Концептуально о тенденциях и текущем управлении в условиях цивилизационного кризиса ч. 2
На модерации
Отложенный
Концептуально о тенденциях и текущем управлении в условиях цивилизационного кризиса ч. 2
(продолжение 1)
(В заключение «ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ТУПИК ЗЕМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»)
2. Подходы к формированию общецивилизационного тренда
Правящие верхушки, своей деятельностью организующие социальность структурно и функционально, исходят из разных оснований (социальной инстинктивности).
В случае, превалирующей ныне, животной разумности, среди них есть исходящие из того, что социальное доминирование - определяющий способ социального жизнесуществования. А также те, которые воспринимают существование, как «активное» подстраивание под окружающие условия.
Отражая стайно-стадную основу текущей социальности вида человека.
Где разумность является вспомогательным атрибутом личностного сознания, обслуживающим эту биологическую животность, в масштабах того или иного социального образования и всей цивилизации в целом.
Мало-мальски животная «разумность», в отличие от «спонтанной» реакции живой и неживой материи, «улавливает» возможную трагичность последствий «голой» реакции на внешнее воздействие.
Т.е. в рамках чисто рефлективного способа существования, «появляется» инстинкт самосохранения, тормозящий или ускоряющий ту или иную спонтанную реакцию организма. Этот инстинкт формируется в квадранте «ФП-ЭП» социального бытия..
Он обусловлен фиксацией в сознании неких допустимых границ команд сознания к эмоционально-двигательной активности, за которые команды «не выходят». В силу того, что выход за эти границы приводит к нарушению баланса устойчивости всей живой системы до необратимости.
Общая же оптимизация по минимизации расхода жизненной энергии (в работе сознании) приводит к формированию навыков и умений, как индивидуального мастерства (проявляющегося, что в спорте, что в ремесле, при её концентрации в некоторой двигательной направленности).
Процесс «производства знаний» имеет «обратный ход».
Т.е. потребление-трансформация жизненной энергии возрастает, пока, в некоторой направленности в работе сознания не «пробивается рубеж сдерживания». Отражающий накопленный опыт (в его заданности, как границы восприятия-осознавания) и «мысли выходят на оперативный простор».
Исторически сложившийся индивид - не только животно-биологическая особь, но и социальная, прошедшая, и постоянно проходящая, социальный отбор.
В результате чего, начиная от рождения (а, по сути, и до) он находится под постоянным социальным прессингом, «закладывающим» в его сознание социальные поведенческие инстинкты и их «обоснование» в рамках той или иной парадигмы.
Объективно имеющиеся различия в подходах к восприятию происходящего, в способах и методах практической реализации социально-личностного целеполагания, формируют и различные социальные инстинкты. Которые являютсярезультатом эволюционно-исторической наработки, и отражают опыт сосуществования различных индивидов, пребывающих в межличностно-социальных отношениях.
Основой всех социальных инстинктов является межличностная сфера взаимоотношений, как сфера существования индивида и его личностного пространства, как раз и являющаяся «поставщиком» опыта к обеспечению личностной комфортности.
Как на основе дружелюбия («любви к ближнему») так и простого конформизма в отношениях или отторжения (чего-то или кого-то) из личностного пространства, не позволяя перейти грань к физическому само (взаимо) уничтожению.
Если бы они не наработались, то популяция человека была бы популяцией «маугли», если вообще сохранилась.
В этом отношении, наработанные за историю существования социальные инстинкты указывают, что агрессивная природа человека, далеко не является ведущей, и в большей мере присуща правящим верхушкам («затевающим» мировые войны, разного рода) чем населению в целом.
Эти инстинкты, в процессе и посредством жизнедеятельности индивидов и формируют текущие направленности в обще цивилизационным тренде.
Отдельные направленности, исторически обрели, в некоторой мере, собственную «самодостаточность», частично находясь в общих рамках глобализационного тренда (в пределах его устойчивости) а частично выходя за них, объективно создавая, тем самым, социальный (и личностный) дисбаланс (и выход из сбалансированной траектории развития).
Социальные инстинкты, как и инстинкт самосохранения, имеют границы, выход за которые нежелателен, т.к. приводит к «пустому» перерасходу жизненной энергии или угрожает всей системе индивида и личности поддерживать устойчивость в процессе жизнесуществования.
Все инстинкты не являются строго фиксированными, а находятся в рамках текущей сбалансированности со внутри и около личностной средой.
Циклически «пульсируя» с некоторым запаздыванием (в силу инерционности всех процессов) относительно изменчивости среды.
При этом, в сознании фиксируется и сохраняется в памяти, не только формализованная информация, но и чувства, и набор отработанных команд к двигательной активности, выступающих рефлекторными маркерами, «срабатывающими» при необходимости поддержания баланса и устойчивости в конкретной социально-природной среде.
Именно среда является определяющей процессы, протекающие внутри и за пределами живого организма, и с ним взаимосвязанные на уровне значимых взаимодействий.
Индивид, по своему произволу (подобно «богу») не в состоянии изменять эти процессы кардинальным образом.
Что указывает на то, что не структура провозглашенных социальных отношений (и писаных законов) является отражением текущей социальности. А среда существования является здесь определяющей и задающей сущностный тренд развития и изменчивости.
И не собственно структурированность, а процесс изменчивости (функционирование) среды, оказывает решающее воздействие на имеющуюся социальную структуру.
Равно и социальный процесс, в целом, формируется, опять-таки, под воздействием текущих условий среды, участвующими в социальной жизни, и определенным образом воспитанными и обученными индивидами.
Причем, их участие реализуется индивидуальным образом, во всей гамме различий, имеющихся между индивидами.
Образно, процесс происходящего можно представить подобием песочных часов.
Где «будущее», в своей ипостаси, движется вниз («навстречу прошедшему») а «прошедшее» (под действием выталкивающей силы «затекающего будущего») «всплывает» наверх.
Здесь и сейчас – это перетяжка между этими «половинками», в которой размещается резонатор, как раз, и задающий текущий ритм (резонируя, то с «ближайшим будущим», то с «недавно прошедшим»).
Общие границы этих часов, задаются природой (в её циклически колеблющейся изменчивости) а свойства резонатора, как природой (отражая дозволенность, как природо допустимую изменчивость) так и индивидуально-социальными усилиями (отражая возможности системы к саморегуляции).
Реализовавшееся «прошедшее» является основой существования, а диапазон колебательной активности (вокруг перетяжки) служит основой для тактических действий.
Стратегическое же видение лежит за (над) этим диапазоном, и тем весомее, чем большая часть грядущего находится в поле зрения, позволяя определиться с тактикой, исходя из понимания общей изменчивости.
Поэтому и, глобально реализующаяся модель социального управления, не имеет «заложенной» компенсационной составляющей на все случаи жизни.
В частности, находят распространение и такие специфические способы проявления жизненной активности, как, например, терроризм (не обязательно на религиозной основе).
Отсюда и потребность (по мере усложнения социальности) включения в систему управления и учета, все новых факторов, значимых на каждом следующем этапе существования.
Что проявляется в динамически-изменчивом характере процесса управления, не сводящегося к «простому» перечню переставляемых команд.
В религиозной сфере, например, это проявилось в появлении различных религий с общими христианскими корнями.
Что произошло, в силу объективно имеющего место разделения индивидов по группам, для которых, в большей мере, подходит та или иная (личностная) вера, отражающая именно их личностную, структурно-функциональную индивидуальность и личностное восприятие происходящего.
Откуда, в частности следует, что и управление ими требует различной аксиоматики.
С другой стороны, например, сословное (кастовое, плебейско-аристократическое) разделение, имеет лишь социально-историческую основу, в основном, не связанную с природной индивидуальностью включенных в него субъектов. А потому являющееся «палкой в колесе развития».
Что, также, необходимо учитывать в каждом конкретном случае.
Отношения между социальными слоями и группами по степени дружелюбия и конформизма различны, вплоть до социально-личностной нетерпимости или просто неприязни.
Что отражает не столько животность, сколько социальность исторически «затвердившихся» инстинктов, в основном, воспроизводимых в каждом следующем поколении.
Поэтому причина текущего глобального цивилизационного кризиса, «кроется» в, сегодня, сложившейся социальности (в целом, на системно-функциональном уровне, а не в какой-то отдельной её составляющей или структуризации).
В этом отношении, существование в той социально нарисованной действительности, которая насаждается сегодня, посредством информационной политики властвующих субъектов, является разрушающим фактором для всех, включая и правящие группы.
В частности, приводя к нарушениям в «командно-управляющем модуле» (сознании) личности, такой степени, что результат виден и на физиологическом уровне – тех болезней и поведенческих реакций (вплоть до суицида) которые обусловлены социальным воздействием, не являясь отражением животности (в чистом виде) человеческой популяции.
Именно, социально выстроенная (вымышленная) действительность (картина мира) в основе которой заложено доминирование одних представителей (меньшинства) над всеми остальными, и его «передача по наследству» (и как наследственное доминирование внутри обособленных групп) в его абсолютизации, и привела цивилизацию в тупик.
Необходима коренная смена «нарисованной» (и перманентно передаваемой, из поколения в поколения) вымышленной действительности (и соответствующих социальных инстинктов).
В противном случае, вполне возможен переход к повсеместному терроризму, как способу социального существования. Объективно приводящему к утрате накопленных знаний и погружению в мистицизм, причем в самой упрощенной форме.
Т.е. весьма возможно раздробление социальной целостности на противоборствующие секты, с борьбой за власть и лидерство, «не на жизнь, а на смерть», в том числе, в каждой из них
Если цивилизация вообще сохранится, поскольку индивидуально доступные средства уничтожения себе подобных возросли на порядки, и возможности их использования отдельным индивидом также возрастают.
Террористами не рождаются – ими становятся в определенных социальных условиях.
Эти условия формируются под «руководством» правящих групп, как напрямую, так и опосредованно, вызывая ответную реакцию на идущее от них (в социум) командно-управляющее воздействие.
Терроризм не «завязан» на животную сущность индивида, как иногда можно услышать из уст некоторых «аналитиков». Ни один хищник не будет уничтожать все подряд в окружающем его мире с целью именно разрушить. А любой терроризм ориентирован именно на полное разрушение что материальных, что культурных ценностей, созданных другими, да и самой природой. И тактика «выжженной земли» (и в самом широком смысле) сугубо человеческое «достижение».
И, когда «терять станет нечего», даже отдельный индивид может, следуя интеллектуальной зашоренности в видении и понимании происходящего, «нарубить столько дров», что слабо никому не покажется. (И никаких исключений здесь – нет.)
Тот же инстинкт самосохранения, «инертному большинству» подскажет, что лучше следовать за безумцем (что-то обещающим) – «безумству храбрых поем мы песню», чем его «обуздывать». Да и насаждаемая отовсюду в информационном пространстве «полная безысходность» (наряду, с откровенным враньем, не только о реально происходящем, а по всем поводам) уже стала вполне ощущаемой.
Такое поведение всегда следствие нарушений в работе сознания, вызванных именно социальной средой.
Так, например, формирование таких качеств, как зависть и обида – это сугубо социальный феномен, который, ошибочно, переносится и на животных – «собака обиделась и не подходит к хозяину». И, якобы, они отражают животное начало в человеке.
Тут все не так, собака не обижается, а занимает выжидательную позицию. Поскольку её восприятие «полевой» компоненты, «исходящей от хозяина» (на основании накопленного у неё опыта) подсказывает, что следует переждать. И он ещё может «взорваться» и ей навредить или его личностное пространство изменилось в такой степени, что требуется время, чтобы определиться, не таит ли оно угрозу. Т.е. накопить новый опыт, путем наблюдения, а не непосредственного в него вторжения. Хотя самому хозяину это представляется по иному.
Так же, как и реакция на незнакомых людей – к одним она ластиться, а на других кидается.
Причем, облаивает, как на тех, кто испытывает перед ней страх, так и тех в ком чувствует скрытую или явную агрессию в данный момент. В последнем случае – это «проверка на вшивость», т.е. насколько ощущаемая угроза может быть воплощена в жизнь. Подобную же реакцию, вызывают и неодушевленные предметы, до тех пор, пока они её не распознаны «как следует», но воспринимаются устрашающими.
И таких социально нарабатываемых качеств не мало, вплоть до проявления садомазохизма и склонности к суициду, которых в животной среде не наблюдается.
Живая природа устроена весьма рационально, и без интеллектуальной составляющей сознания. Потому что условия баланса, при однокачественности сознания, и является основой возникновения жизни вообще.
А вот «добавление» нового качества – интеллектуальной разумности-неразумности, не может быть сбалансировано без трансформации субъектности. Т.е. обретения ею собственными усилиями и накоплением практического опыта, в необходимом объеме и по существу, уровня достаточной разумности для такой балансировки.
Другими словами, разумная жизнь на Земле только формируется, и напоминает бурлящую и клокочущую смесь, «сливающихся» вместе «щелочей» и «кислот» как разнокачественности. Которые «должны» приобрести определенную соразмерность для удержания баланса в рамках этого процесса.
Поэтому в нашем пространственно локализованном объеме (на Земле-матушке») протекают ещё только первоначальные реакции к образованию некоторой новой сущностной целостности, и нет гарантии, что не произойдет взрыва или самовозгорания.
----------
Глобальный всеобъемлющий кризис указывает на необходимость перехода к качественно иному цивилизационному тренду - тренду сбалансировано-гармоничного сосуществования различных социальных групп, с одной стороны, и социально балансирующему природно-биологические различия индивидов, с другой.
Причем, не путем упрощения и примитивизации социальности и индивидов - «причесывая» социальность к одному знаменателю (фиксации социальной структуры, в её вымышленности) и превращая индивидов в конкретные «элементы-функции», формируя направленность к вырождению и того и другого.
А наоборот, создавая такие условия среды, в которых возможна позитивная самореализация всех и каждого, исходя из личного творческого потенциала («духовности индивида») на свое и общее благо в их гармонизирующей социальную систему сбалансированности.
Это требует значительного усложнения системы управления, что может быть обеспечено посредством его компьютеризации, но не как самодостаточной основы для автоматизации этого процесса, а как вспомогательного средства, позволяющего учитывать большее число (текущих, быстро меняющихся) факторов социального состояния, подлежащих управлению для поддержания общей социальной гармонии.
Здесь необходимо отметить - в силу того, что все люди разные, а индивидуальное видение не выходит за рамки собственной ограниченности – никакое «Я» (включая «Я» социальной обособленности, в том числе, и церковную иерархию) не может стать единственной основой некоторого глобального тренда.
Другими словами, требуется «подключение» всей «социальной разумности» – для именно разумно-животного обобщения всей текущей разноголосицы индивидуальных восприятий в нечто целостное, обладающее определенной направленностью в сторону развития каждого индивида и создания социальных условий для его позитивной самореализации в жизни.
Соответственно, повышающее и общую социальную разумность вида человека, и способствуя возрастанию личной комфортности каждого на протяжении его жизни.
Что сразу «закроет дорогу» (тем самым, «оберегая» цивилизацию от саморазрушения) повсеместным всплескам негативизма, создаваемым отдельными индивидами, загаживая и уничтожая природно-социальную среду существования.
С другой стороны – откроется дорога к познанию как собственно человека, так и среды существования по существу, а не только применительно «к сегодня», ради извлечения материальной выгоды.
И здесь встает вопрос о динамическом балансе, никак не укладывающемся в рамки дихотомии «хищника и жертвы» (или «добра и зла») как качаний из стороны в сторону,
по сути, с произвольной амплитудой, ограниченной лишь текущими возможностями конкретного индивида (или группы).
Содержательность такого тренда, определяется общей разумностью существования, в противовес социальной животности. А вырисовывающаяся направленность – это «путь в неизведанное», на основе совместной подготовки все новых «стартовых площадок», позволяющих обеспечить «завтрашнее» развитие индивида его собственными усилиями (с опорой на социум и социальные отношения).
И первым шагом здесь - научение индивида к самоосознаванию себя любимого, как носителя социального развития.
В противном случае, теряется основа для планомерного развития, переводя развитие в стадию главенства метода «животного тыка», который, как и «погоня за иллюзиями», мало что дают по существу (для развития социальной разумности) в силу отсутствия волшебной палочки.
Именно, неразвитостью индивида в его восприятии-осознавании–понимании социальной реальности и своего места в ней, лежит «корень всех зол».
Комментарии