любви нет. Сложилось впечатление, что фильм состоит из каких-то кусков жизни, не связанных друг с другом. Показывают людей в одном месте, с одинаковыми условиями жизни, но все куски их жизни не склеиваются между собой. Такое ощущение, что снимали отдельные фрагменты изощрённой мысли режиссёра, а потом их объединили в один фильм.
Нет целостности. Нет какого-то хронометража. Я не пойму сколько времени я провела в этой деревне, а время очень многое может сказать. Вот, например, сексуальные отношения между двумя главными героями ( Игнат и Софья ). Если они завязались постепенно, в течение 2- 3 месяцев или года, то тогда как бы я могу с этим согласиться. Либо должна была быть такая любовь или страсть, которые должны убедить меня, чтобы я поверила в столь быстрый ход событий. Но нет там ни первого, ни второго. ( Если там был промежуток времени, режиссёру следовало бы нам это как-то показать). Но нам постельную сцену показывают сразу после их знакомства. Следовательно, этого и хотел режиссёр.
После моих рассуждений у меня возникла мысль. А не для того ли снимался этот фильм, чтобы утвердить в сознании массового русского зрителя мысль, что так всегда жил русский народ и так будет в дальнейшем. Чтобы не было у людей наших желания воспрять духом, поднять головы, изменить свою жизнь к лучшему, перестать пить и заняться делом.
Увы, я пришла к этому неутешительному выводу. Ведь 11 000 000 млн. долларов кто-то должен дать и просто так они не даются. Для сравнения - фильм « Адмирал» 2008г – бюджет 20 млн. долларов, «Противостояние» Н. Михалкова – 40 млн. долларов. Об этих фильмах – отдельный разговор. Скажу лишь одно, что по своей идейной наполненности, они также не тянут на свои потраченные деньги и усилия.
А теперь у меня обращение к режиссёрам и продюсерам, а также тем, кто пропускает кино в прокат.
- Почему вы хотите так много денег, что готовы показывать полное дерьмо по всей стране?
- Почему вы не разбираетесь в искусстве, хотя можете просто вникнуть или пригласить умных советчиков?
- Почему вы не показываете нам призёров фестивалей, конкурсов и прочих победителей в кино, вещая лишь низкосортное?
- Почему вы не чувствуете за собой ответственность перед населением, ведь своими фильмами вы воспитываете.
- Почему вы не уважаете нас, зрителей, каждый раз выливая на нас помойные вёдра гадости и развращения?
- Почему вы считаете, что на хорошее кино не пойдут?
А вы начните, и все потянутся.
Поймите, мы устали от глупости, тупости ваших фильмов, где кроме насилия, секса и выпивки ничего нет. Мы хотим переживать вместе с героем, сочувствовать ему, радоваться вместе с ним, а не смотреть на паровозы, играющие в догонялки. Мне нет до них никакого дела. У нас много талантливых молодых режиссёров, но из-за невостребованности их ума они идут вам на поводу и снимают бездарное кино, которое и до конца нельзя досмотреть, а о повторном просмотре и говорить неуместно.
Поймите, в ваших руках наше будущее, будущее России! И в ваших силах его изменить к лучшему. Помните, как говорили в Древней Греции? - Какую музыку слушает народ, таким народом он и является.
Сделаем кино добрым, светлым, справедливым, населим его честными, порядочными персонажами. Подскажем людям, что только любовь, сострадание к ближнему сделает мир лучше, а нас добрее...
И в одно прекрасное утро мы вдруг узнаем, что в нашей стране стало меньше насилия и наркотиков, убийца и пьяницы стали вести здоровый образ жизни, алкоголиков и проституток не существует вовсе. А по огромному полю за воздушным змеем бежит большая дружная семья!
Комментарии
Ну вот я не ошибся:
Алексей Учитель родился 31 августа 1951 года в Ленинграде в семье режиссёра-документалиста Ефима Учителя. В 1975 году окончил ВГИК, работал на Ленинградской студии документальных фильмов. В 1990 году основал свою киностудию «Рок».