Так кто-же убил Александра Меня?
Протоирей Александр Мень – жертва служения вере и людям.
Прошло уже 20 лет со дня подлого убийства протоирея Александра Меня. Ранним утром 9-го сентября 1990 года он был убит неизвестным в подмосковном поселке Семхоз и это убийство не раскрыто и по сей день. Над моим столом на книжной полке стоят книги Александра Меня : «Таинство, слово и дело», «Свет во тьме светит», «Радостная весть», «Сын человеческий», наброски к которой Александр Мень начал еще в 15 лет… Не могу привыкнуть к мысли, что больше нет с нами этого чудесного человека, глубоко верующего, принципиального, для очень многих неудобного, непримиримого к несправедливостям, но смиренного перед личными невзгодами. Желающих ознакомиться с основными вехами жизни отца Александра отсылаю на
http://radonegedubrava.ru/a_m/o_am.html Отец Александр был неприемлем для очень и очень многих. Это и некоторые высшие иерархи Церкви, в том числе Патриарх Алексий Второй, и часть среднего духовенства, которых раздражала известность и самостоятельность отца Александра, отсутствие раболепства, отличное от общепринятого видение сущности человека и его места и роли в мироздании. Более того, некоторые из иерархов незаслуженно обвиняли отца Александра в отходе от православной веры, одни называли его «агентом сионизма», другие – униатом. Особенно «весьма дружескими и теплыми» были отношения отца Александра с властью, особенно с КГБ : самостоятельный, убежденный, активный и непокорный, законопослушный и довольно известный гражданин был им «костью в горле». Происки и притеснения со стороны КГБ отец Александр испытывал постоянно, но им этого было мало – они стремились заставить его замолчать, им нужна была его смерть.
Говоря об отношении к трудам отца Александра, вероятно, самого известного в мире православного священника, писателя и просветителя, хотелось бы напомнить слова апостола Павла: "Все испытывайте, хорошего держитесь". Не все его суждения полностью разделялись православными богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания. Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ вспоминал: "Это был пастырь с глубоким призванием, живой верой, бескомпромиссно совершающий служение Святой Христовой Церкви, веровавший в Промысел Божий и Его всесильную помощь. Каждый из нас избирает различные пути в пастырском служении. Отец Александр был блестящим проповедником Евангелия Христова, для которого не было своих и чужих, близких и далеких. Его незлобивое любящее сердце принимало всех людей". Ему вторит п
ротоиерей Владимир Архипов: «Отец Александр был первым в XX веке священником, кто стал говорить о Боге и смысле веры словами, понятными современному человеку… Ему не нужны были ни слава, ни известность, ни почет. Этим отец Александр был уникален, хотя такими должны быть все. Но много званых, избранных - мало…».Вся его пастырская деятельность, все написанные им книги, все накопленные им знания подготовили его к встрече с обществом, когда это наконец стало возможным. Но служение его было недолгим…
Кто же был тем подобием человека, что отнял жизнь у пастыря-миссионера? Кто заключил и исполнил этот договор с дьяволом в лице КГБ? Безусловно, отец Александр видел и знал своего убийцу, который, нанеся удар отцу Александру сзади, не смог, не посмел нанести второй удар, глядя ему в глаза… Но и одного удара оказалось достаточно, чтобы раненный пастырь при отсутствии какой-либо помощи умер. Такое впечатление, что отец Александр не хотел, чтобы кто-то из посторонних оказывал ему помощь. Почему отец Александр стремился попасть непременно домой, не прося никого из встречных о помощи? Почему он умер перед калиткой своего дома, фактически на глазах у своей супруги, которая не оказала помощи? Отчасти ответ на эти вопросы дал сам отец Александр, ответив на вопрос встреченной им женщины: «Да нет, никто, я сам!». Почему же сам? Выходит, отец Александр однозначно не хотел, чтобы факт о покушении на него становился достоянием гласности.
Почему? Ответ напрашивается один: отец Александр не хотел, чтобы стало известно имя покушавшегося – для него было предпочтительнее умереть, чем назвать это имя. И второе: из сообщений по свежим следам преступления было видно, что супруга отца Александра видела его возле калитки, но никакой помощи ему не оказала. Почему? Что заставило женщину-супругу так поступить? Можно только предполагать… Вероятно, между супругами не было доверительного отношения, понимания и поддержки друг друга и каждый поступал в соответствии со своим пониманием своих обязанностей. И вполне вероятно, что супруга отца Александра на тот момент могла предполагать или знать о происшедшем и вид раненного супруга не был для нее неожиданностью. Какие чувства обуревали в тот момент этой женщиной нам знать не дано – мы можем только предполагать. Вероятно, были другие чувства, более сильные, чем любовь к супругу, да и не факт, что она, любовь, была еще между ними. Это значит, что она вынуждена была выбирать между супругом и другим, более близким для нее человеком… Выбор пал не в пользу отца Александра… , но в точном соответствии с его личным желанием. Помните : «Да нет, никто, я сам!»… В любом случае, он решил принять на себя ответственность за это злодеяние. Кого старался защитить отец Александр?
Прошло 20 лет со дня убийства отца Александра. Много воды утекло с тех пор, но мало что изменилось в Россие-матушке. Уже нет СССР, нет советской власти, формально «исчез» КГБ, но осталось все тоже всесилие КГБ-ФСБ вкупе с прочими силовыми структурами, беззаконие, вседозволенность и безнаказанность власть имущих, бесправие рядовых граждан…Убийцу до сих пор «не нашли». Ни к чему не привели даже слова двух президентов, хотя оба - и Горбачев, и Ельцин - обещали взять под контроль ход расследования. Дело то закрывали, то открывали. Создается впечатление, что в поиске убийцы власти не были заинтересованы… Для имитации работы следствием был даже арестован некий попавшийся под руку гражданин, но его пришлось отпустить из-за наличия у него твердого алиби. Дело заглохло, ибо так и было задумано. Заказчики убийства желали, чтобы люди забыли об Александре Мене, но Митрополит Ювеналий убежден: "Мы не чувствуем, что ушел в безвременье о.Александр. Он, облеченный благодатью Божией, молится Господу о пастве своей, о своей родной земле, о своем народе". Уверен, что многие разделяют такое убеждение и сожалеют лишь о том, что мы так и не дождались официального сообщения с именем убийцы Александра Меня…
Удивительна судьба сына убиенного протоирея Александра Меня – Михаила Меня. Являясь сыном священника, преследуемого властями и частью духовенства, точнее – его консервативной частью, Михаил Мень совершил головокружительную карьеру. Замечательный взлет человека, не хватающего звезд с неба, вызывает неподдельное удивление, изумление и т.д. Судите сами:
1993 – 1995 года – депутат Московской областной думы.
1995 – 1999 года – депутат Государственной Думы.
1999 – 2002 года – Вице-губернатор Московской области.
2002 – 2005 года – Заместитель мэра г. Москвы.
С 2005 года – губернатор Ивановской области.
Плох губернатор или хорош – решать жителям Ивановской области. И если он хорош – могу порадоваться за тамошних жителей. Но в чем я абсолютно уверен, так это в том, что убиенный отец Александр молит Господа за своего сына… Не его ли молитвами такой успех?
P.S. Мне почему-то вспомнилось убийство Льва Троцкого. Его убийце было присвоено звание Героя Советского Союза, он был поставлен на государственное обеспечение – не хочется произносить имя этого подлеца и мерзавца. Противно. Уверен, что к убийце Александра Меня будет такое же отношение, как к подлецу и мерзавцу. Надеюсь, что звание Героя России ему все-таки не дадут… Все тайное со временем становится явным и я надеюсь, что имя убийцы будет объявлено официально еще во время его жизни.
Комментарии
Какая разница, кого убили?
Убили Человека. Сколько убитых по Руси! И не важно , кем он был.
Отсюда и такая головокружительная карьера.