"Если кто-то и заслуживает разного рода PR-премий, то это профильное подразделение Минздрава"

Глеб Кузнецов

 

Все таки из всех министерств наибольшую PR компетентность демонстрирует Минздрав. Идеально выстроенные кампании, начинающиеся вовремя с внятной драматургией, подсвечивающие ведомство, но не несущие для него никаких организационных рисков или последствий.

В прошлом году - история со СПИДом. Вялые всхлипы с мест о том, что "противостояние эпидемии СПИДа" - это не когда "образ жизни помещает тебя в группу риска", а когда терапию инфицированные получают не на уровне ниже Южного Судана, а на европейском, оставались незамеченными. Министерство завалило всех плакатиками, наружкой, платным размещением и горячими линиями с рекламой повального тестирования на ВИЧ. Из организационных шагов - наказали какой то облздрав (по моему свердловский) за то, что они - гады - тратили деньги на закупки современных препаратов импортных, а не отечественных четвертьвековой давности.

До этого - блестящая кампания по телемедицине с новостями в стиле "Жителей России будут информировать о необходимости диспансеризации с помощью СМС - рассылок" и "Жители самых отдаленных уголков страны получат консультации московских специалистов с помощью интернета". Эта кампания как я понимаю венчает "оптимизацию" здравоохранения и параллельно заканчивает историю разного рода повышений квалификации региональных врачей за госсчет.

Одновременно Скворцова рассказывает о "чудодейственном российском лекарстве от рака" - это как я понимаю, в контексте скандала с 62ой больницей и - шире - организацией госзакупок в онкологии. Деталей как не было, так и нет. Вроде моноклональное антитело (MAB) в Питере пробуют. Что, наверное, неплохо. Но к организации медпомощи не имеет никакого отношения.

Сегодня - про сигареты. Прелесть в чем идеи про то, что те, кто в 2015 и позже родились к ним доступа иметь не будут? В том, что отвечать (или не отвечать - как пойдет) предстоит через почти 20 лет совершенно другому министерству. То есть PR-пряники собирает этот состав чиновников, поражая зрителей размахом замысла, а реальные оргшаги нужно будет осуществлять будущим поколениям. Такая "ампула времени" в стиле пионерского нашего детства.

И таких историй на самом деле было уже много, просто в 2016 году их производство оказалось поставленным на поток. Одну за одним хорошие новости Минздрав штампует, одну за одной кампании и инициативы по окончательному решению проблем со здоровьем населения.

Работа министерства с общественным мнением - это очень красиво и профессионально. В "больной" и потенциально опасной теме берется "боковой" тезис, не имеющий отношения к реальной проблемой, зато "продаваемый" широким слоям населения - и, что немаловажно, в том числе и руководителям. В его раскрутку вваливаются ресурсы как медийные, так и административные. Раскручивают то не абы что, а "документы", "концепции", "успехи ученых" и так далее.

При этом ни одна проблема не получает обсуждения по существу - ВИЧ, госзакупки, орфанные заболевания, онкология, доступ к медицинской помощи, закрытие медучреждений - все рассматривается "сбоку", с удобной и сконструированной в министерстве площадки.

Пожалуй, если кто то и заслуживает разного рода PR-премий, то это профильное подразделение Минздрава и неизвестные герои, делающие Скворцову самым активным министром нынешнего кабинета.