В СССР был совершен самый знаменитый теракт
15 октября 1970 года авиалайнер АН-24 46256, выполнявший рейс по маршруту Батуми--Сухуми с 46 пассажирами на борту, угнали в Турцию два литовца -- Пранас Бразинскас и его 13-летний сын Альгирдас. Это был первый успешный угон самолета в советской истории. Во время захвата самолета была убита 20-летняя бортпроводница Надежда Курченко.
Это был обычный гражданский рейс Батуми - Краснодар. Отдохнувшие на Кавказе граждане летели домой. Никто не знал, что через пять минут, когда самолет наберет высоту 800 метров, на его борту произойдет трагедия, виновниками которой станут два пассажира, сидевшие на первых местах, - отец и сын Бразинскасы. В этот день им было не по пути с остальными.
Рассказывает пассажир того рейса Владимир Меренков: «У нас с женой были билеты в третьем ряду. Я сидел у иллюминатора. В это время на нас направили ружья».
Бортпроводница Надежда Курченко - первая, кто встал на пути террористов. Она успела добежать до кабины пилотов и крикнуть: «Нападение!». «Она встала в дверях и не пускала их в кабину, - вспоминает командир экипажа Георгий Чахракия. – Как она могла преградить вход озверевшим бандитам? Они убили ее».
Преступники ворвались в кабину пилотов и начали стрелять. Ранили штурмана, бортинженера и командира. И лишь потом потребовали изменить курс и лететь в Турцию. Иначе угрожали взорвать самолет. Пилотам удалось незаметно для угонщиков включить сигнал SOS. Командир надеялся, что наземные службы ПВО успеют отреагировать и пришлют на помощь истребители. Но время работало против экипажа. До турецкой границы было слишком близко.
В разговоре со своими товарищами командир корабля как-то признался, что, осознав безвыходность своего положения, хотел направить самолет прямо на скалы, погибнуть самому и уничтожить террористов. Но в салоне были пассажиры - 44 человека, включая 17 женщин и одного ребенка. «Я был вынужден изменить курс и пересечь государственную границу и по требованию бандитов посадить самолет», - говорит Чахракия.
«Мы оказались на аэродроме, где я наблюдал, что аэродром уже был оцеплен войсками, солдатами вокруг», - вспоминает Владимир Меренков. Солдаты были турецкие. Сначала из самолета вывели угонщиков и увезли их. Всем членам экипажа оказали медицинскую помощь. Пассажиров отвели в здание аэропорта. Желающим даже предложили остаться в Турции, но ни один из 49-ти советских граждан не согласился.
Москва в это время была в состоянии шока. Обсуждалась идея направить на турецкий аэродром военный Ан-12 со взводом десантников и захватить террористов. Но от этого отказались. Через несколько часов все было закончено. За пассажирами прилетел новый самолет. На нем в Советский Союз доставили и раненых летчиков. Погибшую в схватке с террористами бортпроводницу отправили другим самолетом. В московском аэропорту его встречала мама Надежды - Генриетта Курченко. «Был фильм "Зоя" про Зою Космодемьянскую, - вспоминает Генриетта. - Она посмотрела этот фильм, пришла домой и такая расстроенная вся: "Ой, мама, я такой, как Зоя, никогда не буду". Я говорю: "А что ты хочешь, зачем как Зоя быть?". "Так она же герой", - говорит. Я говорю: "Знаешь, Надюша, даже в мирное время совершают подвиги". Она рассмеялась, такая довольная осталась.
«Исключить из списка личного состава Сухумского авиаотряда в связи со смертью, наступившей при исполнении служебных обязанностей», - это первое, что было написано о Надежде Курченко после ее гибели. Уже потом были полосы в газетах, телерепортажи и даже художественный фильм. Посмертно ее наградили орденом Красного Знамени. На Родине героине поставлен памятник и открыт мемориальный музей. В Сухуми, где она работала, - еще один памятник. Ее именем названы корабль, пик на Памире и малая планета.
Память живет. Но память не прощает и не может простить. Голос памяти звучит вот в этих телеграммах. Советские люди требуют: нет прощения убийцам, которых пригрели в Америке. Это первый случай в мировой практике воздушного терроризма, когда был убит член экипажа и не были выданы преступники. Советские власти обращались к Турции, но в годы холодной войны это было бесполезно. Турецкий суд приговорил террористов к небольшим срокам лишения свободы, а уже через шесть лет Бразинскасы перебрались в США. Мама Надежды Курченко несколько лет подряд обращалась к американским властям с просьбой наказать преступников, но каждый раз получала вежливый отказ.
Прошло 32 года. В 2002 году убийца Надежды Курченко 77-ми летний Пранас Бразинскас был забит до смерти в собственном доме. Его убил сын, с которым он в 70-м году захватил самолет.
http://www.vesti7.ru
Комментарии
вот она демократия по штатовски. примерам несть числа...
и ведь находятся люди, с пеной у рта, защищающие энту демократию!
Давно ли было, а случай помнится.
Верно говорят: Бог - не Микишка, у него своя книжка.