Русская колония Форт-Росс. Берег несбывшейся мечты
На модерации
Отложенный
Она была нашей. Почему русские первопроходцы ушли из Калифорнии.
|
Фото: wikipedia.org
|
Российские промышленники принесли цивилизацию на Западное побережье Америки и оставили ее там
В марте 2017-го года со дня основания первого русского поселения в Калифорнии исполняется 205 лет. Более двух веков назад плывшие с запада русские добрались до запада же нынешней территории США раньше, чем американцы, шедшие туда с востока. Однако постоянные угрозы не позволили нам успешно освоить новые для себя земли. Кто и что угрожало первому русскому поселению в Калифорнии?
Просто бизнес
Если Сибирь осваивали сперва военные, а потом уже промышленники, то в Америку сразу пришли деловые люди (разумеется, неплохо вооруженные) – такова, видимо, аура этого континента.
В начале XIX века Российско-американская компания (основана Григорием Шелиховым и Николаем Резановым с личного соизволения императора Павла I), уже закрепившаяся на негостеприимной Аляске, в поисках новых территорий для добычи пушнины обратила свое внимание на Калифорнию, по которой в то время с юга продвигались испанцы.
КСТАТИ: Это было первое и предпоследнее в истории столкновение интересов двух наций, обосновавшихся по разным краям Европы; вторым стала активная советская поддержка испанских республиканцев в 1936 году.
Первым калифорнийским поселением стала крепость Росс; американцы (и мы вслед за ними) называют ее Форт-Росс.
Несколько лет русские выбирали удачное место, пока не наткнулись на небольшое плато, окруженное ущельями (в 80 км к северу от нынешнего Сан-Франциско). Ведь испанцы уже объявили западное побережье Америки своим, и хотя у них самих земля горела под ногами – колонии рвались к независимости, – с новоявленной Мексикой тоже следовало считаться.
Первый Главный правитель Русской Америки Александр Баранов отдал приказ о проведении экспедиций в Калифорнию с целью поиска земель для ведения сельскохозяйственной деятельности.
В ходе экспедиций, осуществлённых в 1808–1812 годах под руководством Ивана Кускова, было выбрано плато в 30 км к северу от залива Румянцева, отделённое от остальной местности глубокими ущельями и окружённое строевым лесом и пастбищами.
В 1812 году Александр Баранов принял решение о строительстве на этом месте крепости и поселения, которое получило название Росс.
Земля за три пары штанов
К моменту, когда Баранов прибыл сюда с 25 русскими колонистами и 90 алеутами, статус территории не был до конца определён. Испанцы считали эту землю своей, однако никакой хозяйственной деятельности не вели. Населён район был индейцами племени кашайа-помо.
Отношения русских с калифорнийскими индейцами можно охарактеризовать как относительно мирные. «Относительно» — из-за того, что со временем жители Форт-Росс стали практиковать использование бесплатного труда индейцев, которых попросту сгоняли на работы. Разумеется, такое отношение никак не могло понравиться индейцам.
Такая практика, однако, не была постоянной. Чаще наёмный труд индейцев оплачивался вещами и продуктами. В любом случае, в отличие от испанцев, русские не предпринимали попыток истребления индейцев либо обращения их в рабство.
Начало русской Калифорнии
Русские наладили торговлю с местными индейцами и мексиканцами. И те, и другие считали эту землю своей, так что в каком-то смысле появление русских устроило обе стороны. И хотя со временем хорошо вооруженные гости из-за океана начали откровенно эксплуатировать индейцев (из песни слова не выкинешь), в целом почти 30 лет существования русского Росса прошли практически без столкновений.
Статус Форта-Росс в течение всего времени его существования в качестве русского поселения оставался неопредёленным. Согласно некоторым сведениям, Александр Баранов приобрёл землю у индейцев в традиционном для Америке стиле — за три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги, несколько ниток бус.
Непризнанная территория
Испанцы полагали, что русские колонисты захватили земли, принадлежавшие королю Испании, однако, не желая портить отношения с Россией, не предпринимали военных операций, пытаясь добиться ухода россиян дипломатическим путём.
Русские, в свою очередь, напирали на то, что граница владений Испании в этом районе не определена, а местные индейцы испанскими подданными себя не считают.
Русско-испанские переговоры по проблеме Форта-Росс в 1816 году завершились ничем, а в 1821 году оппонентом россиян в переговорах стала уже независимая Мексика.
Представители Российско-Американской компании предлагали российским дипломатам следующий выход из положения: Россия признает независимость Мексики (что к тому времени так и не было сделано), а Мексика, в свою очередь, признает Форт-Росс российским владением. Однако российский МИД не дал хода подобной инициативе.
Несмотря на это, между жителями Форта-Росс и мексиканцами велась оживлённая торговля.
Калифорнийский интернационал
Население Форта-Росс никогда не было многочисленным. В 1828 году там проживали 60 русских, 80 алеутов и 80 местных индейцев. К 1836 году численность русской колонии не превышала 260 человек.
Собственно, русскими в Форте-Росс были мужчины, заключившие с Российско-Американской компанией контракт на 7 лет. Помимо этого, в колонии проживали индейцы различных племён, как правило, владевшие русским языком и крещёные в православную веру, а также представители других народов, в том числе якуты, шведы и даже выходцы из Полинезии.
Женщины в Россе были, как правило, местными уроженками, поэтому в русской колонии считались нормой межнациональные браки.
С хозяйствованием было хуже. Добыча пушнины в теплой Калифорнии изначально выглядела сомнительной затеей – здесь просто нет зверей с густым мехом, исключая морскую выдру, которую почти истребили за первые десять лет существования колонии. В этом смысле первоначальные планы Русско-американской компании накрылись, как принято сейчас говорить, маленьким пушным зверьком.
Земледелие тоже особых успехов не приносило – слишком мала была территория, слишком близки неплодородные горы. Экономика колонии держалась на животноводстве, но все же не могла существовать без подпитки из России.
При этом колонисты делали что могли. Калифорнийские вина известны и пользуются спросом, а ведь первая в этом штате лоза была посажена именно в Россе, первые фруктовые сады зацвели именно вокруг Росса, первые оконные стекла появились здесь же. Но этого оказалось мало.
Земледелие, на которое делалась основная ставка при основании Форта-Росс, не было особо продуктивным, зато неплохо развивалось скотоводство. Кроме того, колонисты разбили здесь фруктовые сады, основали судостроительные верфи и даже построили первые в истории Калифорнии ветряные мельницы.
При этом колонисты делали что могли. Калифорнийские вина известны и пользуются спросом, а ведь первая в этом штате лоза была посажена именно в Россе, первые фруктовые сады зацвели именно вокруг Росса, первые оконные стекла появились здесь же. Но этого оказалось мало.
....Упадок
Время, когда можно было здесь закрепиться (война Мексики за независимость), оказалось упущенным. Император Александр I уделял все свое внимание европейским триумфам и красивым женщинам; непонятная дикая Америка его, а также и его министров не интересовала совсем. Да и новые друзья России, в первую очередь Англия, совсем не были заинтересованы в усилении нашей страны.
В начале 1830-х стало ясно, что планово-убыточный Росс обречен: метрополия не собиралась вкладываться в расширение русского присутствия в Калифорнии, а одинокая крепость, пусть и способная отразить любой набег, заведомо не могла продержаться в дипломатическом и экономическом противостоянии с окружающими народами. Получившая независимость от Испании Мексика старательно лезла вверх по карте, стремясь распространить свои владения на север вплоть до британской Канады. Одновременно с востока через постепенно сдвигавшийся фронтир (граница разрешенного освоения земель) накатывались окрепшие американцы. Русская Калифорния выглядела щепкой в столкновении двух грандиозных волн.
...И конец
В каком-то смысле нам удалось хотя бы удачно уйти. Мексиканцы платить за Росс не желали, понимая, что русским здесь и так не удержаться. А вот американцы, уже готовившиеся к нападению на Калифорнию, с удовольствием легитимизировали свое присутствие здесь.
Крепость Росс уцелела во время американо-мексиканской войны за Калифорнию и другие юго-западные штаты. Она пережила короткую, но бурную золотую лихорадку. Американцы бережно хранят кусочек русской истории.
Колония Форт-Росс существует в реконструированном виде, от оригинальных построек остался лишь один дом – последнего русского коменданта Александра Ротчева. Сейчас этот участок имеет статус Национального исторического памятника США, здесь регулярно проводятся праздники русской культуры…
Обширной и слабо заселенной Российской империи объективно сложно было удержать свои американские владения: слишком слабыми были коммуникации, слишком долгим время принятия решений в Петербурге. Русские ушли из Америки спокойно, с достоинством – без кровопролитий, но и без поражений. Не стоит грустить по утраченной собственности – даже сейчас, 205 лет спустя, мы до сих пор не освоили толком и азиатскую часть своей страны.
Как покупатель форта русских «кинул»
Продать эти земли оказалось не так-то просто. Американские бизнесмены не заинтересовались этими территориями, а мексиканцы предпочитали ждать, пока русские уйдут бесплатно.
Наконец, в 1841 году Росс был продан гражданину Мексики швейцарского происхождения Джону Саттеру за 42 857 рублей серебром. В счёт оплаты за приобретение Саттер поставлял пшеницу на Аляску, однако, по данным администрации Русской Америки, не доплатил более 37 тысяч рублей.
Незадолго до продажи в Форте-Росс произошёел единственный вооружённый инцидент за всю его историю. В 1840 году мексиканский генерал-комендант Вальехо, не дождавшись ухода русских, послал отряд для взятия пошлины с американского корабля, зашедшего в залив Румянцева, где находилась гавань колонии — порт Румянцев. Поторопившихся мексиканцев с территории колонии русские выдворили с позором.
Ротчев вспоминал позднее: «Какая волшебная страна эта Калифорния!.. Я провёл там лучшие годы моей жизни, благоговейно ношу воспоминания этих дней в душе...»
Дом Ротчева — это единственное оригинальное сооружение, сохранившееся в Форт-Росс до наших времен. Остальные объекты были реконструированы в более позднее время.
С конца XIX века Форт-Росс стал американской туристической достопримечательностью, которую сегодня посещает до 150 000 туристов в год.
Комментарии
Забыли про Землю Миклухо-Маклая, наш он был, не какой-то там украинец! Альпы, протёртые суворовскими штанами!
А города русской славы? Хельсинфорс (Хельсинки), Берлин, Варшава, Париж! Особенно хорошо бы Париж взять назад, вместе со всеми забегаловками… «Бистро-бистро» - и душа сама запоёт!
И ура!