КРЫМ НА КАПИЛЛЯРНОМ УРОВНЕ

На модерации Отложенный

С 4 по 10 февраля 2017г. был по делам в Крыму. Был в Евпатории, Севастополе, Ялте, отдельных поселках. Погреться в Крыму зимой не получается – холодно, ветер. Что-то понравилось, что-то нет. Делюсь впечатлениями.

Не понравилась неухоженность Евпатории. Заезжали также в некоторые удаленные деревни – нищета ужасающая. В России в средней полосе в деревнях дома покрыты цветным профнастилом, часто отделаны сайдингом и даже небогатые дома выглядят вполне достойно, но здесь – старый серочерный шифер, ракушечник (как и в Туркмении), никакого профнастила, никаких цветных заборов, вид удручающий. Можно сказать, что «при Украине», как здесь говорят, за 25 лет Крым ухандокали до полусмерти, но ведь Крым в составе России уже 3 года, а особых изменений не видно.

Из бюджета России в Крым уходят немалые деньги, они идут на строительство Керченского моста, дороги, на что-то еще. Но не видно, чтобы народ на низовом уровне серьезно улучшил свое положение. Коротко говорил с разными людьми. Один сказал, что цены на газ и электричество сильно выросли. Их поставляют частные компании, с них не спросишь, но народу от этого не легче. Одна женщина сказала, что в России декретный отпуск 3 года, а в Крыму 1.5. Почему? «Что же вы нас притесняете?», говорит.

Таксист рассказал, что он был еще лет 10 назад председателем профсоюза таксистов и участвовал в разработке закона, регулирующего деятельность самозанятых людей. Закон не прошел. В целом он говорит, что законодательство, регулирующее деятельность мелкого бизнеса, плохо разработано и создает препятствия к тому, чтобы люди включались хоть в какую-то работу и занятость, тем более, когда работы нет. Я пожалел, что не поговорил с ним подробнее, чтобы детально узнать, что же им нужно, а это важно.

Деньги из федбюджета это хорошо, когда они доведены до капиллярного уровня, до каждого человека. В некоторых регионах есть свои местные особенности. Чтобы такие регионы могли подняться с колен, нужно учитывать эти особенности.

Из небольшого круга моих собеседников (они были не слишком молодыми) все, подчеркиваю, все - с теплотой вспоминают советское время. Говорят, что в Крыму была масса самых разных производств, все работали, всё развивалось, все жили дружно. Теперь же почти все производства убиты, новых не появляется. В магазинах московские цены, может чуть ниже. Покупаю продукты и среди прочих смотрю на изготовителя сливочного масла. Читаю: изготовлено в Раменском районе Московской области (!!). А ближе никак? Местного нет?

Беседую с украинцем. Он говорит, что у него на кухне стоит телевизор с украинскими каналами ТВ, а в зале с российскими. «Посидишь на кухне и с возмущением думаешь, что же эти кацапы делают. Переходишь в зал и думаешь, что же эти хохлы делают». Ну а ситуацию, по его словам, проясняет пророчество Ванги, которая увидела, как Крым «уплывает к другим берегам». Как бы судьба. В советское время этот украинец был трактористом, говорит, что мелкое воровство чуть не вменялось сверху: каждый вечер нужно было наполнять 250-литровый бак трактора доверху и никто не спрашивал, сколько топлива он истратил за день. Естественно, дом и подсобное хозяйство он отапливал бесплатной соляркой. Это мелкое воровство распространялось на всех сверху донизу равномерно, никто не хапал миллионами, все жили сами и давали жить другим, никто не в обиде. О производствах, заводах, колхозах в советское время он говорит: «Все было. Людей сюда зазывали, потому что работать было некому».

О центральной власти в Крыму, т.е. в Симферополе говорят, что руководят бандюки, у которых «там наверху все куплено». Не знаю, не берусь судить, часто это бывает размашистыми ничем не подтверждаемыми утверждениями, но С.Аксенов производит очень хорошее впечатление, он хорошо и ясно говорит, его роль в плавном возвращении Крыма в Россию несомненна. В крымской газете, например, читаю его выступление против празднования Св.Валентина, как ненужного, не российского, затеняющего праздник 8 марта. Полностью с этим согласен.

В Евпатории неважные дороги, нет ухоженности, нет ощущения роста. Может быть промозглый ветер портил настроение, но бума развития как-то не заметил. Ужасные детские аттракционы на берегу моря (впрочем, они все одинаково отвратительны в России). Не знаю как вам, но эта шумность, не организованность, хаотичность всех этих развлекательных заведений только раздражает, да и детям такая атмосфера противопоказана.

Заехали в один удаленный поселок. Это просто мрак, какая нищета и запущенность. В центре поселка лежит памятный камень, на котором что-то выбито на татарском языке. Спрашиваю, «Это татарский поселок?». Светловолосый молодой парень отвечает: «Нет, здесь разные народы, все живем дружно». Я смотрю на него и думаю про себя: «Давно ли ты ел досыта, парень…».

Уже ближе к вечеру краешком проехали по Севастополю. Город, та часть, которую мы видели, очень понравился. Это красивый, чистый, наполненный жизнью город, светлые фасады зданий и красные крыши, все очень привлекательно. За Севастополь беспокоиться не приходится.

Понравилась красочная Ялта со своей субтропической растительностью. Был там году в 2011 летом, но сейчас город нравится гораздо больше, в его духе появилась какая-то стильность, исчезла хаотичность, видимо потому, что город живет в рамках одной доминирующей культуры. Не понравилось отсутствие Сбербанка. Разговорился с одним американцем, но это тема отдельной статьи.

Выводы (ну и предложения)

1. Наблюдается бедность и местами безысходность, иногда шокирующие. С этим надо быстро что-то делать. Средства из Москвы должны достигать каждого человека в Крыму и возвращаться обратно созданными там продуктами. Керченский мост это очень хорошо, это просто замечательно, но это через несколько лет, а люди живут сегодня. В Крыму, как и в России, движение жизни должно проникнуть на капиллярный уровень.

2. Бедность большого числа жителей Крыма делает их очень чувствительными к малейшим повышениям цен на основные потребности – электричество, газ, бензин и т.п. Они должны быть не выше, чем в центральной России и желательно, ниже, хоть на 5%, но ниже.

3. Социальные льготы должны быть одинаковы с центральной Россией.

4. Осваивать Крым надо продуманно и в рамках общероссийской стратегии развития. Можно создать в равнинной части Крыма аналог «силиконовой долины» или что-то в таком духе. Наши программисты, привыкшие к жаркому климату Калифорнии, могут проявить к этому интерес (это полу в шутку, полу всерьез. И это тем более так, если им придется тикать из США, а к тому идет).

5. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы частные компании и банки раздербанили Крым, скупая километрами пляжи и земли. Нет и всё тут! Пошли на хрен и никаких разговоров! Нужно строить большие санатории, именно большие, чтобы люди не расползались по норам частного сектора, а были вовлечены в общую жизнь. Крупнее – значит эффективнее, дешевле, а это высвобождает время и труд для создания чего-то еще полезного. Если без частного капитала не получается, то его использование надо обговаривать специально. Могут получать прибыль со вложенных денег, но без права собственности на активы (строишь, например, санаторий – получаешь прибыль, но не являешься собственником санатория, земли под ним и вокруг него).

6. Люди преимущественно делятся не на «русских, украинских, крымско-татарских или американских», а на «нормальных и ненормальных», да простится мне такой не политологический термин. Лозунг «Пролетарии всех стран – соединяйтесь» не современен (и никогда не был справедлив), а вот «Нормальные люди – объединяйтесь» - будет в самый раз. «Украинцы» конечно же отличаются от «русских». Свои различия (особенно с украинской стороны) можно защищать до потери пульса, но сойтись на почве «нормальности» не должно составить большого труда.

Называйте это метафизикой, но Россия не полна без Крыма. Это не всего лишь еще один кусок суши и без того бескрайной страны. Бесконечные, длившиеся веками войны за Крым, а в далеком прошлом и с Крымом (набеги крымских татар на Москву) не случайны. Чтобы оконтурить страну в одно целое, Крым нужно активнее развивать и пускать, если угодно, во всероссийский оборот. Крым – важнейшая опорная точка всей страны в целом.

И первое что здесь хотелось бы видеть, это динамичных, уверенных в себе самих жителей Крыма, сознающих, что за них стоит вся страна. Очень не хотелось бы, чтобы мы с этим запаздывали.

На нас лежит ответственность за то, чтобы Крым раскрутился как можно быстрее.