Новый Шёлковый путь Китая: часть стратегии глобального влияния

На модерации Отложенный

Первый грузовой поезд из Китая в Великобританию отправился в первый день 2017 года в путь длиной 11 999 км из промышленного города Иу на востоке Китая в Лондон. Этот маршрут как часть проекта «Один пояс, один путь», связывающий Восток и Запад, призван служить укреплению глобального влияния Китая.

Лондон является последней остановкой в длинной и сложной сети торговых путей, проложенных Китаем в последние годы. Центральная Азия стала основным направлением развития инфраструктуры. Но Китай также намерен развивать торговые и инвестиционные связи с Европой. 39 маршрутов, соединяющих 16 китайских городов с 15 европейских, образуют железнодорожную сеть, которая проходит через Центральную Азию в Иран, через Турцию в Россию, Польшу и Испанию.

После принятия на себя звания «мировой фабрики» Китай перешёл от отвержения капитализма к полному его принятию. Его новый Шёлковый путь служит не только для экспорта китайских товаров, но и для импорта в Китай мяса из Германии, вина из Франции и древесины из России.

Но Шёлковый путь — это не просто торговля. Это часть стратегии Китая по построению международного азиатского сообщества и геополитический толчок для всего Азиатского континента.

Принимая на себя ведущую роль в Азии

Китай становится всё более напористым. Его растущее экономическое и военное присутствие в Южно-Китайском море показывает, что он намерен создать для себя надёжную сферу влияния, основанную на взаимосвязанных экономических и военных отношениях.

Новый проект «Один пояс — один путь» осуществляется в рамках Шанхайской организации сотрудничества, крупной региональной организации по безопасности, и строительства отношений со странами, расположенными вокруг Индийского океана. Между тем Китай также работает в направлении подписания большого соглашения о свободной торговле с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, Австралией, Индией, Японией, Республикой Корея и Новой Зеландией.

Проект является ядром западной стратегии Китая и прямых иностранных инвестиций. Это «транспортное средство» для мобилизации китайских предприятий по всей Азии. В 2015 году 44% инженерных проектов Китая за рубежом осуществлялись в странах, расположенных вдоль нового Шёлкового пути. Это число увеличилось до 52% в 2016 году. Затраты составили $4 трлн — это проявление мягкой силы в массовом масштабе. Азиатский конкурент Китая Индия, конечно, опасается растущего влияния Китая.

Интересы переплетены

Китай стремится представить проект «Один пояс — один путь» как часть своей «политики соседства» для развития благоприятной окружающей среды в регионе.

Китайские руководители утверждают, что они преследуют общие цели всего региона и не имеют каких-либо идеологических целей.

Вместо этого Китай стремится к деловому межгосударственному взаимодействию. Инвестиционные проекты используют китайскую сталь, бетон и множество произведённых в Китае товаров и услуг в интересах развивающихся соседних стран, в то же время поощряя предпринимательство в стране.

Китай видит свои интересы и интересы своих соседей всё более взаимосвязанными. По всей Центральной Азии проявляется интерес к инвестициям в инфраструктуру, освоению природных ресурсов, повышению квалификации и возможностей для трудоустройства, и, конечно, строительству торговых сетей. Внутренние инвестиции не только помогают укрепить национальную безопасность, но и улучшают стабильность. Китай учитывает это и находит общие позиции.

Интеграция через инвестиции, строительство, добычу и торговлю играет ключевую роль для создания новых направлений экономического влияния. Китай стремится превратить Азию в гигантское, взаимосвязанное сообщество с участием 60 стран.

Меньшие регионы останутся, но сейчас существует реальная перспектива создания супер-Азиатского региона к концу XXI века. Если это произойдёт, он может затмить Европейский Союз по своим масштабам, размерам и экономическому потенциалу. Объём торговли в рамках проекта «Один пояс — один путь», как ожидается, составит более $2,2 трлн в течение десяти лет (объём торговли ЕС составляет $3,1 триллиона).

Далеко идущие последствия

Успех этой инициативы может иметь далеко идущие последствия для азиатских стран, а также для всего международного сообщества. Поскольку Китай продвигается в Азию в западном направлении, он сможет эксплуатировать богатые природные ресурсы Внутренней Азии и в то же время большие энергетические зоны вокруг Каспийского моря и Персидского залива.

Новый Шёлковый путь свидетельствует о намерении Китая стать сердцем Азии. Это согласуется со стратегическими приоритетами Китая в Азии — партнёрство с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и укрепление Шанхайской организации сотрудничества по безопасности, которая взаимодействует с Россией. Вместе эти сферы образуют три круга влияния Китая в Азии.

Это умножает силы Китая и формирует доверительное, хотя, возможно, не всегда приветственное, отношение к нему, от Тихого до Атлантического океана.

Автор статьи: Ануш Етешами, профессор, директор Центра углублённого изучения арабского мира, университет Дарема, Англия