Афганский джинн

Мы привыкли, что зло всегда персонифицировано и осмысленно. Сатана, Гитлер, Дарт Вейдер, Буфель и так далее. Нам гораздо легче смириться с последствиями некоего злого умысла, чем признать тот факт, что к кромешному ужасу ведут действия нормальных людей, продиктованные благими намерениями. И нам еще только предстоит разобраться, что породило тот героиновый кошмар, который расползается сейчас из Афганистана по всему миру с геометрической прогрессией. Было ли это результатом злого умысла, или добрые намерения завели страну в ад? Попробуем разобраться.


Для начала немного исторических фактов. Афганистан издавна был страной-производителем опиума, причем у него была своя, четко определенная ниша. Вместе с Турцией Афганистан изготавливал опиум для Ирана, около миллиона жителей которого плотно "сидели" на этом наркотике, и который после коммунистической революции в Китае стал крупнейшим потребителем дурмана. Правда, в мировом масштабе, Афганистану было очень далеко до производителей из стран "Золотого треугольника" (в 1970-м одна только Бирма выбрасывала на рынок 500 тонн опиума). Однако многолетняя засуха в конце 70-х сильно подорвала производство в Юго-Восточной Азии. На смену "Золотому треугольнику" пришел "Золотой полумесяц" (Иран, Афганистан, Пакистан). Иран вскоре выпал из этой обоймы вследствие исламской революции, после которой наркоторговле и местным потребителям был объявлен настоящий джихад, подразумевавший публичное повешение на кранах. Напротив, воюющие против советских войск лидеры афганской оппозиции, вроде главы Исламской Партии Афганистана Гульбеддина Хекматияра, быстро превратились даже не в наркобаронов, а в настоящих королей опиумной наркоиндустрии. Запад предпочитал закрывать на это глаза, ведь "борцы за свободу" должны были оплачивать закупки оружия. Впрочем, шурави (именно так моджахеды и афганцы называли советских солдат и военных специалистов) без ложной скромности смешивали с грязью маковые плантации вместе с их обитателями, а вертолеты обрушивали ураганный огонь на караваны с наркотиками. Проклятый джинн хотя и вылез из кувшина, но Советский Союз продолжал держать его за горло, готовый в любой момент засунуть его обратно в лампу.

Видимость этого удержания существовала и при "Талибане". В 90-х эти ребята тоже увлеченно жрали из героинового котла, но к миллениуму решили провести масштабную PR-кампанию, представ в образе "борцов с наркоугрозой". Запылали маковые поля, кровь производителей и курьеров брызнула на городские площади и дороги. Цена на пакетики с "белой смертью" поползла вверх. И тут, в 2001 году громом с неба бахнула "Несокрушимая свобода". Чуть позже стало понятно, какая свобода имелась в виду. После прихода демократии, суровые бородачи по-прежнему насилуют мальчиков и заматывают в тряпичные коконы девочек. Так что в этом смысле мало что изменилось. Зато за время присутствия американских войск в Афганистане, площади посевов опийной культуры выросли в 100 раз, а производство готовой продукции – героина – в 40 раз! И если первое можно хоть как-то пытаться оправдать жалостью к афганским крестьянам и решительным отказом от советских методов борьбы с наркобизнесом, то второй показатель, извините, можно просто подшивать в уголовное дело. Потому что производство героина – это сложный технологический процесс, требующий лабораторий, прекурсоров и подготовленных кадров. И если до прихода "демократии" все лабораторное производство было сосредоточено в Пакистане, то с появлением американских и европейских просветителей в Афганистане был налажен полный цикл переработки с промышленным размахом. Поток специальных удобрений, буровых установок, новейших оросительных систем, позволяющих снимать до 4-х урожаев опиумного мака в год, щедрые кредиты западных банков, поставки специфического фармакологического оборудования, химических реагентов и прочая, прочая, без малейшего контроля за использованием... Что это?! Недальновидность? Или гениальный план неких изуверов? Когда-то вождь русских большевиков Ленин сказал, что капиталисты сами продадут нам веревку, на которой мы их повесим. Понимают ли нынешние дельцы, снабжающие афганских производителей дури всеми деталями адской технологической цепочки, что закончится эта цепь шприцом в вене их детей и внуков? Или они всего лишь покорно исполняют волю тех князей мира сего, для которых мы все – расходный материал в процессе великих свершений? Хотелось бы узнать про эти свершения побольше.