Расцвет сословного государства современного типа
На модерации
Отложенный
То, что в России приходится выявлять и доказывать, в Белоруссии в доказательствах не нуждается, т. к. существует в явном и неявном виде уже многие годы. Попробую по пунктам описать основные признаки сословного государства.
Почитал текст Симона Кордонского про сословие советских евреев, вспомнил «нормализованного Зиссера», записных евреев Якубовича и Шапиро – и аж локти закусал, что Симон Гдальевич в своих исследованиях обделяет вниманием братскую белорусскую землю.
Здесь у нас просто расцвет сословного государства современного типа, и то, что в России приходится выявлять и доказывать, в Белоруссии в доказательствах не нуждается, т. к. существует в явном и неявном виде уже многие годы.
Попробую по пунктам описать основные признаки белорусского сословного государства.
1. Республика Беларусь – сословное государство.
Это признается государством с самого верха: на регулярных спичах верховного руководителя идут обращения ко вполне конкретным сословиям: «жирные коты банкиры», «предприниматели жируют, а зарплату не поднимают», «избавить учителей от бумажной работы», «от вас, ученые, мне нужны прорывы», «писатели так и не написали мне «Войну и мир» в Год культуры», «врачи молодцы, делают уникальные операции» ну и из свежего – «айтишники, не шалите».
Это признается государством и снизу: например, первый вопрос любого гаишника после факта фиксации нарушения: «Вы где работаете?» – т. е. «К какому сословию принадлежите?».
Например, моей маме простили серьезный штраф за просроченную автостраховку просто по факту принадлежности ее к сословию учителей. Ведь всем известно, что у учителей низкие зарплаты за их важный для общества труд, поэтому гаишник выдал ей вот такую сословную преференцию.
2. Все сословия делятся на три типа: бюджетные, околобюджетные и внебюджетные.
Каждое отдельное сословие, ведущее хозяйственную деятельность, имеет свои условия и правила существования. Например, айтишники платят минимум налогов, и власть даже закрывает глаза на сокрытие обязательного минимума, а вот бизнесменов сажают даже за условно законные пути оптимизации налогообложения.
Государственные промышленные предприятия платят налоги честно и обязаны выполнять социальные функции предоставления рабочих мест, за что получают бюджетную поддержку, а вот, например, предприятия сельского хозяйства имеют преференции в виде дешевой рабочей силы, дешевого топлива, удобрений, дешевых кредитов (которые еще и списывают), за что обязаны покупать продукцию госмашиностроения и работать по низким закупочным ценам.
3. К бюджетным относятся те сословия, которые напрямую кормятся из бюджета: чиновники, силовики, учителя, врачи, госпредприятия промышленности и сельского хозяйства, ученые, государственные СМИ, профсоюзы, также небольшое сословие спортсменов и деятелей культуры, общественных объединений, получающих поддержку от государства.
Все эти люди существуют за счет бюджета, пополняемого в основном калием и нефтянкой, а также сложной системы перекрестных налогов, льгот, преференций, субсидий.
Из больших привилегий бюджетников следует отметить, что это единственный тип сословий, который имеет представительство в парламенте и официально узаконенных лоббистов в виде профильных министров, депутатов, глав комиссий и т. п. Большинство законов и решений в государстве принимается в интересах бюджетных сословий.
Между двумя бюджетными сословиями суд склонен выносить нейтральные решения, если речь не идет об аппаратных конфликтах.
4. К околобюджетным относятся сословия бизнесменов (купцов) и коммерческих банкиров (ростовщиков).
Большинство белорусского бизнеса либо занимается импортом, либо оказывает услуги населению, либо участвует в госзакупках, так или иначе весь доход этого сословия прямо или косвенно зависит от уровня бюджетных расходов.
Есть несколько гильдий купцов, от низшей (ипэшники) до высшей («олигархи»), у каждой гильдии есть свои права и обязанности и уровень окормления чиновников.
Например, купцы высшей гильдии окормляют непосредственно высших лиц в государстве, за что получают такие льготы, как, например, исключительное право на импорт рыбы или алкоголя, а вот владелец какого-нибудь местечкового кафе будет иметь дело с местными чиновниками.
Купцы имеют право зарабатывать деньги, их доходы в целом выше, чем доходы бюджетников, но они обязаны делиться необходимыми суммами на нужды государства по первому его требованию вне зависимости от законности такого требования: суд между бюджетным сословием и купцом почти всегда принимает сторону «бюджетников».
Также для этого сословия запрещается любая оптимизация налогообложения (офшоры) либо неуплата налогов, в противном случае купца сажают в тюрьму (долговую яму) пока он не погасит долг в трех–пятикратном размере.
5. Ко внебюджетным относятся сословия, которые ни прямо, ни косвенно не взаимодействуют с распределением бюджетных средств в экономике.
Это единственное, что их объединяет, т. к. сословия абсолютно разные, и отношение государства к ним разное.
5.1. Например, сословие айтишников (к которому принадлежит ваш покорный слуга) – буквально на последней пресс-конференции глава государства сам выделил его, назвав «великими айтишниками, которых пока не трогают».
Айтишники зарабатывают важную для государства валюту сами из-за рубежа за счет экспорта услуг, не требуют бюджетной поддержки, сами кое-что отстегивают в бюджет, при этом выполняют очень важную социальную функцию: аккумулируют талантливых молодых людей и помещают их в комфортные условия существования, тем самым в определенной степени снижая риски появления широких протестных масс интеллектуальной молодежи, требующей свой кусок бюджетного пирога и участия в управлении государством.
За это айтишникам позволяют развиваться и смотрят сквозь пальцы на их схемы с фактическим уводом основной части прибыли за рубеж.
Здесь очень показателен пример одного бизнесмена, который, по слухам, решил перейти из сословия айтишников в сословие купцов, занявшись строительством – и сразу же получил срок, т. к. сословие купцов судят по другим законам, нежели сословие айтишников.
Айтишники предпочитают судиться в иных юрисдикциях и с государством взаимодействуют в хозяйственном плане минимально.
5.2. Также сюда запишем сословие «тунеядцев» – т. е. людей, которые заняты в теневой экономике либо в отхожих промыслах.
Долгое время существовал «пакт о ненападении» – государство закрывало глаза на большой размер теневой экономики, а «тунеядцы» не участвовали в протестах против политики государства.
Сейчас, ввиду недостатка денег в бюджете и увеличения количества безработных, пополнивших это сословие, бюджетные сословия пролоббировали закон о налоге на тунеядство, на что «тунеядцы» ответили массовым отказом его уплачивать.
Чем закончится этот конфликт, неизвестно, но это пока наиболее значимый из текущих рисков для всей системы – ввиду обширности данного сословия.
5.3. Также существует небольшая прослойка экспортно ориентированного бизнеса, старающегося минимально взаимодействовать с государством любым образом: не брать кредитов, не участвовать в госзакупках, не заниматься импортом и торговлей.
Государству непонятно, как взаимодействовать с таким бизнесом, непонятно, какие решения выносить суду в хозяйственных спорах между такими бизнесменами.
Эти бизнесмены постоянно сталкиваются с несовершенством законодательства в области ведения бизнеса и, хоть и меньше кричат об этом, в отличие от некоторых купцов (вообще стараются держаться тише воды), но, тем не менее, ощущают потребность в поддержке, периодически непублично ее получая.
Не подкованные в политэкономии местные чиновники периодически ошибочно относятся к ним как к купцам.
В целом государство не против поддерживать данное сословие (сословие ли?), но пока его место в текущей схеме не очень просматривается. Учитывая неэффективность госэкономики и рост влияния доли таких предприятий в хозяйственной деятельности, это также создает риски для всей системы.
Поэтому государство не форсирует развитие этого сословия, ставя для него тяжелые, но выполнимые условия для существования, таким образом в определенной степени «консервируя» вопрос.
5.4. Также есть небольшие «представительские сословия», такие как духовенство, негосударственная пресса, всевозможные национальные союзы, НГО, сюда же запишем оппозицию.
Этим сословиям позволяют существовать в определенном отрыве от государства, чтобы показать, что Белоруссия – это нормальное демократическое современное государство, со всеми этими вашими западными штуками.
Денег государство этим сословиям не дает, но и брать из-за рубежа или с населения в определенных пределах не возбраняет, за что эти сословия оказывают услуги власти по ее легитимизации и определенной канализации протеста.
Жестко подавляются попытки действовать вне рамок этих сословий: не регистрируются новые политические партии, альтернативные православные/униатские церкви, не дают FM-частот негосударственным радиостанциям и т. п.
Некоторые сословия существуют виртуально – например, де-факто никакого сословия «евреев» не существует, но для этих целей глава государства определяет виртуальное сословие в составе нескольких крупных чиновников и бизнесменов, очевидно, в рамках своего представления о необходимости существования такого сословия в представительских целях.
Резюмируя, можно сказать, что на сегодняшний день ввиду постепенной трансформации структуры бюджета и его уменьшения мы сможем наблюдать и трансформацию сословной структуры государства.
В какую сторону – пока непонятно, но очевидно, что привилегированные в текущей системе сословия будут всеми силами стремиться удержать статус-кво.
Все вышенаписанное считать фантазиями автора. Надеюсь, когда-нибудь Кордонского позовет к себе Алексиевич, и он профессионально изучит белорусский вопрос и порадует нас интересной лекцией.
Комментарии
Жуть какая-то! Прямо фашизьма в полный рост!
Пусть объединяются в профсоюзы.
Мы, в России, когда говорим о своих "сословиях" имеем ввиду чаще лишь одно: "правящая элита" и олигархов, которые имеют целью передачу капиталов, собсвенности и власти по-наследству.
"Элитаризм". Тот, 1 процент "дарагих рассеян", которые присвоили 75 процентов Национального Богатства.
Так что белорусы: "шикарно живут".
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
не боюсь я злодеев старинных,
а боюсь я невинных и праведных,
бескорыстных, святых и невинных.
(с)