Родина неваляшек или кто выпил весь "Вятский квас"

На модерации Отложенный

 

Помните как два года назад на пресс-конференции Путина родился мем "Вятский квас"? После легендарного диалога российского президента и кировского журналиста это уже не мем, а вполне себе бренд. Причем, изначально на квас "Вятский" семья Курагиных, владеющая заводом по производству алкогольных и безалкогольных напитков в Кирове, больших надежд не возлагала. Предприниматели знали, что квас не был особо востребован потребителем. Зарубежная газировка привлекала покупателей больше. За производство кваса Курагины взялись, отдавая дань традиции: завод начал делать квас ещё во время Первой мировой войны. Однако обстоятельства сложились неожиданным образом. Теперь о "Вятском квасе" знает вся страна, а фирменные бутылки украшает этикетка с Тимати. Ну как "украшает", просто там есть Тимати, а это что-то да значит.

Стоит ли говорить, что "Вятскому квасу" повезло? Вопрос риторический. Разумеется, не каждому российскому региональному производству удается выбраться на федеральный канал и пропиариться с участием президента. Не только лишь всем это удается, я бы сказал. Тем не менее, отечественный малый и средний бизнес, даже базирующийся в так называемых моногородах, сейчас имеет шанс добиться пусть и не оглушительного, но вполне уверенного коммерческого успеха.

Моногорода я специально выделил, поскольку там обстановка с бизнесом по умолчанию "шваховая". Города-заводы, как еще называют зависимые от одного предприятия населенные пункты, создавались с рассчетом на то, что одна фабрика будет обеспечивать население и работой, и досугом, и социальной базой, и транспортной инфраструктурой. Такая модель вполне могла существовать при плановой экономике, но в условиях капитализма, она оказалась нежизнеспособной. В 90-х многие градообразующие предприятия оказались нерентабильными и обанкротились. Люди стали покидать моногорода в поисках лучшей жизни. Монозависимые населенные пункты стремительно пустели. Многие оказались на грани жизни и смерти.

Несколько лет назад власти обратили пристальное внимание на моногорода. Напомню, что подобный статус носит примерно каждый третий город России, так что оставаться безучастным к судьбе этих населенных пунктов было уже нельзя. Это грозило бы новым социальным взрывом. За дело решил взяться вице-премьер Игорь Шувалов. Почему именно он, я не знаю. В принципе, такая задача могла быть поставлена и некоторым другим членам правительства. Видимо, только Шувалов не побоялся сложности и ответственности. И, стоит отметить, за то время, которое он курирует программу развития моногородов, было сделано не мало в плане "демоногородизации" последних.



Изначально была выбрана правильная стратегия. Стратегия диверсификации экономики. Вкладывать средства в нерентабельные градообразующие предприятия - это лечение симптомов, а не болезни. Рано или поздно деньги, предусмотренные на данный проект, закончатся, дотации прекратятся, а зависимость населения от единственного предприятия никуда не пропадет. К тому же современные, хорошо оснащенные технически, производства дают не так уж много рабочих мест в силу автоматизации. Не выход. Если же привлечь в моногорода малый и средний бизнес, то диверсификация не заставит себя долго ждать. К МСП (малому и среднему предпринимательству), что б вы понимали, относятся не только ларьки с калачами, но и даже небольшие заводы, участвующие в сложных технологических цепочках федерального масштаба. Малый бизнес может быть каким угодно и соответственно обеспечить рабочими местми как высококвалифицированные кадры, так и начинающих специалистов.

Да, малый бизнес может быть каким угодно, а самое главное, имеет шанс стать успешным. Примеров тому не мало. Возьмем городок Котовск в Тамбовской области. Этот моногород стал победителем в национальной премии "Бизнес-успех" в номинации "Лучшая муниципальная практика поддержки предпринимательства и улучшения инвестиционного климата". Как это получилось? Три составляющие успеха Котовска - хлеб, пиво и неваляшки.

Предприниматели наладили в моногороде производство перечисленной продукции, и успешно продают ее по всей стране. Так, фабрика неваляшек сейчас изготавливает до 500 тыс. игрушек в год, и в планах у руководства увеличить объемы выпускаемой продукции до 1 млн кукол ежегодно. ОАО "Котовскхлеб" всерьез готовится покорять Москву. А пивоваренный завод "Добровар" намерен выходить на объемы не менее 150 тонн пива ежемесячно и сбывать продукцию через федеральные торговые сети, бары и профильные магазины.

Все предприниматели отмечают отлаженность совместной работы власти и бизнеса. Не даром Шувалов сперва организовал в "Сколково" образовательную программу для региональных управленческих команд. Мэру Котовска Алексею Плахотникову учеба определенно пошла впрок.

Да, возможно, о котовском пиве не раскажут по Первому каналу во время пресс-конференции Путина, а Тимати не станет лицом новой линейки неваляшек, но моногорд Котовск от этого не перестанет существовать. Предпринимательская активность, благоприятный деловой климат, адекватное региональное управление и федеральная поддержка сделали моногород уж если не "территорией опережающего развития", то по крайней мере местом, где можно жить и работать.