Молодежь: Сталин - это бренд!

На модерации Отложенный

магазин при Сталине

 

Нас учили любить Америку, презирать «совок» и правильно говорить слова «пицца», «промоушен» и «франчайзинг». Нас кормили «Марсами» и «Сникерсами», нам показывали стрельбу бандитов по телевизору и стрельбу по Белому Дому - в реале. В 1993 году. Нас старательно учили демократии. Но в результате всё равно нравится Сталин . «И это после «Арихипелага ГУЛАГа» и фильма «Покаяние»?» - всплеснёт сухонькими ручками старушка-диссидентка, чьего батю загребли в тридцать седьмом за…торговлю панбархатом из-под прилавка. Но об этом - тсссс! - для всех она - дочь врага народа, которая точно знает, что Сталин-тиран , а Берия - ещё хуже.

Вот потому-то и вырулил Сталин в «иконы стиля», что старушки явно врут, а СМИ даёт им свои площадки. Но только ли поэтому? Нет. Но обо всём - по порядку. Итак, давайте подумаем, почему товарищ Сталин постепенно становится (или уже стал?) популярнейшей фигурой в обществе? Я буду говорить исключительно об эстетико-психологическом аспекте, о сложной и, в тоже время, довольно простой системе человеческого восприятия. Люди любят что? Мифы, красивое, победителей и, наконец, монстров. На этой любви построена вся культура и антикультура человечества. А Иосиф Виссарионович и его эпоха, как раз, умещаются в сие прокрустово ложе. 

1. Начну с красивого. Сталинская эпоха на редкость эстетически привлекательна. В ней можно отыскать всё - и античность, и Ренессанс, и екатерининский Золотой Век. Поэтому фраза из старого журнала «Современная архитектура» за 1934 год о том, что советские зодчие берут всё лучшее у старых мастеров, ничуть не является преувеличением. Дворцы с колоннами на ВДНХ, устремлённые вверх высотки, фонтаны, подземные «святилища», по какой-то случайности обслуживающие линии Метрополитена - всё это сталинская эстетика.

Тут есть всё. Соцреализмовские яркие краски и утончённо-манерная «Золушка» - балет, поставленный в конце 1940-х по всем правилам галантных празднеств. Проспекты с магистральными домами, избыточная роскошь александровской «Весны», скульптуры колхозниц - ни дать ни взять Церера, Флора и Помона. Не забывали сталинские мастера и о современном стиле - Ар Деко. Таким образом, сталинская эстетика - это некая квинтэссенция всего самого яркого, что можно было взять из старины и современности. Это - некий сплав дня вчерашнего с днём сегодняшним. Но при этом, эта красота враждебна футуризму, хотя все плакаты кричали о Светлом Будущем. Это - красота здорового консерватизма. Эстетика сталинской эпохи говорит с Вечностью. 
Более того - эта красота понятна всем, и детям, и взрослым, и академикам, и сталеварам. Она может не восхищать в силу определённых, сугубо личных вкусов, но от нее не хочется сбежать, спрятаться и потом ещё долго восстанавливаться психологически. (Для сравнения: футуристичный хай-тек - прекрасен, однако, он холоден, неуютен и лишён энергии). Сталинская эстетика - прекрасный фон для жизни. Люстра сталинской эпохи прекрасно впишется в любой интерьер «под старину» - будь то псевдобароко или какая-нибудь неовикторианская мебель. Красота по-сталински (она же - красота по-королевски) понятна и теперь.

Скажу даже так - на неё смотрят, не думая об эпохе. Просто красиво, роскошно, барочно. Многие люди даже путают архитектуру сталинской и, скажем, николаевской, эпох. В доме культуры, выстроенном после войны, можно устраивать реконструкторские балы «по Пушкину». Что это значит?

А то, что эта эстетика, по сути, отделена от своей непростой эпохи. Она понятна, приятна и мила сама по себе. 

2. На таком красивом и уютном, но, вместе с тем, героико-патетичном фоне, можно создавать любой самый фантастический миф. Кто основные создатели этого мифа? На мой взгляд, люди, которым сейчас 65-70 лет, то есть октябрята и пионеры сталинской эпохи. Дети послевоенной поры истово любили Вождя. Они были так воспитаны, они видели в нём всё лучшее и светлое. Он был для них полубогом. Да. Они потом, после ХХ съезда, сделали вид, что разочарованы, что осуждают. Но детская любовь никому не проходит даром - малейший «щелчок» и всё встаёт на свои места.

Самые яростные сталинисты - это разочарованные шестидесятники. Причём, разочарованные дважды - своей походной дорогой в никуда и последующей Перестройкой, когда вперёд вырвались не они - инженеры и музыканты, а деляги, бандиты и поп-звезды. А ещё у этих людей есть внуки. Внуки иной раз внимают и многие уже хотят туда, в страну гайдаровских героев. Как сказала дочь моей подруги: «Я бы хотела жить в СССР. В смысле, чтобы у нас была такая же дружба и такие же отношения». Потому что быть «Ранетками» и «Папиными Дочками» многим попросту невмоготу... Не комильфо, так сказать.

3. Как уже говорилось, антисталинская СМИ-пропаганда все эти годы была слишком громкой и слишком...глупой. Она не учла одного - люди, а, в особенности дети с подростками, очень любят плохих, но сильных. Детей, а частенько и взрослых, завораживают монстры. Люди любят бояться, им по приколу смотреть, как на большой и красивый город наступает Годзилла. Монстры видятся уже не уродливыми, а прекрасными и людям уж не жаль разрушенного города. А ещё люди ан масс любят отрицательных и харизматичных персонажей, оставляя без внимания положительных и бесцветных. Из Сталина все эти годы ваяли именно монстра - всесильного, хитрого, жестокого и - красивого.

Все антисталинские статьи неизменно сопровождались плакатами, картинами, кадрами из кинофильмов. Я не знаю, каков был товарищ Коба в реальности, но в изображении придворных ваятелей он был неумолимо-прекрасным. И сама фамилия - Сталин - сталь, твёрдость и красота. Красивый Сталин в окружении красивых, здоровых людей. А по ТВ какая-нибудь противная тётечка либерального вида гнусавит, как она боролась и до сих пор (!!!) борется с тиранией. Фи! Переключаю на «Светлый путь» - белокурая Венера покоряет станки и летит над сталинской Москвой в сказочном кабриолете...

 

молодежные картинки о Сталине и исторические фото той эпохи

 

 



 

магазины при Сталине

цены снижались каждый год