Путинская украинофобия
Путин уже много лет озабочен вопросами истории Украины и украинской идентичности. Мало кто тогда обратил внимание, но еще в апреле 2008 года (то есть еще даже до войны с Грузией) на закрытом заседании совета Россия-НАТО в Бухаресте Путин заявил, что не считает Украину настоящим государством. Вот как пересказывает выступление Путина один из участников заседания:
«Когда же речь зашла об Украине, Путин вспылил. Обращаясь к Бушу, он сказал: “Ты же понимаешь, Джордж, что Украина — это даже не государство! Что такое Украина? Часть ее территорий — это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами!” И тут он очень прозрачно намекнул, что если Украину все же примут в НАТО, это государство просто прекратит существование. То есть фактически он пригрозил, что Россия может начать отторжение Крыма и Восточной Украины».
На какое-то время Путин усмирил в себе желание переписывать украинскую историю, но в 2021 году его снова прорвало. Летом 2021 года он опубликовал гигантскую статью «Об историческом единстве русских и украинцев» (причем на официальном сайте Кремля разместили версию на украинском языке), в которой исчерпывающе изложил свои взгляды:
«Наши духовные, человеческие, цивилизационные связи формировались столетиями, восходят к одним истокам, закалялись общими испытаниями, достижениями и победами. Наше родство передаётся из поколения в поколение. Оно — в сердцах, в памяти людей, живущих в современных России и Украине, в кровных узах, объединяющих миллионы наших семей. Вместе мы всегда были и будем многократно сильнее и успешнее. Ведь мы — один народ».
В тексте, изобилующим манипуляциями и грубыми ошибками (с подробным разбором можно ознакомиться, например, здесь и здесь), Путин не только отказал украинцам в праве на национальную самостоятельность, но и по сути анонсировал планы решить «украинский вопрос» при помощи силы:
«Мы никогда не допустим, чтобы наши исторические территории и живущих там близких для нас людей использовали против России. А тем, кто предпримет такую попытку, хочу сказать, что таким образом они разрушат свою страну».
Главным виновником противоестественного возникновения Украины на политической карте мира Путин назвал основателя советского государства Владимира Ленина:
«В результате большевистской политики и возникла советская Украина, которую и в наши дни можно с полным основанием назвать „Украина имени Владимира Ильича Ленина“. Он её автор и архитектор. Это целиком и полностью подтверждается архивными документами, включая жёсткие ленинские директивы по Донбассу, который буквально втиснули в состав Украины».
Вполне вероятно, российский лидер искренне верит, что никаких украинцев нет в природе. Поэтому он и отдал приказ напасть на Украину 24 февраля 2022 года, рассчитывая на широкую поддержку украинских граждан, жаждущих воссоединения с русскими братьями. Однако даже очевидный провал стремительной спецоперации, переросшей в затяжную и кровопролитную войну, никак не повлиял на его риторику. 3 марта 2022 года Путин как ни в чем не бывало заявил в ходе совещания с постоянными членами Совета Безопасности:
«Никогда не откажусь и от своего убеждения, что русские и украинцы — это один народ».
Только вот очень похоже, что итогом путинской военной авантюры станет не восстановление «исторического единства» русского и украинского народов, а ровно наоборот — окончательное оформление украинской нации. Причем не просто как самобытной этнокультурной группы — а как политической общности, спаянной коллективным опытом мобилизации для борьбы с российской агрессией и по этой причине не желающей считать себя частью русского культурного пространства.
Новый «национальный миф»
У любой современной политической нации есть пантеон национальных героев и ключевых событий в истории, которые служат основаниями общей идентичности и чувства гражданской солидарности. Так называемый «национальный миф» вовсе не обязательно отражает достоверные или общепринятые исторические факты. Но для эффективного распространения через сферу образования, медиа и массовую культуру он обязан отличаться внутренней логикой.
Постсоветская Украина испытывала серьезные проблемы с «мифом основания», поскольку для разных групп населения символической ценностью обладали не просто разные, а прямо противоречащие друг другу исторические нарративы. В самом общем виде их можно обозначить как советская (имперская) и антисоветская (антиимперская) версии истории Украины.
Аннексия Крыма и вялотекущий вооруженный конфликт на востоке Украины с 2014 года обеспечили идеальную среду для проекта национального строительства, альтернативного дихотомии советской и антисоветской исторической памяти. Споры о фигурах вроде Степана Бандеры или Симона Петлюры затмил образ коварного и могущественного внешнего врага. Эту роль получила Россия, вероломно отторгнувшая часть украинской территории и развязавшая гражданскую войну путем поддержки сепаратистов Донбасса.
Причем опыт соприкосновения с врагом оказался по-настоящему массовым. Через зону Операции объединенных сил (ранее — Антитеррористическая операция, АТО) в отдельных районах Донецкой и Луганской областей прошло свыше 400 тысяч человек. Вместе с членами семей это миллионы украинцев с личным негативным отношением к России.
Начавшаяся 24 февраля 2022 года полномасштабная война многократно усилила эффект отчуждения. По данным последних доступных соцопросов, 92% украинцев относятся к России в основном плохо или очень плохо.
Комментарии