Прорыв блокады Ленинграда
12 января 1943 года началась операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда.
К началу 1943 года положение блокадного Ленинграда оставалось крайне тяжелым. Летом 1942 года, после окончания обороны Севастополя, немцы смогли перебросить под Ленинград тяжёлые осадные орудия. Они вели огонь на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800–900 кг.
Интенсивность артобстрелов возросла шестикратно. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. Отсутствие сухопутной связи со страной затрудняло подвоз топлива и сырья для промышленности, не позволяло удовлетворить насущные потребности войск и населения в продуктах питания.
Тем не менее, положение ленинградцев было несколько лучше, чем предыдущей зимой: по подводному кабелю в город поступало электричество – а по подводному трубопроводу – нефтепродукты. Ленинград снабжался продуктами по ледовой автомобильной дороге, а в дополнение к автомобильной дороге прямо по льду Ладожского озера строилась также и железнодорожная ветка.
К концу 1942 года основные силы ленинградского фронта (42-я, 55-я и 67-я армии), которым командовал генерал Л. А. Говоров, оборонялись на рубеже Урицк, Пушкин, южнее Колпино, Пороги, правый берег Невы до Ладожского озера. 67-я армия действовала в 30-километровой полосе вдоль правого берега Невы от Пороги до Ладожского озера, удерживая на левом берегу реки, в районе Московской Дубровки, небольшой плацдарм. Её 55-я стрелковая бригада обороняла с юга военно-автомобильную дорогу, проходившую по льду Ладожского озера. 23-я армия, находившаяся на Карельском перешейке, прикрывала северные подступы к Ленинграду. На Ораниенбаумском плацдарме находилась Приморская оперативная группа. Действия войск фронта и флота поддерживали 13-я воздушная армия и авиация Балтийского флота.
Краснознаменный Балтийский флот под командованием вице-адмирала В. Ф. Трибуца, базировавшийся в устье Невы и в Кронштадте, прикрывал приморские фланги войск фронта и поддерживал их действия авиацией и огнем артиллерии. Кроме того, удерживая ряд островов в восточной части Финского залива, флот надежно прикрывал западные подступы к Ленинграду с моря.
Противовоздушную оборону города осуществляла Ленинградская армия ПВО в тесном взаимодействии с авиацией и зенитной артиллерией войск фронта и сил флота. Военно-автомобильную дорогу по льду Ладожского озера и перевалочные базы на его берегах прикрывали от ударов воздушного противника части отдельного -Ладожского района ПВО.
Волховский фронт под командованием генерала К. А. Мерецкова действовал в 300-километровой полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На его правом крыле от Ладожского озера до Кировской железной дороги находились соединения 2-й ударной и 8-й армий. Правофланговая 2-я ударная армия силами четырех дивизий обороняла 15-километровую полосу от Новоладожского канала до Гайтолово.
Немецко-фашистское командование после провала попыток захватить Ленинград в 1942 г. было вынуждено прекратить бесплодные атаки и отдало приказ войскам о переходе к обороне. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов противостояла 18-я немецкая армия, насчитывавшая до 26 дивизий. Ее поддерживала авиация 1-го воздушного флота. На северо-западных подступах к Ленинграду против 23-й армии Ленинградского фронта находилось более 4 финских дивизий из состава оперативной группы «Карельский перешеек».
Наиболее плотную группировку войск противник имел в Шлиссельбургско-синявинском выступе (глубина его не превышала 15 км). Здесь между городом Мга и Ладожским озером находилось около пяти дивизий. В их составе насчитывалось почти 700 орудий и минометов, до 50 танков и штурмовых орудий. Дивизии были хорошо укомплектованы личным составом (до 10—12 тыс. человек в каждой).
Лесисто-болотистая местность в районе Шлиссельбургско-синявинского выступа создавала противнику выгодные условия для организации обороны. Обширная территория синявинских торфоразработок, изрезанная глубокими канавами, была труднопроходимой для танков и артиллерии. Расположенные вдоль дорог рабочие поселки с каменными постройками враг приспособил к круговой обороне, а все пространство превратил в сплошную укрепленную полосу с узлами сопротивления и многочисленными опорными пунктами с развитой сетью траншей, окопов, укрытий, блиндажей, насыщенными огневыми средствами. По своему характеру оборона напоминала полевой укрепленный район. Преодоление ее требовало от наступавших большого физического и морального напряжения, высокого воинского умения и мощных средств подавления и разрушения.
Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г. 22 ноября Военный совет Ленинградского фронта доложил Ставке ВГК свои соображения о боевых действиях на зимний период. В этом документе, в частности, говорилось: «...Ленфронт должен приступить к подготовке совместно с Волховским фронтом наступательной операции с целью прорыва блокады и достижения тем самым решительного изменения оперативного положения фронта...
Оценивая различные направления для нанесения удара, мы считаем наиболее выгодным организацию прорыва фронта противника на шлиссельбургском направлении (на участке 1-й Городок — Шлиссельбург) с шириной фронта прорыва 10 км и для Волховского фронта соответственно на участке Липка — Мишкино с нанесением обоими фронтами удара на Сннявино». Координация действий фронтов возлагалась на маршала Ворошилова.
По решению командующего Волховским фронтом главный удар наносила 2-я ударная армия генерала Романовского. В ее состав вводило 12 стрелковых дивизий, 2 лыжные и 4 танковые бригады (2100 орудий и минометов и около 300 танков и САУ). Задача армии заключалась в том, чтобы взломать вражескую оборону на участке Липка, Гайтолово и, нанося главный удар на Синявино, выйти на рубеж Рабочие поселки № 1 и №5, Синявино, а затем развивать наступление до соединения с войсками Ленинградского фронта. Южнее частью сил наносила вспомогательный удар в направлении Тортолово, поселок Михайловский 8-я армия. Наступление ударной группировки Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия генерала И. П. Журавлева (около 450 самолетов).
На главном направлении Ленинградского фронта должна была наступать 67-я армия генерала М. II. Духанова. Но решению командующего фронтом задача армии состояла в том, чтобы, преодолев реку Нева по льду и сосредоточив основные усилия в направлении Марьино, Синявино, прорвать оборону противника на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург и соединиться с войсками Волховского фронта на рубеже Рабочих поселков № 2 и № 6.
В дальнейшем намечался выход войск армии на рубеж реки Мойка от ее устья до Келколово. В составе армии находилось 7 стрелковых дивизий, 6 стрелковых, лыжная и 3 танковые бригады, 1900 орудий и минометов и около 200 танков. Кроме того, для содействия войскам 67-й армии привлекалось 88 орудий калибром 130—406 мм Краснознаменного Балтийского флота. Боевые действия 67-й армии поддерживали авиация 13-й воздушной армии генерала С. Д. Рыбальченко и военно-воздушные силы Балтийского флота (всего около 450 боевых самолетов).
Утром 12 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты одновременно начали наступление.
Особую сложность представлял прорыв обороны в полосе 67-й армии. Здесь позиции противника проходили по обрывистому обледенелому левому берегу Невы, имевшему превышение над правым. Расположенные ярусами огневые средства врага прикрывали многослойным огнем подступы к берегу. При форсировании Невы по льду и штурме переднего края вражеской обороны от войск требовалось максимальное напряжение сил. Важнейшим условием успеха при этом являлось надежное подавление огневых средств противника, особенно на переднем крае, огнем артиллерии.
В ночь перед наступлением авиация нанесла массированные удары по огневым позициям артиллерии, пунктам управления, аэродромам и узлам коммуникаций врага. В 9 часов 30 минут на обоих фронтах началась мощная артиллерийская и авиационная подготовка. Во 2-й ударной армии она продолжалась 1 час 45 минут, а в 67-й — 2 часа 20 минут. Тонны металла обрушились на врага, уничтожая его живую силу и разрушая оборонительные сооружения. В 67-й армии огонь по переднему краю обороны противника и в глубину ее до 200 м вели только орудия, поставленные для стрельбы прямой наводкой. Благодаря этому удалось в основном сохранить в целости лед у левого берега.
За 40 минут до начала атаки пехоты и танков штурмовая авиации Фронтов группами по 6—8 самолетов нанесла удары по узлам связи, опорным пунктам, артиллерийским и минометным батареям противника.
Наши войска вступают в Шлиссельбург
Как только окончилась артиллерийская подготовка, пехота, а за ней и лёгкие танки Т-70 из состава 67-й армии устремились по льду к левому берегу Невы. Под прикрытием заградительного огня артиллерии первыми противоположного берега достигли штурмовые группы, бойцы которых самоотверженно действовали, проделывая проходы в заграждениях. Стрелковые и танковые подразделения преодолели ледяное поле реки и, следу за огневым валом артиллерии, успешно атаковали врага. Упорное сопротивление противника, оборонявшегося между 2-м Городком и Шлиссельбургом, было сломлено. К исходу дня наступавшие в центре 130-я и 268-стрелковые дивизии вклинились в неприятельскую оборону на глубину до трёх километров.
В полосе 2-й ударной армии наиболее ожесточенные бои развернулись за опорные пункты врага в деревне Липка, Рабочем поселке № и роще северо-западнее Гонтовой Липки. Эти опорные пункты находились на флангах прорыва, и гитлеровцы дрались за их удержание, даже находясь в окружении. К исходу дня соединениям армии удалось прорва! первую позицию вражеской обороны и продвинуться на 2—3 км. Противник, стремясь не допустить развития прорыва, начал вводить в сражен' оперативные резервы.
С утра 13 января наступление продолжалось. Наибольшего продвижения удалось достичь в направлении Рабочего поселка № 5. К исходу дня расстояние между наступавшими навстречу друг другу ударным группировками фронтов не превышало 5—6 км. Но на следующий день контратаки противника усилились и бои приняли затяжной характер. Немецкое командование, стремясь не допустить выхода советских войск севернее Синявино, перебросило в этот район 61-ю пехотную дивизию и полк 69-й пехотной дивизии из-под Кириши. Значительно at типизировалась вражеская авиация.
С 15 по 18 января войска ударных группировок Волховского и Ленинградского фронтов продолжали настойчиво продвигаться навстречу друг другу, расширяя прорыв в стороны флангов. Противник, неся огромные потери, терял одну позицию за другой. Кольцо вокруг его частей, действовавших в северной части синявинского выступа, постепенно сжималось.
В первой половине дня 18 января войска 2-й ударной и 67-й армии соединились в районе Рабочих поселков № 1 и № 5. К концу дня южно побережье Ладожского озера было очищено от врага, а его разрозненны группы ликвидированы. В этих боях войска Волховского фронта захватили немецкий новый тяжелый танк Тигр.
Действенную помощь наступавшим войскам оказала артиллерия Краснознаменного Балтийского флота. Огонь орудий крупных калибров 301, 402 и 405-го артиллерийских дивизионов, эскадренных миноносцев «Свирепый» и «Сторожевой», канонерских лодок «Ока» и «Зея» разрушал оборонительные сооружения противника, надежно подавлял его батареи. За время наступления морская артиллерия израсходовала 15,5 тыс. снарядов.
Тяжелое осадное орудие противника, захваченное советскими воинами под Ленинградом
18 января 1943 г., как только в Москву поступили сведения о прорыве блокады, Государственный Комитет Обороны принял решение о форсированном строительстве на освобожденной узкой полосе земли железнодорожной линии, которая должна была соединить Ленинград с Волховским железнодорожным узлом. Эта дорога от станции Поляна до Шлиссельбурга была построена всего за 18 дней.
Через Неву строители возвели временный железнодорожный мост. Утром 7 февраля ленинградцы встретили первый железнодорожный состав, пришедший с Большой земли. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. По-прежнему продолжала работать Дорога жизни. Крупнейший политический, промышленный и культурный центр Советского Союза после тяжелой 16-месячнон борьбы вновь обрел сухопутную связь со страной. С установлением железнодорожного и автомобильного сообщения с Ленинградом значительно улучшилось обеспечение города продовольствием. Промышленные предприятия стали получать в большем количестве сырье и топливо. Начиная с февраля 1943 года в городе резко увеличилась выработка электроэнергии, заметно возросло производство вооружения.
Восстановление сухопутных коммуникаций позволяло непрерывно усиливать войска Ленинградского фронта и Балтийского флота пополнением, боевой техникой и боеприпасами. В итоге силы защитников города стали быстро возрастать. Все это улучшало стратегическое положение советских войск, действовавших на северо-западном направлении.
Однако ещё год после прорыва блокады Ленинград находился на осадном положении, и полностью осада была снята лишь в ходе операции «Январский гром».
13
38
927
Комментарии
Например те кто жил в Смольном.
Остальное умерли.Можно их и героями назвать,но я бы их назвал бы участниками эксперимента.Коммунисты на пару с фашистами выясняли ,сколько может протянуть человек на блокадном пайке.
Не напал бы Сталин на Финляндию в 1939 и в июне 1941-го - не было бы и войны с Финляндией и блокады Ленинграда.
А не было бы пакта Молотова-Риббентропа - не было бы и войны с Германией.
Если так рассуждать, то и война Гитлера против СССР была превентивной - почитай ноту Германии с объявлением войны СССР.
Эти хари и есть настоящие хозяева сегодняшней России.
(специально для путисосов).
А этот защищал бы их интересы?
ЗА ТО деды и прадеды кровь лили???
Комментарий удален модератором
http://belrussia.ru/page-id-2917.html
http://belrussia.ru/page-id-2917.html
=====================================
Не было бы значительных материальных ценностей в Ленинграде,за месяц немцы его превратили бы в Сталинград.....И блокады бы не было. Уморить голодом,чтобы захватить город,вот какая цель была.
Если бы Гитлер хотел уничтожить,то проблем с этим у него бы не возникло.
А про ошибки советского руководства 1000 раз говорено. Как обычно у тогдашней армии были одни понты...За что и заплачено...(((
Вот Вам пример. В начале 70-х годов реско увеличилась доля стройбатов в СА.Дошло до того,что стали призывать в них уголовников. Срок службы был два года и ребята эти практически были стрителями за мизерную зарплату. Потом по жизни они призывались на сборы,где за месяц им давали военную профессию,типа танкистов,артиллеристов..и т.п. В Результате на учёте в военкоматах было достаточное кол-во воинов различных военных специализаций.....
И вдруг-война! И получалось тогда что опять страну будет оборонять "стройбат"- (((((
Я сам однажды в те времена пережил боевую тревогу (оренбургск. обл.) в тот момент оказалось,что в части а/м "Уралы" были с красиво выкрашенными белым цветом колёсами по ободу,словно для парада,но ВСЕ были не на ходу,а многие и без.....двигателей-)))
==========================================
Уважаемый Юрий! Что такое танки, немцы показали в первые месяцы войны,окружив Ленинград и подойдя к Москве. Я про кол-во спорить не стану,не очень этим вопросом интересовался,но вот качество..... Мне один фронтовик рассказывал, что когда увидел впервые " Студебеккер", он понял что есть АВТОМОБИЛЬ! Также и самолёты с фанерными кабинами... А Т-34 появились наверное в году 43-м. Вот это был современный танк!
В сентябре 1941 года в Ленинграде жители получили 2 млн. 544 тыс. карточек. Для того чтобы на каждую карточку выдавать чистый без примесей хлебный паек в 700-800 грамм ежесуточный расход муки составил бы примерно 1,5 тыс. тонн, с учетом типового припека. Для доставки муки в таких объемах по Ладоге ежедневно требовались 5–6–7 барж с минимальной загрузкой. К началу блокады Северо-Западное речное пароходство имело на Ладоге 5 озерных и 72 речных буксира, 29 озерных и около 100 речных барж.
Описание всевозможных транспортных и технических сложностей во время навигации не объясняет главного факта — муки в блокированный город водным путем оказалось доставлено необъяснимо мало. И даже из этой малости продовольствие расхищалось тоннами.
http://beloedelo.ru/researches/article/?91
ЛЕНИНГРАДЦЫ, выдержавшие блокаду, - ГЕРОИ. ЛЕНИНГРАДЦАМ - СЛАВА!
То. что им выдержать выпало на долю, не каждому нынешнему обывателю, озабоченному получением одной лишь выгоды, будет по силам вынести подобное.
Любопытный тезис. Посмотрим, как обстояли дела в реальности:
Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. — Л.: Наука, 1975.
http://militera.lib.ru/h/kovalchuk_vm/04.html
В навигацию 1942 г., кроме различных грузов, в Ленинград было перевезено около 290 тыс. военнослужащих для пополнения Ленинградского фронта и более 20 тыс. гражданских лиц. Наряду с этим было решено реэвакуировать в Ленинград в конце октября и в начале ноября 1942 г. на свободные койки госпитальной базы фронта 10 тыс. легко раненных воинов из госпиталей городов Кирова, Перми, Свердловска, Челябинска и Вологды. На 23 ноября на западный берег Ладожского озера было перевезено 7,5 тыс. легко раненных воинов...
Всего за навигацию 1942 г. по Ладожскому озеру в обоих направлениях было перевезено 1099,5 тыс. т различных грузов и более 850 тыс. человек. .. Результаты перевозок могли быть более значительными, если бы была полностью использована вся провозная способность флота. Главной причиной недостаточного использования флота...
Результаты перевозок могли быть более значительными, если бы была полностью использована вся провозная способность флота. Главной причиной недостаточного использования флота являлись большие простои судов, что объяснялось чаще всего отсутствием единого центра управления перевозками (управление флотом находилось в руках помощника командующего ЛВФ, управление портами — в руках начальника Управления перевозок, а планирование перевозок было оставлено за тылом фронта). Особенно долго суда простаивали под погрузкой и выгрузкой. Это было вызвано слабой организацией труда и планирования погрузочно-разгрузочных работ в портах, недостаточным внедрением механизации на погрузочно-разгрузочных работах и др. Все это приводило к тому, что коэффициент использования грузоподъемности баржевого флота не превышал 0,6–0,7. Загрузка барж нередко производилась без предварительно составленных планов. Немало бывало случаев, когда вниз грузились легкие грузы, а наверх — тяжелые, в итоге нерационально использовалась грузоподъемность судов, а груз портился. Много времени суда простаивали также в ожидании погрузочно-разгрузочных работ и отправления.
Однако, несмотря на эти недостатки, перевозки по Ладожскому озеру в навигацию 1942 г. имели громадное значение. Они позволили полностью избежать лишений первой блокадной зимы. Перевозки в Ленинград продовольствия позволили наладить регулярное снабжение войск фронта, Балтийского флота и населения города. На 1 ноября 1942 г. в Ленинграде имелось 49 тыс. т муки, свыше 17 тыс. т зерна, около 14 тыс. т крупы и макарон, около 1600 т мяса и мясных изделий, 3,5 тыс. т рыбы и сельди, более 2 тыс. т животного масла, около 1700 т сахара и около 2,5 тыс. т кондитерских изделий. Это позволило создать неприкосновенные запасы продовольствия во всех секторах внутренней обороны города на случай боевых действий в самом городе. На 30 суток были созданы запасы в семи секторах, на 10 суток — в узлах сопротивления и на 20 суток — в опорных пунктах. Были также созданы 4-месячные неснижаемые запасы продовольствия в Кронштадте, Ораниенбауме и на островах Финского залива (а на островах Сескар и Лавенсари — в размере 8-месячной потребности)