Спасибо Шойгу: как армия Сирии выстояла против боевиков ИГИЛ

На модерации Отложенный

Правительственная армия Сирии продолжает отбивать территорию, занятую ранее боевиками «Исламского государства» (запрещена в России — прим. ред.) и других террористических группировок. Корреспондент Федерального агентства новостей побеседовал с военным экспертом, полковником в отставке Виктором Литовкиным и выяснил, за счет чего Дамаску удалось отбиться от наступающих боевиков и переломить впоследствии ход сирийской войны.

С начала января армия Сирии сумела отбить у террористов ИГ 32 населенных пункта, и на этом они останавливаться не собираются. Впереди военные операции в Пальмире и в направлении Дейр-эз-Зора. Освобождение этих городов станет переломным моментом в затянувшемся с 2011 года сирийском конфликте.

«Это сейчас сирийские военные показывают успехи, но нужно помнить и о том, что когда-то исламисты стояли у границ Дамаска. А вообще, сирийская армия была деморализована последние пять лет войны — были огромные потери, много неудач на фронте. Конечно же, это сказывалось не самым лучшим образом на сирийских вооруженных силах, и когда появились российские самолеты, российская военная группировка, которые стали наносить удары по базам, пунктам управления, заводам и производствам ИГ — ситуация начала меняться. Тем более что в рядах армии САР появились наши советники и инструкторы», — вспоминает военный эксперт.

По словам Виктора Литовкина, сирийские генералы всегда были, что называется, «сами с усами» и никого не допускали до штабной карты и управления войсками. Однако все изменилось с появлением российских офицеров Генерального штаба, которые довольно доходчиво объяснили, что стратегию необходимо менять.

«Именно эти люди начали давать правильные советы и рекомендации. Россия также начала поставлять боеприпасы и бронетехнику из своих запасов. Все это сказалось благотворно даже на рядовых сирийских солдатах. Об общей стратегии говорить не будем, вот оперативно-техническое искусство явно было подтянуто нашими офицерами. За это Дамаску надо сказать спасибо министру обороны России Сергею Шойгу, который отправил своих доверенных людей исправлять обстановку в арабской республике», — продолжает Литовкин.

Командующий российскими войсками в Сирии генерал-лейтенант Журавлев и командир сирийского спецназа "Тигр", генерал-майор Сухейль аль Хасан, на командном пункте в Алеппо. Фото сделано вечером 11 августа, а уже 12 августа, сирийский спецназ запечатал коридор, который пробили боевики в Алеппо. 

Все это вылилось в победоносное шествие на Пальмиру, а потом и в Алеппо. Однако тут необходимо отметить, что ситуация в самом большом городе Сирии была непростая — населенный пункт был наполнен вооруженными террористами, захватившими мирное население в заложники. И пока дипломаты пытались усадить боевиков за стол переговоров, сирийским военным, обученным российскими коллегами, приходилось буквально рисковать жизнью, вытаскивая из Алеппо целые семьи.

«Вот тут пригодились знания, полученные правительственными войсками на военных полигонах армии САР. Там наши военные советники занимались обучением сирийских снайперов, саперов, операторов БПЛА, экипажей танков, САУ и другой бронетехники. Кроме этого, свои умения подтянули сирийские наводчики и корректировщики артиллерии, да и сами артиллеристы стали лучше стрелять. Но главное — сирийский спецназ «Тигры», которые стали символом победы над террористами. Я не исключаю, что их подготовкой также могли заниматься наши военные», — поясняет эксперт Ассоциации военных политологов, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.

47-й полк специального назначения «Тигр»

Важность подготовки никто не отменял, однако грамотная стратегия тоже важна. В данном случае имеется в виду уничтожение объектов инфраструктуры ИГИЛ. Одни только захваченные месторождения нефти постоянно приносят доход радикальным исламистам.

«В одно время в Турции нефть от ИГ продавалась как курдская (иракские курды — при. ред.), а затем через турецкие порты Джейхан, Мерсил и Дортел экспортировались в Израиль. И, судя по всему, в Израиль идет около 80% всей украденной в Ираке и Сирии нефти. Понятно, что тут не обходится без соответствующих договоренностей с боевиками как «Исламского государства», так и «Фронта ан-Нусры» (действие организации запрещено в России — прим. ФАН)», — напоминает эксперт по Ближнему Востоку Исраэль Шамир.

Однако ситуация изменилась после того, как Турция вошла в российскую антитеррористическую коалицию и решила ввести войска на территорию Сирии. Нефтяной поток значительно снизился, однако полностью перекрыть его пока не представляется возможным.

«Тут дело в том, что даже после уничтожения нескольких нефтяных кустов радикалам удается восстановить производство и продолжать торговлю. И пока непонятно, кто именно скупает черное золото исламистов. А это, напомню, один из основных источников дохода для «Исламского государства», именно с этих денег руководство организации платит зарплату своим бойцам. Здесь бы не помешали диверсионные группы, которые могли бы работать удаленно и сводить на нет все потуги террористов вернуть контроль над месторождениями или заводами по переработке углеводородов», — заключил Кошкин.

Нефть ИГИЛ

«Проблема еще в том, что сирийской армии очень не хватает людей — скамейка запасных очень короткая. И если даже в армию призывать добровольцев или военных по призыву — их надо готовить, учить и тренировать. Их невозможно сразу бросить в бой, иначе все погибнут. А для обучения надо как минимум 6-8 месяцев. Это время, которого и так всегда мало. Но есть сложившийся костяк уже умелых воинов, которые набравшись опыта от наших военных, смогут передать его следующему поколению военнослужащих армии САР», — заключил военный эксперт.