Вопросы раввину Еврейский закон
На модерации
Отложенный
10 блиц-ответов о том, как по еврейским законам должен выглядеть могильный памятник Темы: Траур, Вопросы раввину, Рав Яков Шуб, Еврейский закон Уважаемые читатели, предлагаем Вашему вниманию блиц-ответы на 10 самых частых вопросов о том, о том, как по еврейским законам должен выглядеть могильный памятник. 1. Для чего ставят памятник на могиле? 2. Нужно ли стараться, чтобы памятник выглядел максимально изысканно? Должен ли памятник быть архитектурным шедевром? 3. Что именно следует написать на памятнике? 4. Можно ли добавить несколько хвалебных слов в адрес покойного? 5. Что означают эти надписи? 6. Как быть, если к имени покойного было добавлено еще одно имя во время его болезни? 7. Можно ли делать надписи на русском языке? 8. Как должна выглядеть надпись на памятнике? 9. Разрешено ли, чтобы на памятнике была фотография умершего? 10. Когда надо устанавливать памятник? Отвечает Рав Яков Шуб Рав Яков Шуб 1. Для чего ставят памятник на могиле? Заповедь ставить памятник на могиле упоминается в Торе, где сообщается, что наш праотец Яаков воздвиг памятник своей жене Рахели (Берешит, 35:20). Памятник служит двум главным целям: — Обозначению могилы, чтобы близкие умершего могли посещать ее и молиться там. — Успокоению души умершего: после установки памятника душа испытывает дополнительное утешение и успокоение. Кроме того, молитвы родственников на могиле способствуют дальнейшему возвышению души. 2. Нужно ли стараться, чтобы памятник выглядел максимально изысканно? Должен ли памятник быть архитектурным шедевром? Нет. Памятник не должен быть архитектурным шедевром. Он должен быть максимально простым. Согласно еврейскому мировоззрению кладбище больше походит на «зал ожидания», где тела покоятся в ожидании воскрешения. К сожалению, некоторые семьи тратят большие деньги на памятники сложной конструкции с разнообразными украшениями, ошибочно полагая, что тем самым они радуют душу покойного. Это глубокое заблуждение и бессмысленная расточительность. Гораздо лучше потратить эти деньги на поддержание изучения Торы или, например, приобрести святые книги и подарить их йешиве или синагоге, поскольку их использование для изучения Торы доставит бесконечную радость душе умершего и принесет ей пользу. На этих книгах следует написать имя покойного. 3. Что именно следует написать на памятнике? — Сначала пишут буквы .פ"נ — Имя умершего вместе с именем его отца (сефарды пишут имя матери).
— Еврейскую дату смерти. — В конце пишут буквы .ת.נ.צ.ב.ה. 4. Можно ли добавить несколько слов о покойном? Да, но эти слова должны быть правдивыми. Всякое преувеличение лишь причинит страдание душе умершего. 5. Что означают эти надписи? פ"נ означает: «Здесь покоится» (פה נטמן). ת.נ.צ.ב.ה.. — означает: «Да будет его/ее душа завязана в узле жизни» или «связана с душами вечно живых» — (תהא נפשו/נפשה צרורה בצרור החיים). Эти слова взяты из Книги Шмуэля I (25:29). 6. Как быть, если к имени покойного было добавлено еще одно имя во время его болезни? Если человек вылечился от этой болезни после добавления имени и прожил тридцать дней, то это имя должен быть также написано на памятнике и им надо всегда пользоваться. То же самое относится и к случаю, если он не выздоровел после того, как ему добавили имя, но прожил еще год. Во всех других случаях добавленное имя не упоминают. 7. Можно ли делать надписи на русском языке? Предпочтительно, чтобы текст был написан только на иврите, по желанию можно добавить русское имя умершего. Нельзя писать на памятнике нееврейскую дату смерти, поскольку такая надпись окажет честь чужой религии и тем самым оскорбит умершего и весь еврейский народ. Можно, однако, выбить еврейскую дату русскими буквами, например, «Скончался 10-го Сивана 5765 года» (Маарам Шик, Йорэ Дэа, 171). 8. Как должна выглядеть надпись на памятнике? Принято вырезать надпись на памятнике, не принято, чтобы она была сделана выпуклыми буквами. 9. Разрешено ли, чтобы на памятнике была фотография умершего? Нет. Читайте об этом подробно здесь. 10. Когда надо устанавливать памятник? Здесь есть несколько обычаев. Многие ставят памятник сразу по истечении тридцати дней после смерти— «шлошим». Другие стараются сделать это еще раньше и ставят памятник по истечении семи дней — «шива». А некоторые придерживаются обычая откладывать установление памятника до истечения двенадцати месяцев. В любом случае надо следовать обычаю семьи или местной общины. С уважением, Яков Шуб Когда можно посещать могилы родственников? Почему на еврейские могилы принято класть камни? Что пишут на памятниках на могилах евреев?
Комментарии