Как мы жили. Глава 2: Игрушки
Гайдпаркер Alex Prodan разместил у себя статью «Как мы жили. Глава 2: Игрушки», где автор делится воспоминания о своем детстве и игрушках, которые его окружали:
«Всю свою жизнь я во что-то играю, но в детстве это было значительно интереснее. Игрушек этих у нас то как раз почти что и не было, я вам их сейчас по пальцам одной руки все перечислю. Конь гипсолитовый, крашеный, на деревянной раме с колесиками, с отбитой мордой и без одного колеса. Но мы с братом его очень любили и нередко по-братски спорили за первенство обладания им. Хорошо все же быть старшим братом. Была лягушка резиновая со свернутым резиновым аппендиксом на животе, в который через тонюсенький шланг нужно было качнуть резиновой грушей воздуху и тогда лягуш этот делал попытку подпрыгнуть, хоть это и не всегда ему удавалось. Да и вообще прыгал он недолго т.к. шланг прохудился, груша куда-то запропастилась и все такое прочее. Под третьим номером я с трепетом и нежностью вспоминаю самую любимую нашу игрушку, за которую мы соперничали с братом аж до годков 12-13 (моих, а братовых на 3 года меньше). Это был вельветовый мишка весьма скромных размеров, с двумя глазами пуговицами и при рождении обладавший буро-травяным окрасом. Мы с ним спали по очереди - две ночи я и одну брат, т.е. по-честному. От этого совместного спанья рубчики вельветовые очень быстро стерлись, цвет медведя стал трудноопределимым, один глаз пропал вовсе. Со временем выяснилось, что мишка наш, оказывается, был набит обычными древесными опилками, которые из прорех начали покидать измученное тельце. Наш косолапый друг к этому времени был уже полным инвалидом и потерял одну из верхних лап т.к. попал однажды в пасть нашему Тузику, не помню из какой династиии - у нас все дворовые псы были Тузиками, а один даже прожил лет 14 и скончался от благородной старости, а не от заряда дроби или под колесами машины».
«Уже живя в городе я обзавелся другими игрушками, на них тоже хватило бы пальцев второй моей руки. Во-первых это был велосипед "Орленок", темно-кофейного цвета, который у меня через годик украли. Потом появились коньки, их подарила бабушка. Настоящие канадки, наглухо прикрученные к ботинкам, и я стал заядлым хоккеистом. К сожалению играть на коньках приходилось только зимой, а они в ту пору были довольно длинными и холодными. Дважды переломанная ключица, рука, вторая, разбитый лоб, нос, не говоря о синяках и шишках, сопровождали мою страсть к патинажу. А потом мною овладели чисто интеллектуальные игры - всякие там эрудиты, буриме и прочее, которые вскоре полностью вытеснил преферанс - вначале на шалабаны, колодой по ушам, выпитой литрами водой, а затем и по полкопеечке за вист. Правда, к тому времени и детство мое как-то неожиданно кончилось и наступила совсем другая пора, другие развлечения, другие заботы, да и я стал другим. Но кое-что во мне все же осталось прежним и во-первых - неуемное любопытство и умение обходиться малым за неимением большего. Говорю же я об этом здесь потому, что именно игрушки и страсть к игре сыграли в моей жизни немалую роль и научили рисковать и не загадывать далеко наперед. Так вот и живу, перебирая в своей памяти все эти шпунтики уже прожитой жизни, а фактически - игры. И чем больше об этом думаю, тем очетливее осознаю, что все в нашей жизни или игрушки или игроки. Но поразительнее всего то, что одни с другими нередко меняются местами, пока какой-то неведомый игродел не складывает и тех и других в свой бездонный ящик и не заводит новую игру».
Наши читатели поделились своими воспоминаниями о любимых игрушках детства:
Марина Веригина
Спасибо, Алекс. Как здОрово! Хорошее письмо, а тема!!!Пусть это будет в ленте. Тогда люди смогут написать про свои игрушки. Не убирайте! А почему вы не написали про те игрушки, которых у вас не было, но вы хотели? Например, у меня в первом классе был набор карандашей без белого карандаша. А я хотела большой набор с белым карандашом. Но у нас не принято просить. Вот я и мечтала о белом карандаше:) Много лет прошло и я сказала родителям об этом. Они так расстроились и сказали, что конечно бы купили, если бы знали... А потом, вы не про все свои игрушки написали. Никогда не поверю, что у вас не было рогаток, луков, ружей и пистолетов. Даже у меня на даче их было множество. Самодельных, мне мальчишки дарили. Такое большое деревянное ружье, на конце два гвоздика, резинка идет к курку. Стреляли пульками в виде галочек из алюминиевой проволоки. Неужели не было?
Наталья Майер
:)) А моим "пунктиком" в детстве были калейдоскопы.
Боже, сколько я их переломала! Я всякий раз надеялась, что вот уж в этом-то новом калейдоскопике, ну точно не может быть просто стекляшек. Там обязательно окажется какое-то сокровище. Родители отказывались их покупать: "Ты же все равно его к вечеру разберешь", но от раза к разу сдавались под моим натиском и через несколько часов я, в очередной раз разочарованная, прятала стеклышки, зеркало и раскуроченную трубочку подальше от глаз родителей. Это продолжалось лет до пяти. Была и любимая игрушка - как я теперь понимаю, далеко не самая хорошая из тех, что у меня были. Уродский пластиковый бегемот. Я не помню, когда он у меня появился. Кажется он был всегда. Я называла его Бимигот (видимо не расслышала, когда мне ЭТО представили). Я с ним купалась, спала (хотя он был твердым и оставлял на мне синяки), садилась за стол, гуляла. Мама периодически порывалась его выбросить, но мы с папой спасали моего Бимиготика. Любила.
karl walther
Советское время. Убожество. Но это было лучшее время. Тогда мы делали игрушки сами. Броня с кабеля, консервная банка, костер, земляная форма - и травясь парами свинца, мы познавали азы литейного дела. Спичкострелы, трубки с напалечниками - все это развивало творческую фантазию, выпрямляло руки, потому что по-иному было нельзя. Теперь можно, но вот восторга от этого почему-то нет.
Станислав Королев
Игрушки? В два года ужасно боялся заводной лягушки, которая прыгала(1940г) Потом был заводной мотоцикл с мотоциклистом - его уже не боялся, а пытался разобрать. В 1941г -пистонный пистолет. Услали в деревню под Алексин что у Тулы от войны. Мне 3 года. Пришли немцы. Бабушка спрятала пистолет с пистонами на жестяной абажур керосиновой лампы. Обошлось. Немцев вышибли из деревни. Приехала мать - увезла в Москву. 1941-42. Воздушные тревоги. Аэростаты. Метро. Лучшей игрушкой были два стабилизатора от немецких зажигалок.1945. Победа!. Лесная школа для детей войны. Подкормили, подлечили. Новогодний подарок - оловянные солдатики. Школа. Ключ и гвоздь на веревочке. Внутри ключа сера. Удар по стенке - грохает. Самодельный пистолет. Гильза от охотничьего патрона, резинка, боек из гвоздя и резинка. Стреляли металлическими пистонами. Чуть старше - поджига. и сабли из стальной полосы-некоторые калечились. Самокат на подшипниках. Игра в чиж. Футбол. Чеканка. Пристенок и казенка.1949 год - подрастковый велосипед.
Елена Градова
Пока дочитала до конца ваш очерк, чуть умом не тронулась. Такое впечатление, что писали про меня. И лягушка у меня такая была, она была из такого непонятного материала, похожего на бархат, шершавенькая, я в руки брала её когда, мне почему-то неприятно было от прикосновения этой шершавости, долго в неё не играла. Конструктор обожала просто, железный, их у меня было штуки три. И пластмассовый ещё был. Медведь был, но только белый, и тоже впоследствии был одноглазым. Я глаза закрываю и вижу его. Но это всё ладно. Это у всех было, наверное. А вот моя любовь разбирать и собирать будильники. Я сейчас минут пять сидела в ступоре. Мне папа, помню, раздобыл где-то даже набор- юный часовщик, и я собрала собственноручно часы с маятником и гирькой, они долго висели у нас на кухне. Ну, как могут быть такие совпадения ?.
Спасибо Вам за статью, вернули в детство, аж прослезилась….
Анатолий Шихатов
Алекс, браво! Очень вкусно написано. Над фразой "жизнь покидала обреченный механизм" я чуть не прослезился от смеха - очень образно. Да и про мишку, набитого "древесными опилками, которые из прорех начали покидать измученное тельце" - тоже здорово. Сразу вспомнил своего медведя, набитого опилками. Он достался по наследству от двоюродных братьев, посему возраст имел почтенный - и серьёзную черепно-мозговую травму, голова из папье-маше имела некоторую бесформенность. Когда я немного подрос и заполучил в руки шприц, я ставил Мишке уколы. Кипячёной водой, потому что она полезнее водопроводной. Голова не вылечилась, но появился тяжёлый запах... Мишку отняли и положили сушиться. Сорок лет спустя я прочёл у Макаревича, как он точно так же ставил уколы своему медведю, и тот в результате заболел "внутренним гниением". Как я смеялся...
Комментарии