Дьявольское поспешение

На модерации Отложенный
Почему «экономически эффективная церковь» никуда не торопится и везде успевает?


Среди душеполезных брошюрок, продающихся в церковных лавках, встречаются поистине курьезные экземпляры. Пальму первенства здесь удерживает брошюра «Лекарство от греха». Особенно популярен помещенный там список женских прегрешений, о которых якобы нужно докладывать священнику на исповеди. Среди них: «Дерзко поднимала глаза», «Часто мылась», «Работала парикмахером», и наконец, «Мочилась при посторонних и шутила по этому поводу». Есть в этой брошюре и другие забавные моменты. Например, курьезное толкование слов «диавольское поспешение» из 3-й утренней молитвы Макария Великого. Автор брошюры утверждает, будто речь идет о «торопливости», «спешке». На самом же деле, имеется в виду дьявольская помощь в делах, от которой молящийся просит его избавить (в русском языке есть похожий глагол: «поспешествовать»). Спешка же тут совершенно ни при чем. Об этом знает любой мальчик-алтарник. Если, конечно, его интересует содержание молитв, которые он каждый день читает, а не карьерные перспективы. Какого же было мое удивление, когда смешную формулу из «лекарственной» брошюрки почти слово в слово повторил сам патриарх!

«Слова «избавь меня, Господи, от диавольского поспешения» надо было бы над кроватью повесить, чтобы человек, вставая, их сразу прочитывал, - предлагает предстоятель в одном из своих последних интервью. - Мы действительно все время куда-то устремляемся, у нас катастрофически не хватает времени… живем в условиях диавольского поспешения — и книжку почитать некогда».

За годы, проведенные в церковной ограде я, конечно, всякого насмотрелся. Был случай, когда одна молодая прихожанка, не знающая слов «отроковица» и «отрок», написала в записке «о здравии»: «от рукавицы Вали и потроха Алексея». Пришлось ее найти и растолковать: что к чему. Но тут сам патриарх – внук и сын священника, охотно рассказывающий про свои «церковные университеты»! Получается, что предстоятель РПЦ в течение всей своей сознательной жизни так ни разу и не попросил Господа защитить себя от неправедного успеха, полученного с дьявольской помощью («поспешением»). Возможно, даже ни разу не задумался над этим.

Эта патриаршья проговорка, на самом деле – удивительно точная и глубокая метафора, понятная любому, даже совсем не религиозному человеку. Ведь что такое «диавольское поспешение» в переводе «с церковного на светский»? Это те или иные блага, полученные вопреки элементарным нормам морали. Шагая по головам. Отнимая у слабого насущное, чтобы приобрести излишнее. Любой ценой. Стоит ступить на этот скользкий путь - остановиться будет уже невозможно. И бесконечные имущественные споры, уже стяжавшие РПЦ сомнительную славу безжалостного и циничного рейдера, - лучшее тому подтверждение.

Вот одна из типичных историй, которая в самое ближайшее время может закончиться очередной победой РПЦ над совестью и здравым смыслом. Это случится, если 12 января 2011 года будет принято судебное решение, позволяющее подмосковному Крестовоздвиженскому женскому монастырю ликвидировать детский реабилитационный центр «Детство». Это уникальное медучреждение, через которое за год проходят до 30 тыс. детей, страдающих тяжелыми формами аутизма, ДЦП, синдрома Дауна и другими заболеваниями находится в Домодедово. Крестовоздвиженский монастырь воюет с ними уже пять лет.

Первая победа была одержана еще 18 лет назад – монастырю вернули всю его «историческую» территорию, и тем самым отрезали поликлинику реабилитационного центра от его основных корпусов. Дети (в том числе инвалиды-колясочники) недолго пользовались монашеским «гостеприимством» – то есть, имели возможность время от времени перемещаться по монастырской земле.
Вскоре единственная калитка была заварена. С тех пор дети огибают монастырскую ограду по тропинке, не приспособленной для таких путешествий. Но если суд вынесет решение в пользу монастыря там, вообще, никого не будет.

«Дело не в земле или правах, а в детях, - утверждает главврач центра Лариса Рудницкая. - Тем детям, которым мы оказываем помощь, просто некуда податься. А ведь если проблема выявлена вовремя, до года, если она правильно лечится, то и ДЦП не будет. Вот же в чем вопрос». Но, похоже, все эти разговоры - в пользу бедных. Хотя бы потому, что министр культуры Подмосковья, кавалер ордена святой благоверной княгини Ольги III степени Г.К.Ратникова – женщина богобоязненная. Как и другие представители местной власти. А при таком удачном стечении обстоятельств судьи, как правило, благоволят представителям РПЦ.

Если же враг не сдается, его, как известно, уничтожают. Об этом хорошо знают «последние из могикан» – хозяева четырех домовладений, оставшихся на землях уже перешедших в собственность монастыря. По информации фонда «Здравомыслие», областная казна оплатила строительство домов в соседней деревне, в которые предполагалось их переселить. Но собственниками этих домов стал все тот же монастырь. Теперь его предприимчивые насельницы предлагают людям их выкупить. За деньги. А чтобы те быстрее собрали требуемую сумму, у них отобрали огороды. Потом запылал один из старых домов. Огонь перекинулся на другой. Пожар с божьей помощью потушили. «Проводка», говорят, «неисправная». Беда с этой проводкой!

«Теперь мы сидим без воды и отопления, потому что коммуникации сломаны, а монастырь не пускает на территорию ремонтников, - жалуется хозяйка одного из осажденных монахинями домовладений. - Наверное, будут ждать, пока мы умрем. А что, нас три старухи. Моя мама - ветеран войны, ей 103 года»...

«Крестовоздвиженская история», конечно, исполнена драматизма и берущих за душу подробностей, но в ней нет ничего исключительного. Подобные истории вам расскажут и в Москве, и в Старочеркасске, и в Рязани, и в Костроме. В Калиниградской области в собственность РПЦ переходят католические костелы, протестантские кирхи и тевтонские замки. В Ивановской - сгоняют старожилов-огородников, которые, вдруг оказались «оккупантами монастырской земли». Соловки стремительно превращаются в VIP-курорт «с духовным уклоном». На бюджетные миллиарды, разумеется! Аналогичный амбициозный проект планируется реализовать на Урале. В Москве один из первых участков под «быстровозводимый» храм РПЦ получила на богоспасаемой Рублевке. «Это решение, конечно, войдет в историю!», - заверил нового московского мэра патриарх.

Решается вопрос и с бесплатной рабочей силой – обязательным атрибутом крепкого монастырского хозяйства. К традиционным трудникам «за еду» – бомжам – в ближайшее время могут присоединиться бывшие заключенные (уже ведутся разговоры на официальном уровне, что «монастырь лучше исправляет, чем воля после тюрьмы»).

Единственное, с чем возникла заминка – деньги, собранные этим летом у населения для погорельцев. Они все никак не дойдут до адресатов. Впрочем, может быть деньги погорельцам уже не нужны…

Все эти примеры церковной «экономической эффективности» оставляют неприятный осадок. Как-то все это не по-божески. Будто поспешествует церковной бюрократии во всех ее начинаниях какой-то могущественный покровитель. По проторенной им дороге РПЦ бодро шагает от победы к победе, не замечая, что все они – пирровы.

http://svpressa.ru