В 2016 году произошел перелом в восприятии элит
Российская власть наконец созрела для проведения реальных реформ, считает соратник Алексея Кудрина
В России не будет экономического роста, пока власть не даст ход структурным реформам, – сегодня это признают, кажется, все, включая президента. Но пока в реалистичность реформ мало кто верит, в канун 100-летия Октябрьской революции России предсказывают долгую стагнацию с полной зависимостью от цен на нефть. Главная надежда на другой сценарий связана с программой преобразований, разработанной под руководством Алексея Кудрина по поручению Владимира Путина. В ее подготовке участвует и экономист Михаил Дмитриев, знаменитый тем, что предсказал волну политических протестов 2011–2012 годов. Еще в марте 2016 года Дмитриев, ныне президент партнерства «Новый экономический рост», предупреждал о рисках скатывания России в «общество выживания». Но теперь он говорит, что уходящий год, несмотря ни на что, прошел на редкость плодотворно: настроения власти изменились и реформам дан зеленый свет. Republic расспросил Дмитриева, как желание улучшить бизнес-климат вяжется с тревожными новостями вроде ареста Алексея Улюкаева, удастся ли реформаторам 2010-х преодолеть сопротивление групп интересов, каких перемен к лучшему можно ждать уже в ближайшем году и почему на самом деле выросли цены на нефть.
– Россия заканчивает 2016 год как будто на позитивной ноте: дорогая нефть, растущий рубль, снижается инфляция, приток инвестиций в фонды. Но при этом растет уровень бедности, реальные доходы населения падают второй год подряд, сокращается потребление. Как первое соотносится со вторым и что из этого важнее для понимания будущего?
– Подросший уровень бедности, снижение доходов и сокращение потребления – это наше настоящее, а стабильная цена на нефть и рост инвестиций – это, как я полагаю, основа нашего будущего.
Не в том смысле, что с нефтью будет связан следующий этап нашего роста. Наоборот, стоит задача уменьшить нашу зависимость от нефтяной конъюнктуры и развиваться за счет несырьевых секторов экономики. Но при совсем низких ценах на нефть – ниже $30 за баррель – этого добиться было бы очень сложно, потому что от цены на нефть сильно зависит привлекательность России в глазах инвесторов.
С точки зрения событий, важных для нашего будущего, на мой взгляд, 2016 год очень необычный. И необычен он в том плане, что Россия в предыдущие два года находилась в состоянии одного из самых тяжелых и затяжных экономических кризисов в истории российской рыночной экономики. Но завершение этого кризиса пока выглядит чрезвычайно многообещающе.
– А по каким характеристикам этот кризис можно считать самым тяжелым за всю историю современной России?
– Это прежде всего продолжительность спада доходов населения. Падение доходов продолжалось 22 месяца, до августа 2016 года. В начале 90-х годов одномоментно доходы упали глубже, чем сейчас, но такого длительного периода непрерывного падения доходов населения у нас не было за все время с начала перехода к рыночной экономике. Особенность этого кризиса в том, что уровень жизни пострадал больше, чем инвестиции и прибыль предприятий. Мы имеем парадоксальную ситуацию, когда основной удар кризиса пришелся на потребление населения, притом что прибыль предприятий не только не уменьшалась, но в последнее время сильно выросла и приблизилась к рекордным значениям. Из-за эффекта курсовых колебаний прежде всего.
Екатерина Алябьева
Комментарии
все сказки, выдвигаемые западными экономистами оказались бредом:
-приватизация;
-рыночные отношения;
-бизнес-климат;
-частный эффективный хозяйственник.........все оказалось сказками для обнищания населения.
Где народ стал жить лучше - в южной европе, в болгарии, румынии, греции.......
вот болгария пошла на все уступки - про продали, что только можно....пошли на самые большие уступки западным компаниям......и где они в самой жопе...........да и в любых других странах тоже самое............
А насчет роста экономики России так в 2017 году ожидается рост 0,6%..........
И чтоб избавиться от этакой напасти, нужны структурные реформы власти.
все сказки, выдвигаемые западными экономистами оказались бредом:
-приватизация;
-рыночные отношения;
-бизнес-климат;
-частный эффективный хозяйственник.........все оказалось сказками для обнищания населения.
Где народ стал жить лучше - в южной европе, в болгарии, румынии, греции.......
вот болгария пошла на все уступки - про продали, что только можно....пошли на самые большие уступки западным компаниям......и где они в самой жопе...........да и в любых других странах тоже самое............
А насчет роста экономики России так в 2017 году ожидается рост 0,6%.........
А вот Глазьева президент зря не слушает. Он очень нужные и полезные шаги предлагает сделать в нашей экономике и не обращает никакого внимания на одобрения или неодобрения американских жуликов. Он работает на нашу страну и её благополучие.
Чем ниже жизненный уровень, доходы населения не отвечают законам развития, пьют от безысходности, стабильности.
Причина одна, Россия - сегодня Доминион США и Израиля. ЦБ России, частная собственность, является - Филиалом ФРС США.
Капитал – капиталист, корень один. Капиталист, не когда не будет сестрой милосердия для любого населения, Земного шара.
Не надо питать иллюзии о капитализме, как благотворительном рачительном хозяине земли Российской.
Так почему Россия, до сих пор поставляет нефть и газ в Евросоюз, так надо задвижки закрыть, в чем причина, а причина в одном?
Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы
— Томас Джозеф Даннинг .
Для кого, каштаны, таскаем из огня, финансовые аналитики, по-видимому, попросту перепутали причину со следствием: это мировой кризис явился продуктом деятельности Ротшильдов и Рокфеллеров, а не наоборот. Как именно это случилось, мы и попытаемся сейчас разобраться. Итак, если коротко, то произошедшее означает, может быть, и не капитуляцию Рокфеллеров перед Ротшильдами, но, как минимум, очень существенную сдачу ими своих позиций. Если «копать» глубоко, то нужен детальный анализ с историческим экскурсом – иначе понять что-то в этом раскладе будет практически невозможно. С 1927 года «Standard Oil» завладела 25% акций «IPC» — «Иракской нефтяной компании», созданной еще в 1912 году под названием «TPC» — «Турецкой нефтяной компании». При этом 50% акций отошли тогда в собственность правительства Османской империи, по 25% получили «Shell» Ротшильдов, а также «Deutsche Bank», попавший в их «обойму» несколько позже. Все повторяется, за чужой счет.
даже лютым соблазном томим,
я смотрю недоверчиво, зная,
сколько мрази ютится под ним. (с)