Кто находит выгоду, обирая крестьян?

КАК ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА

Так расценивает председатель Союза фермеров Казахстана Ауезхан Даринов сегодняшнее взаимодействие Министерства сельского хозяйства РК, Национального управляющего холдинга «КазАгро» и сельхозтоваропроизводителей.

Окончание сложнейшего сельскохозяйственного года – самое время поговорить о наболевшем и сплотить фермеров вокруг общих проблем. Так решил председатель Союза фермеров Казахстана Ауезхан Даринов, в настоящее время посещающий зерносеющие регионы страны, в том числе главную житницу – Северо-Казахстанскую область. Здесь Даринов встретился с сельхозтоваропроизводителями нескольких районов. Проблем, старых и новых, сельчане называли немало.

Битва за зерно

И самая главная из них – уже набившая оскомину сдача зерна в госрезерв. Если в прошлом аномально, если можно так выразиться, урожайном году многие фермеры хотели сдать свое зерно «Продкорпорации», а его у них не брали, отдавая предпочтение монстрам зернового рынка, то нынче у многих даже мелких хозяйств забирали и те крохи, которые удалось собрать при урожайности в 3-4 центнера с гектара. Таковы положения Закона «О зерне». У Союза фермеров на этот счет еще до начала уборочной кампании было свое мнение.

- Не было никакой необходимости выкручивать руки крестьянам, ссылаясь на закон, - считает Ауезхан Даринов. – Во-первых, по этому закону министр сельского хозяйства доводит квоту по сдаче зерна в госрезерв, значит, он может или вовсе ее не доводить, или хотя бы уменьшить ее объем в связи с аномально тяжелыми природными условиями. Во-вторых, по статистике на 1 августа более 6 млн. тонн зерна у нас лежало в закромах. Возникал вопрос: зачем забирать у людей последнее, если 6 млн. лежит в закромах? Госзакуп должен быть, но под маркой госзакупа выкручивать руки – это другой вопрос. Мы говорили еще в сентябре – не было в этом надобности, сегодня правительство это подтвердило (НУХ «КазАгро» объявил о прекращении закупа зерна в госрезерв 3 ноября – авт.). Местная власть на местах, конечно, нередко самодеятельностью занималась, были факты - с участковыми зерно заставляли сдавать.

Другой не менее больной вопрос – цена на зерно, закупаемое в госрезерв. 26 500 тенге за тонну так трудно нынче доставшегося крестьянам зерна никого не устраивают, особенно если учесть, что частные фирмы закупают его по 34-35 тысяч тенге. Однако распорядиться своей собственностью по своему же усмотрению и заработать лишнюю копейку большинству фермерских хозяйств не дали. Кстати, судьба тех 6 млн. тонн, о которых шла речь выше, широкому кругу пока неизвестна.

- В октябре в адрес «Продкорпорации» нами был направлен запрос, в котором шла речь о закупе зерна, - рассказал глава Союза фермеров Казахстана. – В частности, мы спросили: где то зерно, которое мы в прошлом году собрали? Каким образом оно использовано, особенно в последние месяцы? На сегодня пришел такой ответ, который называется отписка. Но отрицательный ответ – это тоже ответ для нас. Мы хотим все данные по закону получить, а «Продкорпорация» их скрывает.

Кстати, о многом вышесказанном Союз фермеров Казахстана напрямую спросил в своем недавнем обращении к Премьер-Министру РК Кариму Масимову. В частности, было предложено рассмотреть вопрос о временной приостановке действия норма Закона «О зерне», регулирующих отношения субъектов АПК и государства в части формирования госресурсов зерна. Учитывая, что на 1 августа в стране хранилось 6 млн. тонн зерна, и принимая во внимание несостоятельность большинства сельхозформирований по причине засухи, Союз фермеров предложил госресурсы зерна в текущем году формировать не за счет поставок урожая 2010 года, а за счет переходящих остатков урожая 2009 года.

Был предложен и альтернативный вариант: уменьшение объемов закупа зерна в госресурсы с одновременным повышением закупочной цены пшеницы 3 класса. По мнению общественного объединения, такое решение мотивировало бы сельхозформирования к законопослушности и способствовало поступлению требуемого количества продовольственного зерна в госресурсы.

«При этом предлагается рассмотреть возможность освобождения от поставок зерна в госресурсы те сельхозформирования, у которых урожайность по итогам уборочной кампании составит менее 5 центнеров с гектара», - говорилось в обращении. К сожалению, внятного ответа на эти предложения от Министерства сельского хозяйства, отвечавшего на обращение, не последовало.

Бесполезные субсидии

Сельхозтоваропроизводителям, наверное, завидуют представители многих отраслей, не столь обласканных государством. Еще бы: только в текущем году на поддержку сельского хозяйства через бюджет Минсельхоза было выделено почти 190 млрд. тенге. Но из сельских глубинок по поводу субсидирования в основном слышны недовольные голоса. Например, для ТОО «Киялы-агро 10» из Аккайынского района намерение приобрести ГСМ по льготным ценам обернулось переплатой в 10-13 тенге за литр солярки.

- Весной в области работали три фирмы-оператора, торгующих ГСМ по льготным ценам. Накануне посевной мы проплатили за солярку одной из них – «Белуару». Удешевленного топлива мы так и не дождались, вместо этого через месяц фирма вернула нам деньги. Но если за месяц до посевной мы могли на нефтебазе купить солярку по 62-65тенге за литр, то к моменту возврата денег «Белуаром» ее цена возросла до 72-75 тенге, и мы вынуждены были платить эти деньги.

- Действительно, такая ситуация была и весной, и осенью, - подтверждает директор ТОО «Астраханское» этого же района Владимир Зимин. – А дело в том, что из трех операторов двое были «родные», а один – нет. С него снимают поставку, и он вынужден отдавать деньги обратно.
В результате наши фермеры пострадали, остались без горючего, и 490 млн. тенге по удешевленному топливу республиканских денег с нас сняли.

Не лучше ситуация и с субсидированием зерновых. За громкими словами – очень скромные цифры: сегодня субсидирование в Казахстане составляет менее двух долларов на гектар, тогда как, например, в Канаде – 21, в США – 28 долларов, в Германии – 360 евро. В текущем году и вовсе введено две ставки субсидирования зерновых, базовая и повышенная – для тех, кто применяет новые технологии. Союз фермеров с таким положением категорически не согласен:

- Нельзя давать субсидии в зависимости от применяемых технологий, - убежден Ауезхан Даринов. - Во-первых, кто будет оценивать степень новизны этих технологий? Во-вторых, главное все-таки – добиваться повышения производительности труда и эффективности. Да пусть он хоть руками раскидывает, но если он получает урожай больше, чем тот, кто работает, допустим, по нулевой технологии – почему он не должен получать субсидии? Нужно политику субсидирования сделать равномерной, а о результате судить по урожайности.

Нельзя не сказать, что Министерство сельского хозяйства при этом, видимо, очень довольно своей работой. Так, в отраслевой программе развития АПК на 2011-2014 г.г. сказано: «На сегодняшний день действующая законодательная база аграрного сектора экономики вполне соответствует требованиям рыночной экономики, нормам международной практики и направлена прежде всего на поддержание и защиту предпринимательской инициативы». У самих сельских предпринимателей сия цитата, наверное, вызовет только грустную улыбку. Другое мнение и у Всемирного банка, который написал в своем исследовании, что в Казахстане «государственные расходы направлены на решение краткосрочных задач, а не на структурные изменения, которые позволили бы увеличить производительность труда в долгосрочной перспективе». Это означает, например, то, что казахстанский Минсельхоз кредитует и субсидирует крестьян только на год, тогда как в западных странах подобные программы разрабатываются на 5-10 лет.

Лишнее звено

Так, говоря о многих проблемах современных фермеров, определил Ауезхан Даринов Национальный управляющий холдинг «КазАрго». По мнению руководителя общественного объединения, именно отсюда исходят многие беды крестьян:

- «КазАгро» создали для реализации государственной программы по стимулированию индустриально-инновационного развития АПК путем результативности, транспарентности, корпоративного управления и диверсификации. Но мы не видим главного – результата. Нужна другая система, с возможностью выбора фермером финансовых институтов. Сегодня «КазАрго» является монополистом, все средства из Минсельхоза выделяются через холдинг. Миллиарды выделяются, но мы их не видим, до мелких хозяйств они не доходят. Да и до крупных тоже. Ситуация изначально холдингом не анализируется, нет мониторинга, в результате получается, как, например, с выделением средств на откормочную площадку площадью в 500 тысяч гектаров в Акмолинской области. Еще в 2008 году были выделены миллиарды из расчета на поголовье в 4600 голов, а там всего 600, и не могут это поголовье набрать.

Глава Союза фермеров твердо убежден: пока не было «КазАгро», все структуры, в том числе и «Продкорпорация», работали нормально:

- Я сам сдавал зерно в госрезерв, «Продкорпорация» в течение 10 дней рассчитывалась. А сегодня «КазАгро» до двух-трех месяцев проплату затягивает. Или другой пример: создали на местах сельские кредитные товарищества, казалось бы, удобно для крестьян. Но с приходом «КазАгро» кредиты уменьшили и начали выдавать не через СКТ, а напрямую – явно коррупционная схема пошла. В общем, все полномочия СКТ «КазАгро» себе забрал.

Союз фермеров рад бы повлиять на изменение ситуации, что называется, изнутри, да не тут-то было.

- Финансовые потоки в «КазАгро» регулирует совет директоров из девяти человек, и в этот совет, по нашему мнению, кроме министров, обязательно должны входить товаропроизводители, а входят на сегодняшний день только монстры зернового рынка – Нурлан Тлеубаев («Зерновой союз») и холдинг «Иволга» из Костаная. Они сеют один 500 тыс. га, другой – миллион, а Союз фермеров сеет 8 млн. га, так почему «Зерновой союз» и «Иволга» входят в совет директоров, а мы нет? Мы написали официальное письмо с предлагаемыми кандидатурами по всем областям, в том числе и в дочерние компании – нас никуда не взяли. Это и понятно: мы там неудобные люди - увидим неправильную схему распределения денег. Но мы своего добьемся.

Дойти до Президента

Обозначить свою принципиальную позицию по всем главным моментам нелегкой фермерской жизни перед Президентом страны Союз фермеров собирается в феврале будущего года, приняв соответствующее обращение на республиканской конференции. В оставшиеся три месяца сельхозтоваропроизводителям страны предстоит не только сформулировать свои проблемы и выработать предложения, но и – главное – по-настоящему объединиться, стать настоящей, реальной силой. Ситуация из русской поговорки, где «нет худа без добра» к нынешней ситуации с общими для всех крестьян проблемами подходит как нельзя лучше. Может быть, именно общие трудности станут главным объединяющим началом.

Аркадий Зерновой

с автором можно связаться по адресу:

kazakhzerno.ans@gmail.com

Информационное Агентство «Казах-Зерно»