КОМИССАРЫ КРЫЛАТОЙ ГВАРДИИ
«В наиболее серьезные моменты боя военный комиссар обязан личным примером храбрости и отваги поднять боевой дух войсковой части и добиться безусловного выполнения боевого приказа».
Из Положения о военных комиссарах Рабоче-Крестьянской Красной Армии, утвержденного Президиумом Верховного Совета СССР 16 июля 1941 года.
Единственной привилегией политработников 103‑й гвардейской воздушно-десантной дивизии во все времена — и в период боевых действий на земле Афганистана — была обязанность вести за собой бойцов.

Начальник политотдела 103- й гвардейской воздушно- десантной дивизии гвардии полковник Станислав Тимошенко, кавалер орденов Красного Знамени и «За службу Родине в Вооруженных Силах CCCР» III степени
…25 декабря 1979 года самолеты военно-транспортной авиации с парашютным десантом на борту под командованием командира гвардейской дивизии генерал-майора Ивана Федоровича Рябченко приземлились на аэродромах Кабул и Баграм, и личный состав приступил к выполнению поставленных задач. С командиром, как всегда, неизменно находился рядом его ближайший соратник, боевой комиссар — начальник политического отдела полковник С. А. Тимошенко.
На первых порах Станиславу Андреевичу в Афганистане пришлось очень нелегко, особенно в моральном плане: интернациональная миссия для 103‑й гвардейской воздушно-десантной дивизии началась с тяжелых потерь — при заходе на посадку в Кабуле разбился транспортный Ил‑76, на его борту находились 22 десантника… Помимо трудностей с размещением личного состава дивизии во вновь назначенных пунктах постоянной дислокации, начальнику политотдела необходимо было ежедневно решать целый ряд не менее важных вопросов, связанных с обогревом и питанием людей, медико-санитарным обеспечением, выпуском дивизионной газеты «Гвардейская доблесть», налаживанием связей с местными органами власти и афганским военным командованием. В первую очередь необходимо было досконально разобраться с обстановкой, сложившейся в зоне ответственности дивизии, не допустить снижения степени боеспособности и управляемости частей. И самое главное — сберечь жизни подчиненных солдат и офицеров.
Первая наглядная агитация о героях-десантниках появилась в 103-й гвардейской вдд в марте 1980 года
Муллы и улемы выступили в качестве главных идеологов вооруженной оппозиции не только в Кабуле — прежде всего в сельских и горных районах страны, настойчиво проводя свою линию на развязывание «священной войны с неверными». Начиная с январских волнений, которые одновременно вспыхнули в Кабуле и Кандагаре, Файзабаде и Герате в связи с вводом советских войск и физической ликвидацией Хафизуллы Амина, и до 23 февраля 1980 года, когда в канун Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота в Кабуле началось массовое выступление афганцев, направленное против советского воинского присутствия в стране. Во всех мечетях постоянно звучали призывы мулл к правоверным мусульманам с обещаниями «отпустить 75 грехов за одного убитого «неверного». В пропагандистских листовках, распространяемых муллами среди афганцев в январе — феврале 1980 года, содержалась изощренная антисоветская пропаганда.
Благодаря четким и решительным действиям воинов‑десантников и мотострелков из 108‑й дивизии восстание в пределах Кабула было быстро ликвидировано. Частям правительственной армии, окончательно перешедшим на сторону Бабрака Кармаля, досталось проведение зачисток пригородных кишлаков.
Офицеры самоходного артиллерийского дивизиона после собрания партийного актива дивизии
Ныне генерал-майору в отставке Станиславу Андреевичу Тимошенко на всю жизнь запомнились те далекие годы, напоминавшие собой огромный котел с бурлящей смолой:
— Предложить мне дельный совет в сложившейся ситуации ни советнический аппарат, ни представители политотдела 40‑й армии не могли. Они сами не знали, что надо предпринять в первую очередь. Тем более что после ожесточенного штурма дворца Амина и его физического устранения в Кабуле, по всем прогнозам, ожидалось вооруженное выступление его бывших сторонников из числа силовиков и фанатически настроенных мусульман, которое должно было послужить сигналом для всех моджахедов. Решение надо было принимать исходя из сложившейся обстановки, при этом надеясь только на собственные силы — на свою дивизию. Помимо обороны режимных зон — аэродромов в Кабуле и Баграме, часть подразделений дивизии привлекалась для несения службы на важных государственных объектах в Кабуле, для защиты дипломатических миссий и торговых представительств, столичного телерадиоцентра от нападений моджахедов. Основные силы мы держали в готовности к немедленным действиям в случае начала боевых действий со стороны душманов. Кроме религиозных и национальных противоречий в стране, не были учтены внутренние разногласия в самой партии.
Устранив Амина и посадив на его место Кармаля, мы спровоцировали раскол в афганской армии: многие сторонники Амина отвернулись от государственной власти и ушли в банды, создав таким образом вооруженную оппозицию уже Бабраку Кармалю. Простому же дехканину, по большому счету, было все равно, кто стоит у власти, лишь бы меньше стреляли…
Участие витебских десантников в марте 1980 года в операции по деблокированию афганской 9‑й горно-пехотной дивизии в Асадабадской долине положило начало полномасштабным боевым действиям против моджахедов. Некоторые сведения о характере и масштабах боевых операций, проведенных частями 103‑й гвардейской вдд, боевых потерях и отличиях десантников за первые два года афганской войны, почерпнутые автором этих строк из боевых донесений и отчетов о боевой деятельности частей, политических донесений и наградных материалов, позволяют сделать вывод о том, что советские парни не только «участвовали в совместных субботниках по высадке деревьев в Кабульском парке», но и бесстрашно воевали с моджахедами.
Политический отдел 103‑й дивизии уделял большое внимание организации агитационно-пропагандистской работы с местным населением. Необходимо было «вырвать» дехкан, особенно в сельской местности, из-под влияния моджахедов. Решать эту сложнейшую задачу в самом начале афганской войны пришлось офицерам политического отдела дивизии, возглавляемого полковником С. А. Тимошенко, партийно-политического аппарата парашютно-десантных полков.
Опыта работы с местным населением, как и специально подготовленных кадров для ее организации, в дивизии в начале 1980 года не было. 109‑й агитотряд политотдела 40‑й армии по мере своих возможностей оказывал помощь политработникам 103‑й гвардейской вдд в организации спецпропаганды в кишлачной зоне вокруг Кабула, в уезде Баграм, в чарикарской зеленой зоне. Мучительно трудно было налаживать необходимые связи и взаимопонимание с местными старейшинами и религиозными авторитетами, немногочисленными «отрядами революции» в кишлаках, уездными представителями НДПА, царандоя и ХАД.
Глубоко подверженное душманской пропаганде, неграмотное сельское население видело в советских десантниках прежде всего своих врагов, чужеземцев с оружием в руках. Тем не менее начало результативной политической работе с местным населением в Кабуле и важнейших уездах провинции Кабул было положено именно в бытность начальником политотдела полковника С. А. Тимошенко.
К слову, старший сын Станислава Андреевича в 1982–1984 гг. служил в 103-й гвардейской вдд, награжден орденом Красной Звезды. Младший сын генерала Тимошенко — участник боевых действий в Чечне, удостоен звания Героя России.
Части и подразделения витебской 103‑й дивизии провели за 10 лет афганской войны в общей сложности около 300 боевых операций, при этом ее безвозвратные потери составили 907 человек. Для частей дивизии была присуща самая высокая интенсивность боевых действий в сравнении с остальными соединениями и отдельными полками, входящими в состав 40‑й армии, при этом безвозвратные потери у десантников были существенно ниже, чем в мотострелковых дивизиях (у 108‑й мсд — 3.001 военнослужащий, у 201‑й мсд — 2.169).
Это было обусловлено прежде всего более высокой степенью боевой выучки личного состава 103‑й дивизии и профессиональной подготовки офицерского состава.
Отряд пропаганды и агитации 103‑й гвардейской вдд был сформирован через три с половиной года после ввода советских войск в Афганистан — в начале июля 1983‑го. Его командиром стал гвардии капитан Сергей Назаров, который одним из первых среди офицеров‑политработников дивизии был награжден орденом «Красное Знамя» ДРА. В его наградном листе имеется всего несколько строк, наиболее полно раскрывающих содержание повседневной деятельности офицера-политработника: «Принял участие в 31 боевой операции, неоднократно проявлял личное мужество и героизм. В ходе операции в провинции Парван (район Панджшера), действуя непосредственно в боевых порядках афганской бригады «коммандос», способствовал сдаче в плен группы мятежников, находящихся в кишлаке Дуав».
В разделе «Партийно-политическая работа в 1983 году» я нашел краткое упоминание о практической деятельности политработников дивизии среди местного населения: «Проведено 42 митинга, 357 политбесед, в том числе с муллами — 24 личные встречи; 26 воспитательных мероприятий с военнослужащими вооруженных сил ДРА. Распространено среди местного населения более 11,5 тысячи агитационных листовок, продемонстрировано 38 кинофильмов, организовано 19 фотовыставок. Оказана медицинская помощь 1.052 больным афганским детям. Продовольственная помощь оказана более 2,5 тысячи дехкан.
Общая численность агитационно-пропагандистского актива дивизии составляет 137 человек». Что скрывается за этими сухими цифрами, хорошо знают и могут понять только те, кто хоть однажды имел дело с афганцами…
В 1981 году — после убытия полковника С. А. Тимошенко в Советский Союз — политический отдел 103‑й гвардейской вдд последовательно возглавляли полковники Борис Иванович Макаров, Владислав Николаевич Шишков, Николай Иванович Щиденко, подполковники-тезки — Николаи Михайловичи — Васильев и Кичигин. Они достойно продолжили боевые традиции, заложенные в дивизии ее командиром Иваном Федоровичем Рябченко и начальником политотдела Станиславом Андреевичем Тимошенко. Но первые, как говорится, — всегда первые, им зачастую приходилось труднее, чем идущим следом по заснеженной горной тропе.
МИХАИЛ ПОВАЛЯЕВ, начальник центра идеологической работы ЦДО, воин-интернационалист
Белорусская военная газета
http://vsr.mil.by/2014/12/24/komissary-krylatoj-gvardii/
24.12.2014 г.
________________________________________________
Владислав Николаевич Шишков.
Начинал службу в г. Капсукасе (Мариямполе, Литва) Закончил Высшее Военное Рязанское Десантное Училище, Рязанский педагогический институт, Военную Академию.
Был замполитом десантного полка, г.Калвария (Литва)...
Делегат XXIV и XXV съездов КПСС...
на фото - В.Н. Шишков - первый слева в верхнем ряду, гвардии капитан, с офицерами легендарного 119 -го , НАШЕГО (слава ВДВ!) десантного полка г.Капсукаса, 69-70 гг.

Многие офицеры НАШЕГО 119 полка на фото - орденоносцы.
фото - из личного архива Ю.Давидовского
...о том, что его единственная дочь первый раз прыгнула с парашютом, Владислав Николаевич узнал в тот же день случайно, на совещании, сказали сослуживцы : мы вместе с Галькой Березиной, дочерью командира калварийского десантного полка, нагло подделали его подпись на разрешении - всем посещающим парашютный кружок в нашем полку надо было брать разрешение у отцов...
А парашюты укладывать мы все умеем . Все, кто учился в нашей школе.Так решили комиссары. Комиссары НАШЕГО 119 гвардейского десантного полка.
Наша школа демонстрирует свою мощь литовцам, в День Победы, г.Капсукас. Нас мало, но... мы в голубых беретах.
....Как мы долго рисовали подпись Владислава Николаевича, мама дорогая...
Мне вообще ничего не светило - канцелярия моего отца выходила окнами на дорогу, ведущую к парашютному городку, где проходили занятия...
и его подпись подделать невозможно, столько у него на ней фигни всякой, у него самого в первый прыжок парашют не раскрылся, на запасном копчиком землю потрогал - он бы меня убил.....
За меня достаточно прыгали мои младшие братья, которых я вырастила..... прыгали, куда попало....
А ленкин отец, Владислав Николаевич, служил за 18 км от нашего полка - начинал в нашем полку, а потом уже в калварийском....
Хочу сказать не о наших хулиганских наглых выходках,
хочу рассказать, как всегда переезжал на новое место службы коммунист Владислав Шишков.
...мы с Ленкой приходим к ней домой, а там бойцы - десантники, стоят в гостиной кружком , и мощно поедают конфеты с ёлки ...
Тётя Марина говорит:
"Папа пришёл сейчас и сказал, что мы уезжаем"
И ВСЁ
Все вещи ВСЕГДА жена Владислава Николаевича раздавала соседям, брала самое необходимое, и они уезжали.
В Литве их семья переезжала четыре раза.
Так было и в последний переезд, когда из Тулы они переезжали в Чернигов - мебель оставили, а хрусталь тётя Марина отдала дворничихе.
Так жил и служил коммунист Шишков Владислав Николаевич.В Афганистане он был ранен, пехотная мина долго стояла у Ленки на телевизоре. Ленка тоже вышла замуж за офицера, и жила в Москве.
После Афганистана Шишков Владислав Николаевич служил военным советником в одной из арабских стран...........
Владислав Николаевич был в родительском комитете нашей школы. Поэтому был праздник, когда Ленка его уговаривала привезти в школу на танцы лучший ВИА дивизии из полка Шишкова. Самое замечательное, когда старшим автобуса был он сам - тогда танцы были столько, сколько хотели мы , никто из учителей не мог лимитировать нас, а Владислав Николаевич не решался войти в зал и прекратить, наконец, эти неуёмные обезьяньи скачки. Он где-то скромно пропадал, бродил в дебрях тёмных коридоров...
Пока музыканты в голубых беретах собирали аппаратуру, мы выползали из зала совсем обалдевшие и безногие, но полностью удовлетворённые, Владислав Николаевич считал нас по головам и грузил в автобус.
Мальчишки успевали отметелить какого-нибудь зазевавшегося литовца, между делом.
"Наши" десантировались у нашего КПП, "своих " архаровцев комиссар вёз дальше, на 18 км ближе к польской границе.
А вот оно ему надо было????
Ленка институт закончила заочно - пошла работать после школы, и переводилась три раза из города в город - чтобы мама без отца одна не оставалась.
Пятёрок за веселье всей школы ей никто не ставил.
Со своей будущей женой Владислав Николаевич дружил с пятого класса. Женился, и прожил с тётей Мариной всю жизнь.
Коммунисты, где вы теперь? "Кто вам целует пальцы..."
Комментарии
по очереди
меня тоже отец припахал на библиотечном фронте, уже в Лейпциге
вот думаю, кто же им такую тайную доктрину зарядил, этим офицерам, чтобы они своих дочерей запирали в библиотеках?
:-)
в 1990-м, на встрече выпускников, мы уже танцевали под охраной наших автоматчиков, они стояли цепью вокруг школы....
А Басаев тихарился уже тогда под Вильнюсом.
И никто мне не докажет, что варёные литовцы сами всё это организовали.
и никто иной, вместе с Дудаевым
А Ельцин ездил к Дудаеву.
спасибо дяде Горбачёву, почётному млять , комбайнёру
в подполье!
думаю стратегия и тактика коммунистов при временном отступлении под натиском контреволюции предполагает нелегальное положение и борьбу в подполье.
что скажут комиссары?
пора выходить из подполья
ты видишь с неба - я помню тебя, твоих маму и папу, дорогая моя подружка
мы не хотели , видит твоё любимое небо
наши ВДВ не имеют себе равных