"Девочка с персиками"

Эту картину знают даже далекие от искусства люди. Речь идет о знаменитой «Девочке с персиками» Валентина Серова. Те, кто интересуется творчеством этого художника, знают еще и то, что ему позировала 11-летняя Вера Мамонтова – дочь известного мецената и богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова.

Свою самую знаменитую работу Валентин Серов создал в молодом возрасте – ему на тот момент было всего 22 года. Весной 1887 г. он вернулся из Италии и остановился погостить в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево.
Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр, вбежала в дом и присела за стол, схватив персик. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать.
Художник работал вдохновенно и словно на одном дыхании, но при этом позировать девочке пришлось достаточно долго. Серов позже писал о том периоде: «Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти».
Озорной характер Веры Мамонтовой читается и в ее лукавом взгляде, и в складке губ — того и гляди рассмеется. Растрепанные волосы, румянец во все лицо, пылающая мочка уха указывают на то, что она только что носилась по двору. А через минуту вскочит и побежит дальше. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования.
Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»).
На Вере повседневная одежда, хоть и украшенная ярким бантом. Просторная блуза кажется несколько мешковатой и слишком детской для 11-летней девочки. То, что она не переодевается специально для позирования, подчеркивает спонтанность ситуации и простоту отношений. Розовая блузка становится самым ярким и праздничным акцентом картины, и создается впечатление, что свет исходит не только из окна, но и от героини.
Место действия — столовая Мамонтовых в усадьбе Абрамцево, одна из анфиладных комнат. За большим раздвижным столом всегда собиралось много народу — члены семьи и друзья. Элеонора Пастон рассказывает, что Серов часто работал здесь.
Персики выращены в оранжерее Мамонтовых. Деревья для нее семья купила в имениях Артемово и Жилкино в 1871 году. Выращивал персики артемовский садовник, которого Мамонтовы пригласили к себе после того, как он продал им деревья.
Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Желтеющая листва за окном и на столе — свидетельство долгого терпения девочки. Кроме того, осенние кленовые листья рядом с летними персиками будто напоминают: жизнь быстротечна, и надо радоваться, пока ты юн и светит солнце.
Игрушечный деревянный солдат в левом углу — изделие сергиево-посадских кустарей. По словам заместителя директора по науке музея-заповедника «Абрамцево» Елены Митрофановой, Мамонтовы купили игрушку в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году. Фигурка была некрашеная, расписывал ее Серов. В Абрамцевском музее есть даже выполненный художником эскиз росписи. Гренадер до сих пор стоит на тумбочке в том же самом углу.
Соседняя комната, часть которой видна слева, — так называемая Красная гостиная, где собирались писатели и художники, друзья Мамонтовых. Там они читали по ролям произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, музицировали, дискутировали.
Добротные стулья из красного дерева достались Мамонтовым от Аксаковых вместе с традицией художественных посиделок. Те два, что стоят у окна, — со спинками в виде лиры — были очень модными в начале XIX века, а в конце его уже превратились в антиквариат. В Красной гостиной виден стул в стиле жакоб. Подобная мебель строгих прямых очертаний, с вставками из золоченой латуни, появилась в России еще при императрице Екатерине II. В Абрамцеве сохранились и стулья-лиры, и жакоб, который по-прежнему стоит в Красной гостиной.
Окно столовой, как и терраса, примыкающая к Красной гостиной, выходит в Абрамцевский парк, на аллею, названную Гоголевской в честь писателя, любившего здесь гулять. Видно, что оконные рамы далеко не новые, краска на них кое-где облупилась. Это добавляет картине естественности и ощущения того уюта, которое можно испытывать только в «родных стенах».
Савва Мамонтов увлекался прикладным искусством. В 1889 году он даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую, в которой создавались изделия из керамики в технике майолика. В частности, этим занимался Врубель. Судьба тарелки, изображенной Серовым за два года до открытия мастерской, неизвестна, но она настолько гармонично вписана в интерьер, что позже на той же стенке появилась другая майоликовая тарелка, уже из мастерской Мамонтовых. Она и сейчас висит в столовой на этом месте.

Абрамцево Савва Мамонтов купил у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни.Усадьба в Абрамцево была настоящим домом творчества: здесь гостили Тургенев, Антокольский, Суриков, Коровин. Веру Мамонтову писали многие художники, гостившие в Абрамцево: Репин, Васнецов, Врубель также создали ее портреты. Врубель наделил ее чертами «Снегурочку», «Египтянку», Тамару на иллюстрациях к «Демону».
В. Васнецов так объяснял желание художников писать ее: «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию».

Живая картина «Русская пляска». Вера с двоюродным братом Иваном Мамонтовым. 1895-й год.
Но самой известной стала картина Серова «Девочка с персиками». «Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов… К таким… надо отнести и тот удивительный серовский портрет. Из этюда «девочки в розовом»... он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи" - художник И. Грабарь.

Серов, Коровин, Репин, Суриков, Антокольский в гостиной у Саввы Мамонтова, 1889 г.
Художник писал портрет Веры в столовой, за окном которой виднелся Абрамцевский парк с аллеей, названной Гоголевской в честь писателя, который когда-то любил здесь гулять. В соседней комнате – Красной гостиной – часто собирались писатели и художники.

Семья Мамонтовых в столовой, 1888 г.
Картину Серов подарил Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и портрет долгое время висел в той комнате, в которой и был написан. Позже картина попала в Третьяковскую галерею, а в Абрамцево осталась копия. После «Девочки с персиками» о Серове заговорили, и вскоре он стал одним из самых модных портретистов.
Но как же сложилась дальнейшая судьба самой Веры Мамонтовой?
Прошло девять лет. Вере 21 год, она в полном расцвете молодости и красоты. Виктор Михайлович Васнецов, один из давних и постоянных членов абрамцевского кружка, возвращается в Абрамцево из Киева. Васнецов очень редко писал портреты. Нет сомнений, что его взволновала перемена, происшедшая с Верушей: недавний подросток превратился в очаровательную девушку. И художник пишет портрет, пронизанный чувством благоговейного восторга – «Девушку с кленовой веткой».

В. Васнецов. Девушка с кленовой веткой, 1896 г.
Вероятно, для Васнецова она была выражением чего-то высшего, может быть, своей России, столь глубоко им любимой. Друзья и близкие вспоминают, как Васнецов шутливо повторял Верочке: «Подарю тебе этот портрет, если выйдешь замуж за русского». В те годы Вера Саввишна много времени проводила за границей. Милая, прекрасно образованная, стройная девушка всегда была окружена поклонниками.
У Васнецова были все основания опасаться, как бы сердце его любимицы не «похитил» кто-то из заграничных обожателей.И все-таки Вера вышла замуж по взаимной, глубокой и страстной любви. Её избранником стал Александр Самарин, предводитель московского дворянства, обер-прокурор Святейшего Синода, имевший репутацию честного и порядочного человека. Во время венчания на невесте было то самое платье, в котором она позировала Васнецову.
Венчание состоялось в церкви Бориса и Глеба, разрушенной позже большевиками. Сейчас на ее месте, рядом с выходом из станции метро «Арбатская», стоит часовня.

Вера Мамонтова с мужем, Александром Самариным, 1903г.
Брак был очень счастливым, Вера родила троих детей.

Вера Саввишна Самарина (Мамонтова) с сыном Юрием, 1904 год.
1907 год стал последним в жизни Веры Саввишны. В сочельник, объезжая магазины Москвы для покупки бесчисленных рождественских подарков, она простудилась, заболела воспалением легких с высочайшей температурой и 27 декабря скончалась. Ей было всего 32 года...
Внезапная кончина ее в праздник стало огромным горем для близких. Мать, Елизавета Григорьевна, на время приняла заботы об осиротевших младенцах. Старшему было три с небольшим года.

Елизавета Григорьевна Мамонтова с внуками, детьми Верочки - Елизаветой, Сергеем, Юрием.
Но она не смогла пережить горе и через 10 месяцев скончалась на 62-м году жизни. Все заботы о детях Веры взяла на себя ее сестра Александра Саввишна.

А.С.Мамонтова и Савва Мамонтов с детьми Веры - Сережей, Лизой и Юрием в Италии. 1910 год. Крайняя слева — Александра Мамонтова, младшая сестра Веры, посвятившая себя воспитанию маленьких племянников.
После смерти Веры Александр Самарин больше так никогда и не женился, а в память о жене построил храм Живоначальной Троицы в Аверкиево, возле их усадьбы.

Храм Живоначальной Троицы, возведенный в память о Вере Мамонтовой
После революции храм был разорен и использовался как склад. Сейчас он вновь восстановлен.
В 1919-м Александр Самарин был арестован и приговорён к расстрелу, но позже приговор был отменён, жил в Абрамцево, участвовал в создании и работе музея. В 1925-м году - вновь арест и ссылка на три года в Якутию. По воспоминаниям отбывавших ссылку вместе с мужем Веры Саввишны, и там он оставался верным своим монархическим и религиозным убеждениям, много работал — преподавал докторам немецкий язык, занимался книгой по якутской грамматике.
Срок ссылки закончился в июне 1929 года, и Александр Дмитриевич отправился в Кострому. Весной 1931 года он был вновь арестован, но вскоре вылущен на свободу. Скончался муж Веры в свой день рождения, 30 января 1932 года...

На первом фото - А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год.
На втором фото - А.Д.Самарин с дочерью Лизой, 1905 год. (Фотографии из семейного архива).
Елизавета Самарина прожила долгую и непростую жизнь. После окончания школы Елизавета Александровна поехала к ссыльному отцу в Якутию. Замуж она вышла за художника Николая Сергеевича Чернышева. Работа Н.С. Чернышева икона Божией Матери «Державная», находится в храме Ильи-пророка на Остоженке в Москве. С 1945 г. работала в доме-музее В.Н.Поленова. С детства хорошо знавшая семью художника В.Д. Поленова Елизавета Александровна водила экскурсии, часто замещала директора, была хранителем фондов.
Старший сын Веры, Юрий, автор глубокого исследования «О художественных особенностях русской гимнографии». В НИОР РГБ хранятся его интересные воспоминания «Великие силуэты», в которых он рассказывает о своем деде С.И. Мамонтове и его окружении, а также о встречах с В.Васнецовым, Есениным и Маяковским.
Младший сын, Сергей, умер в 1913 году, похоронен рядом с матерью.
Савва Мамонтов, отец Веры, из-за нехватки финансовых средств, связанных с промышленным кризисом 1899 г. и в результате интриг министра финансов С.Ю.Витте, разорился. Умер после тяжелой болезни весной 1918 года.

Вера с матерью и отцом похоронены в Абрамцево.
Благодаря портрету В.А. Серова Веру Саввишну знают и помнят. Ее гены жили и живут в её детях, четырех внуках, четырех правнуках и теперь в двенадцати праправнуках.
Источники:
http://www.kulturologia.ru/blogs/191015/26759/
http://www.vokrugsveta.ru/article/208430/
http://russian7.ru/post/7-glavnyx-faktov-o-savve-mamontove/
http://www.liveinternet.ru/community/camelot_club/post339191374/
http://www.tg-m.ru/articles/3-2015-48/devochka-s-persikami-kto-ona
https://www.babyblog.ru/user/inga-ivanova/3083643
http://www.samluka.ru/1710/samarin.html
Комментарии
ты права и я задумалась , что я оставлю Москве ? с этим надо что-то делать , не ради славы
Ты права - жизнь коротка... Нам всем надо оставлять, после себя, память.
Мой папа передал мне дневники свои... я храню их. Мой сын их тоже видел и потом эти дневники будут у него.
Вероятно, каждый за себя только может говорить.:)
Мамонтов - символ меценатства !
Примечательно, что Юрий Нечаев-Мальцев это племянник того самого Ивана Мальцева, основателя стекольного завода в Гусь-Хрустальном, на котором ты побывала. )) Еще удивительный факт о Иване Мальцеве, который узнала - он был дипломатом и он единственный кто выжил во время памятной резни в русском посольстве в Иране в 1829 году (тогда был убит Александр Грибоедов). После этого случая он ушел с дипломатической службы и занялся стекольным бизнесом.
Вот так порой причудливо переплетаются судьбы. Потянешь за ниточку... )
Вся природа вокруг Абрамцева помогала ему в этом, и деревенские девочки позировали охотно.
Но что-то не удавалось художнику в лице Алёнушки, ему казалось, что ни одна девочка никак не походила на сестрицу Иванушки.
И вдруг - художник понял, что у его Алёнушки должны быть глаза Верочки.
Ей тогда было семь лет.
Васнецов заново переписал лицо своей героини.
Наутро полотно было готово.