Они выбрали Родину как главную ценность. А что выбрал ты? Шестиклассник геройски погиб,подрывая мост!

Как шестиклассник Вася Коробко не позволил гитлеровцу сделать из знамени коврик для собачки.

Знаменосец пионерской дружины. Коробко, Василий Иванович или Вася Коробко (31 марта 1927, деревня Погорельцы Семёновского района Черниговской области — 1 апреля 1944) — пионер-герой, юный партизан, награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени. 

Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. Гром боев докатился до села Погорельцы на Черниговщине. В конце августа через село, ведя под руки раненых товарищей, прошла группа красноармейцев.

— Отступают… Вася Коробко, невысокий крепкий мальчик, молча смотрел вслед отряду, скрывшемуся за околицей. С другого конца села вползали тяжелые машины с черными крестами на башнях. — Фашисты!

Внезапно кто-то дернул Васю за рукав. — Беги! — это был школьный товарищ Иван Кудин. Мальчики бросились во двор, притаились за оградой.

— Смотри, смотри, к школе отправились… — Иван! Там же…— Вася мысленно перенесся туда, в школьные коридоры, по которым уже топали кованые сапоги.

Вот гитлеровцы ввалились в учительскую, в библиотеку, подошли к пионерской комнате. — Там же знамя! Вася гневно сжал кулаки. — Гранатами их, гадов! Гранатами! — Где же они у тебя? — тихо спросил Иван. — Достанем…

Огородами, левадой Вася подкрался ближе к школе. Вдруг он увидел, как во двор вышел немецкий офицер, держа в руках красное полотнище. — Это знамя юных большевиков, пионеров,— сказал он окружившим его солдатам.

У Васи колючий клубок подкатился к горлу. Вот это красное знамя он, знаменосец, выносил перед строем своей дружины. Под этим знаменем пионеры села шагали на праздники, на пионерские слеты. И вот Василий сидит за кустом бузины и наблюдает, как враг глумится над красным знаменем… «Нет, не удастся вам, фашисты!»

Вечером гитлеровский офицер сидел в учительской комнате Погорельской школы и писал письмо домой, в город Дрезден. «…Дорогой мой сын Зигфрид! Сегодня мы захватили еще одно украинское село со смешным названием Похарельцы. В школе к нам попало знамя маленьких большевиков, которые здесь учились. Я тебе пришлю это знамя, можешь сделать из него коврик для нашей собачки… Пусть этот подарок напоминает о славных победах твоего отца, верного солдата фюрера».

Но когда офицер поднялся, чтобы вложить обещанный подарок в ящик для посылки, знамени нигде не было. Гитлеровец распекал своих солдат, ругал унтер-офицеров…

Весь прошедший вечер Вася из тайника наблюдал за офицером, в руках которого видел знамя. У мальчика родился смелый план: отнять его у врага. Смеркалось. Офицер заходит в учительскую, садится у стола… Что-то пишет. Рядом — красное полотнище. Вася сжимает в ладони гранату, найденную в окопах за селом. В другой руке — штык. «Главное — мгновенно вскочить в комнату,— обдумывал мальчик. — Немец не успеет опомниться от неожиданности… Удар штыком. Если же не удастся… Тогда…» Вася стиснул гранату. Неожиданно офицер поднялся и вышел. Мгновение — и Вася был в комнате… Красное полотнище оказалось в его руках. Бросились в глаза знакомые слова: «Будь готов!»

«Всегда готов!» — мысленно отвечает Вася и, спрятав знамя под рубашку, исчезает за окном.

А в полночь юный патриот подкрался к деревянному мостику за околицей. Ломом вытащил железные скобы, подпилил сваи…Утром моторизованная колонна гитлеровцев двинулась дальше. Неожиданно за селом головной вездеход проломил настил моста и завяз в илистом грунте.

На него с разгона налетели задние машины. Ругаясь,фашисты суетились возле мостика. Особенно бесновался офицер: вчера загадочно исчезло знамя, сегодня провалился мост, который вечером осмотрели саперы и нашли его вполне исправным… Лишь Вася знал, куда девалось пионерское знамя и почему провалился мостик… Долго ремонтировали фашисты переправу: почти на целый день задержал их пионер Вася Коробко.





Потом Вася стал партизаном. По заданию командования отряда стал разведчиком, устроившись работать истопником и уборщиком в гитлеровском штабе. Все, что узнавал Василий, становилось известно партизанам. Как-то каратели потребовали от Коробко, чтобы он привел их к лесу, откуда партизаны делали вылазки. А Василий вывел гитлеровцев к полицейской засаде. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили многих полицаев и сами понесли большие потери.

Вася Коробко воевал в партизанском соединении имени Николая Никитовича Попудренко.

Темной декабрьской ночью привел он партизанский отряд в родное село. Неожиданно напав на немецкий гарнизон, народные мстители уничтожили свыше 100 фашистов, 9 автомашин, 18 мотоциклов, 2 орудия, склад боеприпасов.

…Весной 1944 года с группой товарищей Вася отправился на выполнение очень важного задания. Свыше 100 километров прошел маленький отряд, обходя гитлеровские гарнизоны, избегая каких бы то ни было встреч. Шли по земле врага. С противоположного берега через мост день и ночь мчались на фронт танковые колонны, шла пехота, тянулись длинные обозы. Лежа в кустарнике, Вася разглядывал в бинокль предмостные укрепления. Около дотов в несколько рядов заграждение из колючей проволоки. А у самой воды — минные поля. «Подходов к мосту нет», — определил Василий и вопросительно глянул на друзей. Все молчали. По речке промчались сторожевые катера. 

— Есть план. Ночью далеко от моста вошли в воду три партизана. Перед собой каждый из них толкал небольшой плот, связанный из сухих веток. На плотах — взрывчатка. Течение подхватило и понесло смельчаков…

Сколько минут плыть? Пятнадцать, двадцать? А что потом? Они оставят плоты со взрывчаткой под опорами моста, а сами поплывут дальше. И вдруг над головой ярко вспыхнула осветительная ракета. Что-то хлестнуло по воде рядом с Василием. Послышался треск автоматных очередей.

— Помогите! — глухо прозвучало вблизи. Вася обернулся и увидел плот товарища, одиноко кружившийся по воде. Вася протянул руку, подтащил плот к себе. И в ту же минуту увидел, как пулеметная очередь накрыла второго товарища.

«А я все-таки доплыву. Меня вам не убить!» — упрямо повторил про себя Василий. И он плыл, словно живая торпеда, неся врагу смерть. Пуля обожгла правое плечо, но Василий еще яростней греб левой рукой. «Доплыву, доплыву!»

Вот уже мост над головой. Прижав плоты со взрывчаткой к одной из опор, Василий зубами выдернул чеку детонатора. Страшный взрыв потряс стальную громаду моста,— и он с грохотом провалился в черную пасть реки.

Задание было выполнено, но при этом погиб юный партизан, воспитанник пионерской дружины Погорельской средней школы на Черниговщине — Василий Коробко. Память о нем будет жить вечно.

…Пионеры выстраиваются на сбор. Председатель совета дружины командует: — Дружина, к выносу знамени стоять смирно! Проходит мгновение… другое… В торжественной тишине звучит ясный голос правофлангового: — Почетный знаменосец дружины Василий Коробко погиб смертью героя в бою против фашистских захватчиков.

Минута молчания, и внезапно тишину разрывает дробь барабанов, звук горна. Чеканя шаг, юный знаменосец в сопровождении ассистентов выносит пионерское знамя, отбитое у врага Васей Коробко. Ветер колышет красное полотнище, и оно, словно неугасимое пламя, реет над пионерским строем как символ бессмертия тех, кто отдал свою жизнь за счастье Советской Родины.

Б. Адамович. Из книги «Дети-герои Великой Отечественной войны»