Самые дерзкие побеги из СССР
На модерации
Отложенный
История знает десятки, если не сотни громких случаев бегства из-за «железного занавеса»: не возвращались с гастролей артисты, становились перебежчиками дипломаты, находили свои лазейки ученые. Все они были ударом по репутации страны, но немногие способны и сегодня вызвать удивление и шок. Anews рассказывает о самых отчаянных, опасных и безумных поступках, на которые шли советские граждане, чтобы «вырваться на свободу». Чем все для них в итоге обернулось?
Операция «Свадьба» 15 июня 1970 года
В случае удачи это был бы первый в истории СССР угон самолета и самый массовый побег за кордон. 16 советских граждан – 12 мужчин, 2 женщины и 2 девушки-подростка – планировали захватить на аэродроме местного значения под Ленинградом небольшой транспортник Ан-2, скрутить и выгрузить летчика и штурмана и улететь через Финляндию в Швецию. Замысел получил кодовое название «Операция «Свадьба» – беглецы намеревались выдать себя за гостей, едущих на еврейскую свадьбу.
Место действия – аэродром малой авиации «Смольная» (ныне «Ржевка»)
Группу возглавляли отставной майор авиации Марк Дымшиц (слева) и 31-летний диссидент Эдуард Кузнецов. Все «заговорщики» были арестованы до того, как смогли попасть на борт. Лидеры позже утверждали, будто знали о слежке со стороны КГБ и хотели только сымитировать угон, чтобы обратить мировое внимание на невозможность выезда из СССР. Как сказал в 2009 году Кузнецов, «когда мы шли к самолету, мы видели под каждым кустом кагэбэшников».
77-летний Кузнецов в документальном фильме «Операция Свадьба», снятом его сыном Женщин отпустили без обвинений. Мужчин судили и приговорили: большинство – к срокам от 10 до 15 лет, а Дымшица и Кузнецова – к расстрелу. Однако под давлением западной общественности казнь заменили на 15 лет трудовых лагерей.
Итог: уже через 8 лет (в 1979-м) пятеро осужденных, включая организаторов, оказались в Америке – их обменяли на пойманных в США советских разведчиков. Только один из 12 «самолетчиков» отбыл полный срок (14 лет). Все фигуранты дела теперь живут в Израиле, продолжают дружить и вместе отмечают каждую годовщину своей попытки побега, которая открыла дорогу массовой еврейской эмиграции.
Первый в СССР угон самолета 15 октября 1970 года
«Ленинградское дело» еще только набирало обороты, когда двое литовцев, отец и 15-летний сын, впервые в истории СССР действительно угнали самолет за границу.
Это был Ан-24, вылетевший из Батуми в Сухуми с 46 пассажирами на борту. Никто и подумать не мог, что усач в офицерской форме и мальчик-подросток, занявшие передние места возле кабины пилотов, окажутся вооруженными террористами, чья цель – улететь в Турцию.
Их имена вскоре узнал весь мир: Пранас Бразинскас и его сын Альгирдас. При них были пистолет, обрезы и ручная граната. После взлета они попытались передать пилотам записку с требованиями и угрозами через стюардессу, 19-летнюю Надю Курченко, но та немедленно подняла тревогу и была в упор застрелена отцом.
Открыв стрельбу, Бразинскасы уже не могли остановиться. Тяжелые ранения получили командир экипажа (пуля попала в позвоночник, обездвижив тело), а также бортмеханик и штурман. Чудом уцелевший второй пилот был вынужден изменить курс. В Турции террористы сдались местным властям, те отказались выдать их СССР и судили их сами. Угон сочли «вынужденным», а стрельбу «непреднамеренной» и вынесли мягкий приговор – старший получил 8 лет тюрьмы, а младший 2 года. Не отсидев и половины срока, отец был отпущен по амнистии, а в 76-м оба угонщика кружным путем, через Венесуэлу, перебрались из Турции в США, где поселились в Калифорнии под новыми именами.
Итог: в феврале 2002 года наступила неожиданная кровавая развязка, которую многие сочли запоздалым возмездием. В пылу домашней ссоры Альгирдас убил 77-летнего отца, нанеся ему множество ударов по голове то ли гантелью, то ли бейсбольной битой. На суде он заявлял, что защищался от разъяренного отца, грозившего ему заряженным пистолетом. Сына признали виновным в убийстве и отправили в тюрьму на 16 (по другим данным, на 20) лет.
Отравиться, чтобы попасть в Америку Апрель 1970 года
10 апреля советское рыболовное судно, проходившее в 170 км от Нью-Йорка, послало береговой охране сигнал бедствия: на борту чуть ли не при смерти находится молодая официантка, ей срочно требуется госпитализация. Когда прибыл вертолет, она была без сознания. Как выяснилось в больнице, 25-летняя латышка Дайна Палена рискнула принять сверхдозу лекарств только ради того, чтобы, спасая ей жизнь, ее переправили на американский берег. Фото Дайны из американских газет Палена провела в больнице 10 дней, каждый день ее навещали сотрудники дипмиссии СССР. Когда ее попытались перевести в другую больницу под советским наблюдением, она воспротивилась и с помощью латышской диаспоры в Нью-Йорке обратилась к иммиграционным властям. «О серьезности моих намерений говорят те меры, которые я приняла, чтобы попасть на берег и попросить политического убежища», - заявила она.
Итог: американцы сомневались, есть ли у Дайны политические мотивы или ей просто хочется «комфортной западной жизни», но, очевидно, она нашла нужные слова, потому что уже через 18 дней после своего «заболевания» все-таки получила убежище.
Вплавь через океан С 13 по 15 декабря 1974 года
Этот знаменитый побег за «железный занавес» вошел в историю как один из самых дерзких и в среде диссидентов считался практически беспримерным «подвигом». Три ночи и два дня невыездной ученый-океанолог Станислав Курилов добирался вплавь через бушующие 7-метровые волны до берегов Филиппин, спрыгнув глухой ночью с советского круизного лайнера.
Слава Курилов в юности
Чтобы не сгинуть в океане, требовался точный расчет сил, времени и расстояния, для чего нужно было знать маршрут. Но у Курилова, когда он купил билет, никаких данных не было – только догадки и надежда выяснить недостающие сведения в ходе круиза.
Это было безвизовое путешествие из Владивостока до экватора и обратно без захода в иностранные порты, курс лайнера «Советский Союз» держался в секрете.
С момента захода на борт у Курилова было меньше недели, чтобы подготовиться к безвозвратному прыжку. Зная, что лучше плыть на голодный желудок, он практически сразу перестал есть – только пил по 2 литра воды ежедневно. Однако, чтобы не возникло подозрений, он делал вид, будто разделяет общую трапезу, постоянно был на виду, флиртовал с тремя разными девушками, чтобы в случае его долгого отсутствия все подумали, что он с одной из них.
Курилов много лет практиковал йогу. Тренировка дыхания спасла его от гибели в океане Вместе со знакомым астрономом из числа пассажиров они «ради развлечения» определяли маршрут по звездам, а однажды Курилов сумел проникнуть в рубку и увидел координаты на карте.
Так, «на ходу», он и вычислил место, где нужно спрыгнуть. В ночь побега сильно штормило, но Курилов был рад – если обнаружат его пропажу, то не смогут послать за ним лодку. Прыгать пришлось в кромешной тьме с высоты 14 метров, это был риск, чреватый ушибами, переломами и даже смертью. Дальше была сплошная борьба один на один со стихией – почти трое суток без сна, еды и питья и даже без компаса, с одними лишь ластами, трубкой и маской. Через сутки лайнер все же повернул за пропавшим пассажиром – Курилов видел огни и шарящие по воде прожекторы. Ночью Курилов ориентировался по звездам, днем сбивался с курса. Его не раз относило далеко в сторону сильным течением, в том числе почти у самого берега, когда до него было рукой подать. В конце концов, преодолев вплавь почти 100 км, он оказался на песчаном пляже филиппинского острова Сиаргао и сразу потерял сознание. Его нашли местные жители. Дальше были расследование и 6 месяцев в филиппинской тюрьме для беженцев без документов, после чего Курилова депортировали в Канаду, где жила его сестра с мужем-индусом. Пока он получал канадское гражданство, в СССР его заочно осудили на 10 лет за измену родине.
Как морской исследователь он объездил полмира, в середине 80-х женился на гражданке Израиля Елене Генделевой, переехал к ней, получил второе иностранное гражданство.
Итог: так случилось, что новая свободная жизнь Славы Курилова началась и закончилась в море.
Прекрасный пловец и ныряльщик, укротитель стихии, он погиб во время водолазных работ в Галилейском море (израильское озеро Кинерет) в январе 1998 года. Высвобождая подводное оборудование, он запутался в сетях и выработал весь воздух. Его подняли поверхность уже без сознания и спасти не смогли. Ему было 62 года.
«Девушка в красном бикини» 14 января 1979 года
Никто в СССР не знал о Лилиане Гасинской, а вот в Австралии, куда она сбежала с советского теплохода, она стала сенсацией, суперзвездой, символом десятилетия и даже вызвала политический скандал. 18-летняя украинка, дочь музыканта и актрисы, служила бортпроводницей на лайнере «Леонид Собинов», который зимой совершал круизы в Австралию и Полинезию. Пассажиры и экипаж пребывали в шикарных условиях, но под неусыпным наблюдением: палубы постоянно патрулировались, а блуждающие лучи прожекторов по ночам исключали возможность незаметной «высадки» с корабля.
Беглянка на фоне «Собинова» Гасинская улучила момент, когда на теплоходе была шумная вечеринка. В одном лишь красном купальнике она вылезла через иллюминатор в своей каюте и спрыгнула в воду. Из более-менее ценного при ней было только кольцо. Больше 40 минут она плыла к австралийскому берегу через бухту, где встречаются акулы-людоеды. Она с трудом взобралась на высокий причал, вся в синяках и царапинах, с растянутой лодыжкой, и бесцельно блуждала по набережной, пока не заметила человека, гулявшего с собакой.
Тот едва понял ее ломаный английский, но помощь оказал. Тем временем сотрудники КГБ на теплоходе подняли тревогу, к розыску немедленно подключился советский дипкорпус. Однако первыми беглянку нашли жадные до сенсаций австралийские газетчики – они обеспечили ей укрытие в обмен на интервью и фотосессию в бикини.
Статья вышла в «Дейли Миррор» под заголовком: «Русская беглянка: Почему я рискнула своей жизнью». «Девушка в красном бикини» сделалась главной знаменитостью континента, все ревностно следили за ее судьбой. Разгорелись дебаты, стоит ли предоставлять ей убежище, с ее невнятными заявлениями о «репрессиях», которые, как саркастически заметили критики, сводились к жалобам на «скучные советские магазины».
Когда ей все же разрешили остаться, поднялся протест – мол, беженцев из раздираемых конфликтами стран Азии, которые по-настоящему подвергаются гонениям, не спешат встречать так же радушно. Многие говорили, что если бы она не была «юной, красивой и полуголой», то, скорее всего, ее отправили бы назад в СССР.
Гасинская украсила обложку первого номера австралийского «Пентхауса». Материал, полный откровенных снимков, назывался так: «Девушка в красном бикини – без бикини». За обнаженную съемку она получила 15 тысяч долларов. Первым покровителем Лилианы в Австралии стал фотограф «Дейли Миррор», который ради нее бросил жену и троих детей. С его помощью она утвердилась в шоу-бизнесе: была танцовщицей диско, диджеем, актрисой мыльных опер.
В 84-м она вышла за австралийского миллионера Яна Хайсона, но через несколько лет брак распался. С тех пор она исчезла со страниц газет и интерес к ней совершенно угас.
Итог: последний раз ее имя упоминалось в светской хронике в 1991 году, когда она представляла русское и африканское искусство на выставке в Лондоне. Судя по Твиттеру, Лилиана Гасинская, которой теперь 56 лет, так и живет в британской столице, никем не узнаваемая и не желающая вспоминать о своем прошлом.
Комментарии
Незнание Закона не освобождает от ответственности... зато знание - запросто! (с)
Комментарий удален модератором
но табе или случая не было или струсил...!
бразинскаси - реальна редиски...
Остальные - Маладца...!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Ты там сиди на х. ровно,не трепыхайся,а то достанут тебя,уши на лобок натянут...
(с)
Комментарий удален модератором
Это не говорю кто ездил на работу за бугор. учебу...
Поэтому и уходили со скандалом
Получила широкую известность как дочь И. В. Сталина, о жизни которого оставила ряд работ в жанре мемуаров. В 1966 году эмигрировала из СССР в США.20 декабря 1966 года приехала в Индию, сопровождая прах своего гражданского мужа Браджеша Сингха. 6 марта попросила советского посла Бенедиктова позволить ей остаться в Индии, но он настаивал на том, чтобы она вернулась в Москву 8 марта, и заявил, что ей больше не разрешат выехать из СССР. В тот же день она явилась в посольство США в Дели с паспортом и багажом и попросила политического убежища.Переезд на Запад и последующая публикация «Двадцати писем к другу» (1967), где Аллилуева вспоминала о своём отце и кремлёвской жизни, вызвали мировую сенсацию (по некоторым утверждениям, эта книга принесла ей порядка 2,5 миллиона долларов). На некоторое время она остановилась в Швейцарии, затем жила в США.
Вот немногое что было в СССР о чем не могу понять за чем вас ссавков держать насильно в стране было.
У диссидентов, а позже — у продвинутой интеллигенции, было принято называть СССР «большой зоной», откуда мечтал сбежать чуть ли не каждый второй, не считая каждого первого.
Логично предположить, что если так, то население в массовом порядке должно стремится любыми способами сбежать из «этой ужасной империи зла».
Давайте же посмотрим — как реагировали разные категории граждан СССР на реальную возможность «выбрать свободу»?
За основу возьмем период с середины 50-х по конец 80-х — время относительной открытости, гуманизма, и прочего. Причем что также важно: эпоху, когда экономические мотивы для желания уехать на ПМЖ практически отсутствовали.
1. Итак, начнем с самой большой категории людей, могущих бежать без особого риска: моряки загранплавания.
Таковых, вместе с рыбаками набиралось в иные годы больше полумиллиона. Представлены были все социальные слои и все национальности — от азербайджанцев и туркмен до евреев и прибал...
И что же? Количество беглецов — ничтожно. Из знаменитых вспоминается только Борис Туманов, работник радио «Свобода» — да и тот агент КГБ.
Причем похоже что большую часть не вернувшихся на суда можно списать не на политику, а на тягу к приключениям и на традиционно развитый в припортовых районах криминал.
2. Разнообразный транспортный персонал — экипажи «Аэрофлота», водители-дальнобойщики на международных рейсах, проводники железнодорожных вагонов, машинисты и прочее.
Опять — и что? Беглых стюардесс или шоферов история не знает.
3. Дипломаты и прочие работники посольств. Это не только бывшие секретари обкомов и их дети. Это и масса всякого разного народу — до дворников и официантов включительно.
Проверяли старательно. Беглых дипломатов имелось трое, включая, правда посланника СССР при ООН Шевченко.
4. Различные технические специалисты, работавшие за границей. По численности можно сказать — очень много.
Тут конечно надо учесть, что большая часть их трудилась в странах «социалистической ориентации», но было и немало тех, кто строил объекты во ...
5. Пилоты ВВС. Конечно, не все из них служили вблизи границы, но благодаря непонятной страсти командования советских вооруженных сил регулярно гонять подчиненных с места на место, каждый из нескольких десятков тысяч военных пилотов хоть раз да оказывался в Закавказье, Средней Азии или на Дальнем Востоке — а то и в ГСВГ или Южной Группе Войск.
Перелетов зафиксировано ровным счетом два. Причем один — уже в горбачевские времена.
6. Артисты и прочие деятели искусства.
Категория в этом смысле достаточно проблемная — по природе вольнолюбивая, склонная к бессмысленному фрондерству, а вдобавок — еще считавшая — и не без оснований — что советская власть недодает ей «законную норму корма» (М. Горький).
Но все равно — перебежчиков очень мало.
Из знаменитостей — Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Алексей Годунов, Ирек Мухамедов — уже в 1990-м. Почему-то танцовщиков больше всего. Поневоле приходит в голову не имеем...
8. Ученые. Не то чтобы их было много, но к ним относится все, что говорилось о деятелях культуры, включая и «норму корма».
Так вот: перебежчики — ученые существовали почти исключительно в западных боевиках. Единственный известный мне пример — Григорий Пасечник, специалист по биологическому оружию (1989 год)
7. Спортсмены. Точно подсчитать число затрудняюсь, но немало.
Беглецов ровно четверо.
Двукратные олимпийские чемпионы по фигурному катанию Людмила Белоусова и Олег Протопопов, шахматист Виктор Корчной и уже в перестройку — хоккеист Могильный.
Пропускаем в силу специфики ситуации очень большую группу граждан, долгое время пребывавшую за границей — ОКСВА. (Хотя по-моему она дала едва ли не самый минимальный процент перебежчиков в новейшей истории — в вермахте и то их было больше). ..."
как то так. За достоверность данных ответственен автор, но сомневаться в их правдивости не приходится.
Ну а сказочки вас ссавков так сказочками и остались
Сбежала дочка Сталина
Светлана Аллилуева -
Вот семейка муева!
© Народный фольклор
Для чего было держать людей за железным занавесом? Строили бы сейчас свою коммуняцкую утопию, соревнуясь в идиотизме, с Северной Кореей.