Л.В.Успенский в книге "Ты и твоё имя" о наших отчествах.

В разделе своей замечательной книги, посвящённом русским отчествам, Лев Васильевич Успенский рассказывает такую историю: "...В одном из самых солидных французских энциклопедических словарей до недавнего времени можно было прочесть: "Ivan IV - tsar de la Russie^ nomme "Bazilewitch" pour sa cruaute...", то-есть: "Иван IV - русский царь, прозванный "Васильевич" за свою жестокость..."

Возможно ли это? Безусловно да! Дело в том, что французу (как и англичанину) нелегко понять, зачем нам нужны наши отчества..." И далее Л.В. подробно и интересно рассказывает об истории возникновения наших отчеств. Интересующихся адресую к вышеупомянутой замечательной книге Л.В.Успенского (уверен, что не пожалеете), а в данном случае хочу лишь ознакомить еще с одной интересной историей об русском отчестве, рассказанной в этой книге.

Дело в том, что упоминание при полном именовании имени с отчеством, с окончанием "вич" (у женщин "вна") было на Pуси весьма высокой привилегией, которой обладали лишь представители высокородной знати.

У прочих упоминалось лишь собственное имя и чей он сын по мужской линии. Иван Петров - стало быть сын Петра. Нарушение такого установления было бы самозванством, преступлением перед законом.

В 1582 году Иван Грозный пожаловал "вичем" купца Строганова за очень серьёзную заслугу: "Строганов вылечил {в своих соляных шахтах} от смертельной болезни царского любимца, Бориса Годунова."

Лишь через более ста лет Екатерина II считает нужным ввести в обращение с "вичами" строгую точность. Постановляется: первые пять классов чинов {согласно табелюо рангах} писать с "вичем", чинов шестого - восьмого классов - с отчеством на "ов" (то-есть без "вич"), остальных - без отчества.

И только в XIX веке мало-помалу пресловутые "вич" и "вна" перестали быть привилегией, что не без огорчения воспринималось многими высокопоставленными ретроградами. Словом, сложную и противоречивую историю прожил наш "вич", суффикс русского отчества.