Правильно ли это – раздать российские паспорта всем рождённым в СССР?

На модерации Отложенный

                                                                                      Выйдет ли Россия из берегов, если разом откроются шлюзы для мигрантов из стран СНГ? В российском «подбрюшье» живут 30 млн узбеков и ещё примерно по 7 млн киргизов с таджиками. Из них готовы перебраться в Россию примерно две трети. При этом РФ, если верить демографам, в состоянии прокормить 300-тысячное население.

Отчего же тогда депутатская инициатива Константина Затулина и Натальи Поклонской раздать гражданство «по праву почвы» – всем рождённым в Российской империи и СССР и их потомкам – вызывает столь противоречивые чувства?

Прежде в год в России натурализовались примерно по 25–30 тыс. человек. В основном получали гражданство РФ переехавшие с Украины и из Узбекистана – их было примерно 80% от общего числа. Но так было до 2015 года – пока потоком не хлынули украинские граждане. В прошлом году, по данным МВД, российское гражданство получили порядка 100 тыс. человек. Считаете, много? Да это лишь капля в море: одних только украинцев у нас в очереди томится то ли 1,5, то ли все 2 миллиона. Но если граждане Украины бегут в Россию от войны, то киргизы с узбеками и таджиками – от бедности. Таджикам, пожалуй, немного попроще – Москву и Душанбе связывает договор о двойном гражданстве. А вот с Бишкеком у Москвы такого договора нет, но это не помешало 1,5 млн граждан Киргизии обзавестись российскими паспортами. Вот кому действительно непросто, чтобы не сказать невозможно, получить российский паспорт, так это этническим русским из Казахстана. Их там 3,5 млн, и уехать мечтает как минимум каждый второй. Но почему-то именно их российские миграционные службы всегда наглухо задвигали. Возможно, теперь, после того как законопроект Затулина и Поклонской одобрили в профильном комитете, ситуация в корне изменится. Как его не одобрить – закон разрабатывался по прямому указанию президента. К слову, такое же «право почвы» действует в США и Канаде и, с оговорками, в Германии. Значит – всё демократичнее некуда.
                                                                                                                                                                                                                       Хитрый план Кремля                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Эту идею – раздать российские паспорта всем рождённым в СССР – Константин Затулин безуспешно «пробивал» по меньшей мере два десятилетия. И ни разу дальше профильного комитета дело не продвигалось. Но на этот раз, кажется, всё будет совсем по-другому: профильный комитет одобрил законопроект безо всяких купюр, а это верный маркер – значит, «наверху» на сей счёт уже принято принципиальное решение. Не случайно и появление среди сторонников принятия законопроекта депутата Ирины Яровой – уж она-то к заведомо гиблым инициативам и близко не подойдёт. Что же изменилось и почему «правом почвы» озаботились именно сейчас?

Самое непредвзятое и, похоже, наиболее убедительное объяснение на сей счёт, как нам представляется, дал военный эксперт Александр Гольц. Обратили внимание, что никто не ставит условием получения гражданства переезд в Россию? А Гольц обратил: он считает, что в этой связи уместно припомнить обстоятельства раздачи российских паспортов в Абхазии и Южной Осетии. «Можно не сомневаться, – отмечает эксперт, – что тысячи измученных войной жителей Донбасса тут же попытаются поменять документы самопровозглашённых республик на российские паспорта. На украинской территории оформятся анклавы, населённые гражданами России. В результате требование Кремля об особой системе управления в Донецкой и Луганской областях превращается в требование законодательно подтвердить существование таких анклавов». И это, между прочим, только начало. За Донецком и Луганском могут последовать Харьков, Одесса, Николаев, Херсон и Запорожье. К слову, сегодня у каждого пятого взрослого жителя Одессы и области, если хорошо поискать, найдётся российский паспорт – таковой отыскался однажды даже у действующего городского головы Геннадия Труханова. Нет, в Россию перебираться одесситы не собираются. Но в случае чего некоторые из них могут апеллировать напрямую к руководству Российской Федерации – как это три года назад сделали крымчане (у которых к тому времени российских паспортов было не меньше, чем у одесситов). Чем это закончилось в Крыму, напоминать, пожалуй, не стоит.

Таким образом, идея раздавать российское гражданство «по праву почвы», может, и запоздалая, но весьма эффективная – в качестве внешнеполитической «дубинки». Но польза может быть и иной. «Выборы в Донецке и Луганске, если речь о выборах в украинскую Раду, превращаются в бессмыслицу, – разъясняет Александр Гольц. – Однако голоса жителей этих городов, вдруг ставших россиянами, могут сделать планируемую победу действующего главы государства на грядущих президентских выборах ещё более убедительной. С принятием закона о «праве почвы» Новороссия, о которой в Кремле на время забыли, де-факто становится реальностью. Причём не только на Украине. Затулин не случайно говорил о Белоруссии и Казахстане. К выборам приурочат маленькие победоносные приращения территории. «Право почвы» может превратиться в право на аннексию».

«Новые русские» и их аппетиты                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Однако за всё хорошее в жизни приходится платить. Потому заплатить придётся и за обращение в россиян жителей Центральной Азии – да ещё по полной программе и живыми деньгами. Известно ли вам, к примеру, что каждая киргизская женщина за свою жизнь рожает минимум по три ребёнка, не получая при этом ни копейки от государства? Местные депутаты уже несколько лет безуспешно «пробивают» закон о материнском капитале, рассчитывая в случае его принятия единовременно выплачивать родившим второго ребёнка матерям по 44 тыс. рублей, поведал нам киргизский народный избранник Айтмамат Назаров. Но пока такого закона нет, киргизские дамы решают этот насущный для них вопрос по-своему. Получают российский паспорт, и «вуаля» – можно занимать очередь за пособием. По состоянию на текущий год в нашей стране оно составляет 453 тыс. рублей – для нищей Киргизии, где месячная зарплата 10–12 тыс. рублей считается высокой, это непомерные деньжищи. К слову, за деньгами даже необязательно мотаться через границу – российский материнский капитал можно получать и в Киргизии. Теперь считаем: сегодня на материнский капитал претендуют примерно 600 тыс. киргизских гражданок – те, у кого уже есть российские паспорта. Но с принятием закона о гражданстве «по праву почвы» на выплаты смогут заявить права ещё до 3 млн киргизок. Не накладно ли выйдет? И что если за киргизками потянутся и узбечки – не придётся ли своим, россиянкам, отказывать?

Не стоит говорить, что и с прочими социальными выплатами могут возникнуть проблемы. Где брать деньги, чтобы раздать пенсии всем «новым русским»? «Пенсии будут положены только тем, кто перечислял взносы в наши пенсионные фонды, – разъяснил Константин Затулин. – Если не платил, какие пенсии? Сознательно обостряют этот вопрос – мы же не собираемся приглашать в Россию африканцев и азиатов, мы лишь выступаем за то, чтобы дать возможность жить и работать в России людям одной с нами крови!» Вот и депутат Владимир Сысоев, инициировавший выдачу всем

соотечественникам «карты русского», полагает, что вопрос «обостряют». «Когда я говорю, что для нашей страны 150 млн населения – очень мало и нужно его увеличить как минимум в 1,5–2 раза, меня ехидно так спрашивают, мол, а казна-то потянет? Ту же бесплатную медицину для обладателей «карты русского»? Так вот, я убеждён, что у всех, кто вернулся в Россию, должно быть право на бесплатное посещение врача. Хотя бы в экстренных случаях. Не обеднеем!» Впрочем, у правительства диаметрально противоположное мнение на сей счёт. Но решать будет не оно.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Константин ЗАТУЛИН, депутат Госдумы, разработчик законопроекта:                                                                                                    – Нам нужно срочно решать проблему легализации миллиона беженцев с Украины, которые мыкаются в нашей стране на птичьих правах.

А мы напринимали такие законы, которые не дают обычному человеку возможности получить российский паспорт. Основной посыл нового закона – носителям русского языка (тем, кто знает его, как родной) не нужно предоставлять справку о выходе из гражданства другой страны. Получить такую справку в Киеве или Риге нереально. И такое требование почему-то действует только к носителям русского языка, а для других претендентов на наше гражданство она, заметьте, не требуется. Ну а заявления о том, что нас и так слишком много в России, а каждый понаехавший – лишний рот, – это бред. Каждый человек в трудоспособном возрасте в состоянии заработать и себе и государству.

А ещё мы наконец-то восстановим справедливость. В 1991 году русские, которые жили на Украине, в Прибалтике и в Средней Азии, неожиданно узнали, что от них уехало государство. Мы этих русских, как крепостных, вместе с деревеньками, передали новым властям независимых государств. Дать им гражданство – наш долг.

Нужно ли заново переписывать действующий закон                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          С финансовыми и политическими сомнениями мы, кажется, разобрались, однако это не всё – сомнения вызывает и юридическая казуистика. Скажем, зачем нужно принимать новый закон о наделении гражданством «по праву почвы», если в российском законодательстве всё, что нужно, на сей счёт уже прописано? Берём действующий закон «О гражданстве РФ» 2002 года, читаем: «Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР». В соответствии с действовавшим ранее законодательством. Ранее действовала такая норма – прописана она в законе «О гражданстве РФ» 1991 года: «Лица, родившиеся                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению». В том случае, «если они родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребёнка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации». «Право почвы» как есть. Зачем же дублировать?

Дело, как оказалось, в трактовке закона. А трактовали его, как правило, некорректно: мол, гражданами России признаются лишь те бывшие советские граждане, которые на 6 февраля 1992 года проживали на территории России. В чём тут подвох: те, кто развалил Союз, загодя поделили и людей – чтобы упредить бегство в Россию из союзных республик. Самим жрать нечего – так ещё и кормить понаехавших?! И приходилось тем, кто по факту развала Союза оказался на территории Украины или Казахстана, принимать новое гражданство добровольно-принудительно. Автор этого текста может поведать о том, как это происходило, на своём собственном примере.

На момент распада Союза я жил и учился в Крыму. Советский паспорт на украинский мне менять не хотелось. А получить российское гражданство в то время крымчанину было почти нереально. За все 90-е годы российские паспорта получили лишь несколько сотен моих земляков, и каждый из них может поведать об этом историю на целую газетную статью, если вообще не на книгу. Но в 93-м мне исполнилось 25 лет, и по закону паспорт подлежал обмену. Я держался до последнего – пока не схлопотал третье предупреждение при пересечении российско-украинской границы (по работе мне приходилось ездить в Москву). В общем, в декабре 94-го вопрос стоял ребром: либо сдать советский паспорт на предусмотренную законом «перерегистрацию», либо через границу больше не пропустят. Паспорт я сдал, но каково же было моё удивление, когда вместо советского документа мне выдали новенький украинский! Попытка добиться того, чтобы советский паспорт мне вернули, успехом не увенчалась (я потратил на это два года, но знаю тех, кто добивался возвращения «серпасто-молоткастого» по пять лет и дольше). Вот так советские граждане «с правом почвы» становились украинскими и одновременно теряли возможность претендовать на российские паспорта. В общем, кажется уместным принять новый закон, чтобы не возвращаться к законодательной неразберихе, доставшейся нам в наследство от лихих 90-х.

Страна непуганых засланных казачков                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Есть в юридической казуистике, действующей поныне, ещё один неприятный поворот, о котором следует упомянуть. Сегодня, чтобы получить российское гражданство по упрощённой схеме, нужно представить не только вид на жительство в России и источник к существованию, но и документ «полномочного органа иностранного государства» об отказе от гражданства этого государства. А с этим возникают реальные трудности. Так, Украина, Латвия, Эстония и Израиль не выдают документы о выходе из гражданства вообще. То есть в принципе не выдают никому. С этой проблемой, к слову, недавно в массовом порядке столкнулись крымчане, пожелавшие оформить свой переход из украинского гражданства в российское с соблюдением всех формальностей. Не выдаёт документов Киев, даже если оформить все бумаги и уплатить пошлину. А в Узбекистане другая напасть. Там справку об отказе от гражданства получить в принципе можно, но времени и денег это потребует просто неприлично много. Взятки требуют беззастенчиво, на каждом шагу и немалые. Цена вопроса – порядка 5 тыс. долларов. С принятием закона о гражданстве «по праву почвы» выходить из имеющегося гражданства, полностью соблюдая навязываемые процедуры, более не потребуется. Достаточно будет одного заявления – об отказе от гражданства.

В целом законодательная инициатива Поклонской и Затулина вызывает понимание – почему бы не давать гражданство тем, кто считает себя частичкой русского мира? Но, как говорится, есть нюансы – и коллеги инициаторов законопроекта знают о них, как никто другой. Вот, к примеру, о каких угрозах предупреждает первый зампред думского комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов: «В постсоветских странах выросло новое поколение, которое отличается от россиян по культуре и мировоззрению. Зачастую они воспитаны в ненависти к России. Если люди с такими ценностными установками станут гражданами нашей страны, я плохо себе представляю, как они смогут интегрироваться в наше общество. Мы же собираемся предоставить им право голосовать, служить в армии. А это вопросы национальной безопасности. Чем они будут руководствоваться при голосовании? Российскими интересами или же интересами тех стран, с которыми они связаны этнически? Мы же сами превращаем Россию в страну непуганых засланных казачков!» Не слишком-то оптимистично настроен и коллега Емельянова, единоросс Михаил Старшинов: «К сожалению, даже те из граждан бывших союзных республик, что прибывают в нашу страну не на сезон-другой, а с целью остаться надолго, далеки от попыток ассимиляции. Чем это нам грозит? Появлением этнических анклавов. А к чему это приводит, наглядно показывает печальный опыт Германии и Франции».

Юрий КРУПНОВ, писатель и политик: – Затулин и Поклонская уверяют нас в том, что с принятием закона никаких дополнительных финансовых проблем у нас не появится и обременительных для страны вложений тоже не потребуется. Но гражданство даёт право и на минимальную пенсию, даже без трудового стажа, и на множество социальных выплат. Мало того, предоставление гражданства по Затулину таит наёмнический смысл. Сотрудники СБУ уже встали в очередь за нашим гражданством и вовсю изучают русский язык. Отказ в письменной форме от иностранного гражданства, о чём говорит Затулин, представляет собой реальный, законный отказ от иностранного гражданства? Нет, не представляет. Девальвируется и само гражданство России – жители стран СНГ смогут получать его как бы на всякий случай. Вдруг пригодится? Считаю, что это неправильно. Не стоит спешить.