ОЖЕРЕЛЬЕ СЦЕН И СПЛЕТЕН

ОЖЕРЕЛЬЕ СЦЕН И СПЛЕТЕН

В тот вечер вторника, когда завершался сериал «Екатерина. Взлет», до и после фильма на всех треп-шоу по «России» и другим каналам, но с одними и теми же гостями-экспертами (это уже похоже на пародийную аналитику с распределенными ролями и переодеваниями в соседних студиях), обсуждался иск Украины к России в буколический суд ООН, расположенный в Гааге.

Одни из двух пунктов «обвинения» звучал весьма комично: о расовой дискриминации.

Единственный народ, который мог бы подать такой иск на полном серьезе, – русский!

Мысль об этом мелькнула, когда смотрел титры создателей огромного и затратного сериала:

продюсеры Акопов, Ефанова, Златопольский, Шнейдерова.

Автор сценария Алиев, режиссер-постановщик Дмитрий Иосифов, оператор-постановщик Шинкоренко – армяне, азербайджанцы, евреи, поляки, ну и русские, конечно, с украинцами.

Вот он, вековой интернационал и российская терпимость, Гаага… 

Теперь бегло о фильме.

Сама эта костюмированная постановка (200 роскошных платьев за рубежом пошили!) иного отзыва и не предполагает.

Трудно оценивать ожерелье сцен и сплетен.

Например, есть несколько версий, как Потемкин потерял глаз – от дуэли с Орловым до самолечения и неумелости знахаря.

Выбирается самый «телевизионный» вариант – с избиением ногами и кием в бильярдной, как велось не у братьев Орловых, а у братков в 90-х…

Да, исполнительница главной роли Марина Александрова буквально прыгнула выше головы, если учесть, что ее физический рост – 158 см, но она в утяжелявшем гриме продемонстрировала те духовные высоты, которые закладывает русская актерская школа.

Актриса-победительница (отбирали из 200 претенденток), родившаяся в венгерском городке Кишкунмайша, говорит:

«Мы сделали акцент на самых интересных исторических моментах. К тому же сейчас трудно сказать, как там было на самом деле. Историю пишут победители. Или тот, кто выжил».

По словам Марины, для нее было важным передать чувства и эмоции, а не историческую достоверность.

В одном интервью она обмолвилась: «Неважно, что о моей работе напишут. Я знаю, что газету завтра выбросят…»! Ну, и мы тогда особо не будем распространяться, раз выбросят…
Подумал лишь накануне 8 марта, что женские роли на фоне бездарных сериалов, где вообще нечего играть, – удались.

Особо хочется отметить игру Любавы Грешновой. Актриса из Харькова (учти и это, суд в Гааге!) с говорящей фамилией обворожительно сыграла Софью Чарторыжскую (урожденную Ушакову).

Эта преданная фрейлина и доверенное лицо Екатерины готова выполнить любую просьбу императрицы, даже вступить в связь с наследником престола Павлом Петровичем. Его играет Табаков-младший из династии, который вызывает недоумение: как из него вскорости получится курносый Павел I?

Но историческая достоверность и хронология сценаристом Арифом Алиевым запросто попираются, чувствуется, что не зря он работал в свое время журналистом «Экспресс-газеты» и журнала «Вояж и отдых».

Сложные и запутанные отношения великой императрицы и ее фаворитов красной нитью проходят через весь сериал.

Авторы нанизали все сплетни, фривольности в духе книги «Любовники Екатерины», позднейшие слухи, чтобы все это пышно обыграть.

Но ни одна сюжетная линия драматически не завершена (разве что со свихнувшимся графом Орловым), да этого и не надо – не торт важен, а клубничка на нем.

В детское время показа – многовато объятий, страстных стонов, прилюдных сцен в постелях, поцелуев и обжиманий во дворцах прямо в духе молодежных вольностей в барах и метро.

Диалоги – соответствующие.

Так что не только разговорами и отсутствием париков ваятели осовременили сериал.

Правда, Екатерина слишком скудна на выражение чувств: «Мне никогда не было так хорошо!» – и Орлову так говорит после принятия графом тогдашней виагры, и Потемкину через несколько серий…

А насколько пошл ее мудрый вопрос-вывод в спальне: «Почему мужчин близость утомляет, а женщин вдохновляет?»…

Про хронологию и причинно-следственные связи вообще молчу: последний временной титр: «Санкт-Петербург, осень 1778», а венчание с Потемкиным (предфинальная сцена) состоялось за три года, не позднее 25 января 1775 года, когда двор переехал в Москву.

Кстати, почти все создатели – москвичи, многие сцены снимали в столице, часть интерьеров Екатерининского дворца городили в Кускове, но Екатерина закатывает самую выразительную истерику как раз в матушке-Москве, где с криками и выстрелами арестовывают Салтычиху:

«Я не разбираюсь в людях… Я не понимаю Россию… Ехать всю ночь – прочь с московских земель!»

Просто паникует владычица, которая всегда проявляла твердость.

В этом же, 1775 году, например, она окончательно решила судьбу запорожцев 5 августа, когда подписала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии».

Запорожцы попытались было привлечь на свою сторону фаворита великой императрицы Григория Потемкина, лихо бражничали с новороссийским генерал-губернатором, приняв его в казаки и назвав Грицьком Нечесой, но тот понимал сепаратистские фобии императрицы и подсказал, как обуздать вольницу.

Казаки решили устроить майдан, но старшины с участием духовенства после длительного обсуждения решили сдать Сечь.

Эта злободневная параллель почему-то осталась вне рамок рыхлого повествования.

Хотя другие параллели тоже напрашиваются: Екатерина принимает старого графа Разумовского, который родился на хуторе близ Чернигова в семье украинского казака.

Этот выдающийся украинец проделал длинный путь от простого пастуха до императорских покоев Елизаветы Петровны.

Внешние и вокальные данные бандуриста просто пленили дочь Петра. Есть предположение, что он даже тайно венчался с Елизаветой Петровной в сельской церкви моего Перова, что принесло графу прозвище Император Ночи.

Но у Екатерина было около двадцати других «императоров», и она в фильме резко и убедительно, сузив глаза, приказала Разумовскому не тратить деньги на пышные приемы, а основать университет и десять училищ.

Эх, сегодня так бы с олигархами и царедворцами жестко разговаривали!
В общем, море аллюзий и перекличек можно найти, нелепиц и удачных попаданий перечислить.

Но пора сделать главный вывод: фильм снят с финансовой поддержкой Министерства культуры России, но его сверхзадачу и внятную культурно-историческую идею я не уловил.

Это похоже на тот проект «Имя России», где Екатерина заняла 11-е место.

Владычицу представлял и расхваливал… тогдашний губернатор Александр Ткачев.

Ну, вот в духе его речей и бледных аргументов и снят фильм.

Все в нем вроде есть – от страстных объятий в будуарах до раскаяния в Холмогорском монастыре с поглаживанием курицы, а стержня, внятной авторской идеи – нет.

Она вроде содержится в заключительном закадровом тексте, где на фоне парадного стоп-кадра нам перечисляют, что «Екатерина верила в идеи просвещения, она поощряла художников, писателей, поэтов и ученых».

Сразу вспыхивает в сознании, что сегодня – поощряют приближенных чиновников и попсу.

Дальше перечисления еще державнее: за время правления Екатерины были основаны Академия российской словесности (а Академия наук сегодня развалена) и университет, было основано 144 города (многие хиреют и обезлюдевают), в сражениях одержано 78 побед.

Население Российской империи увеличилось почти в два раза: с 19 миллионов до 36 миллионов человек (а что сегодня с демографией?), Российская империя утвердилась на берегах Черного моря и проч.

Но хотелось бы, чтобы масштаб содеянного был не сухо перечислен после интриг и постельных сцен, а средствами кино, как в «Александре Невском» с Черкасовым или «Петре Первом» с Симоновым.

Понятно, что никто сегодня подобный шедевр не осилит, да еще по гламурному сценарию Алиева, но, может, попробовать дерзнуть?

Например, привлечь настоящих русских писателей с концепцией и чувством языка, консультантов-историков с государственной идеей?

Ведь жизненный путь Екатерины не закончился: впереди (с оборванного взлета) – новые личные драмы.

Она понимала главную их драму с Потемкиным (не в исполнении сериального Владимира Яглыча, увы) и писала ему: «Мы ссоримся о власти, а не о любви», и начала отдаляться от него как женщина, сохраняя как политика и строителя флота, мощи империи.

Впереди новые сражение и включение в состав империи Крыма в 1783 году, беспрецедентный Таврический вояж (со 2 января 1787-го по 11 июля 1787-го) – невиданный  по масштабам, числу участников, стоимости и времени в пути путешествие, длившееся в итоге более полугода.

«Путь на пользу» – самое выдающееся и самое пышное путешествие за всю историю государства Российского, проходил в основном по территории нынешней погибающей Украины.

Да, съемки можно грандиозные забухать, платья новые сотнями пошить для костюмированной бодяги, компьютерную графику усовершенствовать и с кораблями, как при Чесменском сражении, не ошибаться, но каков идейный заряд и современный урок?

Вот главный вопрос!

Александр БОБРОВ