Самоочищение

Я говорю не об очищении от людей. Об очищении от глупостей. От всеядности. От неразборчивости. От безвкусицы...

Ну, например... Кто-то из "своих" поставил паршивый фильм. Или написал бездарное стихотворение. Или просто глупость сказал. Или – отровенную неправду. Даже неважно по какой причине. Соригинальничать захотел. Или органами завербован. Или – просто недалекого ума, такое случается и со "своими". В общем, выдал на гора продукт весьма низкого качества – эстетического, нравственного, интеллектуального... Как мы на это реагируем?

А никак. Написал и написал. Фаны даже облайкают. Под влиянием пиетета – как же, такое человек сказал, такое имя!.. Кто-то из фанов глупость и заглотит, потом не достанешь...

И всё. А как иначе? Все мы люди, все человеки. Надо быть терпимым. Людям свойственно ошибаться. Ну, и еще десяток пошлостей готовы в объяснение...

И в самом деле, такой стиль отношений естественен и нормален. Для компании друзей. Которая ничего не делает, а просто проводит время вместе. Общается. Тусуется. Только так и можно. Как же иначе? Только так...

Но всё моментально меняется, как только из компании добрых приятелей мы превращаемся в общественных деятелей, в некую, пусть и не оформленную общественную силу, формирующую мнения общества, определяющую общественные приоритеты, общественную идеологию, а через нее – и планы общества на будущее. Здесь уже цена глупости становится совсем иной. Иной становится цена художественной неудачи. Цена неадекватной моральной оценки, неадекватного эстетического суждения. Это уже не просто "Ну, ты, Вась, даешь!..".

Здесь васино "даешь" корежит души сотен, а иногда и десятков тысяч, а дай нам волю – так и десятков миллионов людей, лишенных иммунитета к васиным закидонам. Здесь Вася уже перестает быть просто бездарью, или просто дурачком, или просто негодяйчиком (не большим дураком или негодяем, а маленьким – как все мы). Здесь Вася становится по отношению к обществу растлителем. А по отношению к нашей совместной общественной деятельности разрушителем.

Потому что, если мы как группа только тем и занимаемся, что вместе с точными оценками (нравственными, прежде всего, но и эстетическими тоже – это не менее важно) генерим, мягко говоря, неточные, то какая наша ценность для общества? Никакой. Мели, Емеля. Они по телевизору несут пургу.

Мы пуржим рядом – в интернете, газетах и на радио. Что их нельзя слушать, что нас. И куды крестьянину податься? К Мальцеву с Кургиняном? Больше же некуда...

Последнее время, наверное, под влиянием общей апатии особенно урожайно на парадоксальные заявления. То один начнет Трампа хвалить, а антитрампистов ругать, то другой – для сирийцев геноцида требовать, то третий на Магницкого обрушится, то четвертый станет Гитлером умиляться (как хорошо при нем жил немецкий крестьянин – не чета крестьянину сталинскому), то пятый перед Путиным на колени наровит встать, не удержишь, то шестой...

И всё люди, все человеки. И заслуги у каждого есть. И немалые.

А что в результате? А в результате из крана протеста на общество не кристально чистая вода льется, а нечто весьма подозрительного цвета с весьма сомнительным запахом. Может, и не таким резким, как брызги Киселева-Соловьева, но для питья явно непригодное. Что общество и чувствует. И соответствующим образом и реагирует. Плюётся.

Времена сегодня не коммунистические. Это тогда сказал "Коммунисты – бяки", и всё – можешь спать спокойно: дело сделано, и совесть чиста. (Ну, или нам, во всяком случае, так казалось.) Сегодня одной "бяки" маловато. Сегодня нужно и не только власть критиковать, для чего как раз большого ума не надо, но и своего брата – "протестанта", а главное – нужно альтернативу предлагать. А для этого уже простая болтовня после двухсот грамм уже не годится. Здесь другого качества продукция нужна.

Что делать? Что делать – понятно. Если из нашей трубы течет что-то не то, нужны фильтры. Нужно научиться самоочищаться. Чтобы призывы "все на выборы Мальцева", например, не получали статуса мнения протеста. Ну, и многие иные призывы и оценки этого статуса не получали.

Что – опять цензура? Опять затыкать рот? Нет, не цензура. И не затыкать рот. Каждый может говорить что хочет. Но нужно, чтобы мы перестали реагировать "Ну, ты, Вась, даешь!". Нам не нужно бояться ругаться. Не нужно бояться испортить отношения. Естественно, ругаться нужно без перехода на личности. Но ругаться необходимо. Иначе как социальная сила мы обречены.

Ведь у нас, кроме правды, никакой другой силы нет. И когда мы заменяем правду полуправдой, мы себя просто кастрируем.

А занимаемся мы этим постоянно.