ПРЕЛЕСТЬ И ОЧАРОВАНИЕ ИГРЫ

На модерации Отложенный

 

Волшебная игра ГО

 

 

Го – одна из старейших и популярнейших стратегических настольных игр в мире. В Китае в неё играют уже более 2000 лет. Только в Японии около 10 миллионов человек регулярно играют в го и около 400 профессионалов живут за счёт обучения игре и соревнований в турнирах, призовой фонд которых достигает 30 миллионов йен.

 

Научиться играть в го очень просто. Можно изучить правила за несколько минут, но потратить всю жизнь на изучение её глубины и утончённости.

 

Го начинается с простейших концепций – дерево и камень, линия и окружность, чёрное и белое. Однако используются сложнейшие стратегии, которые поражают воображение. Эта игра столь глубока, что азиатские руководители используют её как парадигму для принятия решений в своей работе, генералы строят свои военные планы на основе стратегии этой игры, политики придерживаются принципов го во взаимоотношениях с другими странами.

 

Для некоторых игроков го – это модель жизни. Стратегические концепции игры используются ими как образец для принятия решения в повседневной жизни. Вот некоторые основные принципы, которые закладываются в основу почти каждой игры: «Не клади все яйца в одну корзину», «Не сжигай за собой мосты», «Не ломись в открытую дверь».

 

Можно сравнить го и шахматы. В обеих играх требуется стратегическое мышление очень высокого уровня, и обе предоставляют игрокам много возможностей для проверки своего тактического искусства. Обе сложны, стимулируют интеллект и невообразимо интересны.

 

Но на этом совпадения заканчиваются. Партия го начинается с пустой доски, а шахматная партия с полного комплекта фигур на доске. Цель го – захватить территории больше, чем это сумеет сделать противник, цель шахмат – пленить короля противника. Все камни в го равнозначны, фигуры в шахматах различны. Большинство, если не все камни, выставленные на доску в процессе партии, остаются на своём месте доски до конца партии, что даёт игроку возможность развивать формы и позицию. Прелесть шахмат в том, что ход более эфемерен и позиция меняется с каждым ходом и каждым взятием. Наконец, компьютерные программы достигли такого уровня, что обыгрывают лучших в мире игроков в шахматы, но стратегия и тактика го столь глубоки, что лучшие программы, играющие в го, могут состязаться только с начинающими игроками.

 

Что за название «Го»?

В одном названии кроется ряд названий. Есть название «игра го», где каждое слово пишется с маленькой буквы. Это то, что относится именно к настольной игре, к покупке «недорогого оборудования для игры го», соревнованиям, чемпионатам по «настольной игре го» и прочему. В современном китайском языке этому названию больше соответствует Вей ци.

 

Второй уровень – это «игра Го», где Го - с большой буквы.

В китайском — Чи И. В этом словосочетании меньше настольной игры и Го уже проявляется как искусство. Этот уровень можно предлагать любителям, он способен заинтересовать людей, его можно презентовать, преподавать в чайных клубах. Этот уровень уже по-другому связан с предметами для игры Го. Если инвентарь для го должен быть как можно более дешёвым, чтобы свести к минимуму амортизацию на турнирах по настольной игре, то уровень наборов для игры Го уже совершенно другой. Такие наборы могут стоить тысячи долларов. И людям понятно, почему стоит покупать такие наборы.

 

«Го», где Го - с большой буквы, а слова «игра» нет вообще - это следующий этап. В китайском он будет соответствовать названию «И». Здесь ещё меньше настольной и соревновательной составляющих, а к уровню искусства добавляется уровень Пути. Здесь результат партии не в очках, здесь можно говорить о людях, которые способны не доигрывать партии, это другие партии и другие люди. На этом уровне появляются напольные комплекты на красивых резных ножках. Играющие сидят на татами, они одеты в особые одежды, держат веера. Веер в их руках - не кураж, не дань восточному орнаменту. Здесь веер уместен, потому что он историчен, он показывает на камни. Веер - это жесты, это особый язык. Веер можно сложить, а можно разложить. Веер - это свежий эфир, который нужен во время серьёзного размышления о сложном. Веер - это серьёзный инструмент, он был разработан в глубокой древности и целиком находится на территории мастерства. Владение и обращение с веером - глубокий пласт культуры и искусства.

 

Мастера Го спросили: Мастер, как вы зарабатываете на жизнь? Ведь никто не знает что такое Го! Я отвечаю на вопрос "Что такое Го?", - ответил Мастер Го, а так как никто не знает, то денег мне вполне хватает.

 

Есть такая притча:"Бессмертный, созерцая течение реки возле своей хижины, веками жил на одном месте и каждый день выкладывал из своего мешочка белые камни на плоский срез пня, создавая неповторимые узоры. У каждого свой способ проникновения в суть вещей…

 

Мудрец полагал, что наблюдая прекрасное, он сможет постичь суть вещей; копируя мимолетный рисунок гармонии он может понять ее и усвоить. Он прилежно брал у природы ее немые уроки…

 

В то же время жил другой Учитель, в чьи обязанности входило указывать людям на их несовершенство и недостатки. Он ходил по миру с мешочком черных камней и выкладывал перед каждым достойным несколько черных камушков, означавших недостатки человека, преграждавшие ему путь к освобождению…

 

И вот однажды, ранним утром, Бессмертный расположился у доски, намереваясь заняться своим обычным делом, как перед ним появился необычный человек. Он достал из своего мешочка единственный черный камень, символизировавший недостаток Бессмертного и выложил его на доске. Бессмертный углубился в размышления пока не понял, на какой недостаток ему указал незнакомец. Поняв, он мог ответить лишь одним - выложив в ответ единственный белый камень. Так началась игра: черный камень указывал на нарушение гармонии, а белый камень ее восстанавливал.

 

Доведя игру до конца, оба мудреца обрели просветление ".