Оффшорная "черная дыра" побелеет

На модерации Отложенный Вот уже в течение долгого времени Кипр остается для российского бизнеса одной из наиболее привлекательных налоговых юрисдикций. Ничего удивительного: ведь, например, ставка корпоративного налога (соответствует российскому налогу на прибыль) здесь составляет всего 10%. Дивиденды, при условии их выплаты на Кипре, подлежат обложению налогом по ставке 5% (в России — 15%), а роялти и проценты не подлежат налогообложению вовсе (в России — 20%).

Кроме того, отсутствие законодательной базы, регулирующей преследование зарегистрированных на Кипре недобросовестных налогоплательщиков, позволяет кипрским компаниям, имеющим обособленное российское подразделение, прекращать деятельность в России, не уплатив налоги. Законной возможности и проработанного механизма взыскания задолженности по налогам с таких «уклонистов» у наших налоговых органов нет. Однако уже в ближайшее время ситуация изменится.

Cогласно подписанному протоколу, вскоре взаимному обмену будет подлежать не только налоговая, но и иная коммерческая информация, необходимая государственным органам России и Кипра.

Действующее Соглашение между Правительством РФ и Пра­ви­тельством Республики Кипр об избежании двойного налого­обложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года (далее — Соглашение) будет существенным образом изменено. Протокол о внесении изменений недавно подписали министр финансов Кипра Харилаос Ставракис и заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. Правда, в силу он вступит лишь после ратификации Федеральным собранием РФ и Парламентом Кипра. Так что еще есть время разобраться в деталях протокола и новшествах, которые придется учитывать российским компаниям.

Прежде всего: согласно новому порядку деятельность предприятий, зарегистрированных в одной из стран Соглашения и оказывающих услуги в другой (российских — на Кипре, кипрских — в России), потребует образования постоянных представительств, а также уплаты налогов по месту нахождения такого представительства.


Так, если кипрская компания осуществляет деятельность через физическое лицо, которое находится в России более 183 дней в течение произвольного двенадцатимесячного периода, и за это время более 50% валового дохода от активной предпринимательской деятельности кипрской компании приходится на услуги, оказанные в России через это физическое лицо (или если это физическое лицо, а также несколько физических лиц находятся в России и оказывают услуги в течение более 183 дней подряд по одному или нескольким связанным проектам), то такая деятельность потребует образования постоянного представительства.

Немаловажная роль в протоколе уделяется понятию «место эффективного управления юридическим лицом» для определения государства, имеющего право взыскания налогов с юридического лица. В документе устанавливается, что место эффективного управления юридическим лицом является одновременно и местом уплаты компанией налогов.

Важная новелла внесена в ст. 13 Соглашения; по ней доходы (к примеру, компании-резидента Кипра от отчуждения акций и аналогичных прав), более 50% стоимости которых представлено недвижимым имуществом, расположенным в России, могут облагаться налогом в РФ. Это означает, что существенно усложняются привычные для российского бизнеса схемы продажи недвижимости, когда кипрская организация имеет 100% долей в российской компании — собственнике недвижимости, а продажа недвижимости происходит путем продажи доли в российской компании без уплаты налога на прибыль.

Полностью опубликовано в «Бизнес-журнале Онлайн», автор Анастасия Котельникова