Как я стал кибер-охотником за головами

На модерации Отложенный

Мое интервью для Хабрахабр

Некоторое время назад Интерпол объявил о намерении привлечь пользователей Глобальной сети к поиску преступников. В многочисленных сообщениях СМИ сообщалось, что представители международной полиции надеются на помощь Интернет-пользователей, потому что «в наше время в некоторых случаях можно гораздо проще найти преступника в Интернете, чем в реальной жизни». Российский бизнес-разведчик Роман Ромачев (генеральный директор агентства экономической разведки «Р-Техно») стал «охотником за головами» за 4 часа с помощью популярной социальной сети «Одноклассники ру» нашел 8 человек, числящихся в международном розыске не только по линии Интерпола, но и Финансовой полиции республики Казахстан и Комитета государственного контроля республики Беларусь. Они неплохо себя чувствуют и регулярно выходят в Интернет, не опасаясь кары правоохранительных органов. — На «Одноклассниках» у них – очень хорошего качества фотографии, в отличие от тех, что представлены на сайтах Интерпола и других правоохранительных органов. Они открыто афишируют своих друзей, постоянно выходят на сайт. Я даже сделал скриншоты, из которых видно, что они, например, либо в данный момент сидят на «Одноклассниках, либо были там накануне. То есть найти этих людей — не составит труда, говорит Роман Ромачев.

— Что Вы сделали с этим досье?

— Безусловно, я решил передать его по назначению. В российское национальное центральное бюро Интерпола. Благодаря своим старым связям по Федеральной Службе Безопасности и личному знакомству с некоторыми высокопоставленными офицерами Интерпола, вышел на контакт непосредственно с руководителем отдела, который занимается международным розыском, рассказал ситуацию. В частности, о тех, кого нашел. Его ответ сначала меня шокировал: он сказал, что у них в базе нет таких преступников. Мы договорились встретиться, и на следующий день я поехал в НЦБ Интерпола. Позвонил снизу. Он подтвердил, что да, такие люди в базе есть и об их местонахождении Интерполу известно.

— О каких людях идет речь? — Есть два подозреваемых, которых разыскивает Коста-Рика за совершение убийства. Есть девушка – Мария Коротина, фигурирующая в базе Интерпола за хранение и распространение наркотиков, и молодой человек – Константин Перепятенко, который, согласно данным того же Интерпола, «особо опасен». Девушка живет в Испании, а молодой человек в Германии.

Фото из досье Интерпола:

Фото из Одноклассники.ру:

Фото из досье Интерпола:

Фото из Одноклассники.ру:

 

Досье Интерпола:

Досье Одноклассники:

Досье Интерпола:

Досье Одноклассники:

В Интерполе знают об этом, но страны, где сейчас находятся злоумышленники, не выдают их.

Германия из-за того, что у Перепятенко есть второе гражданство и сейчас он осужден там на один год за причинение тяжких увечий. А Коротину Испания не выдает под каким-то «липовым» предлогом. Вот, что я узнал от сотрудника Интерпола.

— Почему если они знают, где эти люди, то не задерживают их?

— Существует сложная система взаимодействий между странами. В России, как я потом узнал, вопрос выдачи лиц, совершивших преступление, находится вообще в компетенции Генпрокуратуры. Все это очевидно и понятно, но меня поразило другое. Что Интерпол никак не заинтересовала та информация, которую я собрал. Не заинтересовали фотографии высокого качества. И тон сотрудников был такой, что отвяжитесь от нас, нам это не интересно.

— Вы сказали, что помимо преступников, которых нашли для Интерпола, были преступники из Казахстана и Белоруссии. Их местонахождение интересует правоохранительные органы этих государств?

— В Белоруссию тщетно пытались дозвониться и донести информацию. Я попросил знакомую журналистку получить официальный комментарий – ее отправили в пресс-службу, где телефоны молчали. А с Казахстаном получилось очень даже продуктивно. Там с большим интересом отнеслись к моей информации. Стали звонить активно, консультироваться о том, как составлять запрос для «Одноклассников», как по IP искать людей, преступивших закон. Представитель Финансовой полиции Республики Казахстан очень просил меня не называть фамилии преступников, потому что сейчас идут оперативно-розыскные мероприятия, и еще он пообещал, что впредь будет обращаться ко мне за содействием по поиску других нарушителей.

Досье Финансовой Милиции Белоруссии:

Досье Одноклассники.ру:

Досье Финансовой Полиции Казахстана: Фото Одноклассники.ру:

— Роман, Вы намерены продолжить дальше свою «охоту за головами»?

— Да, меня этот процесс очень сильно увлек. Как говориться «Бывших не бывает», поэтому даже уйдя со службы из органов ФСБ, я продолжаю стоять на страже экономической безопасности государства, огораживая предпринимателей от взаимоотношений с мошенниками. На Западе этот бизнес очень прибыльный, потому что активно поддерживается государством. 70 процентов разведывательных бюро работают на аутсорсинге у государства. Я надеюсь, что когда-нибудь в России частные разведывательные компании будут приносить пользу государству, в том числе, и на поприще поиска преступников. Но пока динамика не очень хорошая. В частности, в НЦБ Интерпола, куда я ходил, оказывается, вообще не принимают сообщения от людей в устной форме и документы от физических лиц. Контактировать с ними можно только через территориальные органы внутренних дел субъектов Российской Федерации. Об этом я узнал уже потом, когда носился с собранным досье, как курица с яйцом. В этой связи все гражданские инициативы в России наталкиваются бюрократические препоны и пассивность представителей правоохранительных органов.

Волкова Марина.