Что было, то было...

У Н.А.Ярошенко есть картина "Всюду жизнь". За те восемнадцать лет службы там, где небо видится только в крупную клеточку, я убеждался в этих словах неоднократно. Случалось видять всякое, а в кое-чем и самому принимать участие. Предлагаю на суд членов сообщества некоторые свои наблюдения. Если будет интересно, продолжу.

                                                   МЕЖДУ  ДВУХ   ОГНЕЙ (Из не столь уж и далёкого прошлого)

"Дявятка" (Исправительно-трудовая колония номер 9) находилась на отшибе цивилизации и в прямом, и в переносном смысле. Она была расположена не просто в самом отдаленном районе области, Белогорском, она еще была удалена от райцентра на целых двенадцать километров.

Осужденные, отбывавшие свои срока в "девятке". были заняты добычей важного строительного материала - мела. И жилая зона, и административный корпус, и поселок, в котором жилисемьи офицеров и вольнонаемных, находились, как я уже сказал, в двенадцати километрах от Белогорки.

Случилась эта история в один из тех октябрьских дней, когда стоит прекрасная погода, когда воздух наполнен ароматом опавших листьев, а по ночам в замерзших лужах отражаются луна и звезды.

Супруга начальника оперативной части колонии была. что называется, на сносях. Но о том, когда именно ей предстояло родить, не знал никто, даже она сама. Обычно природа сама назначает такие сроки.

Будущий счастливый папаша капитан Петренко обратился за помощью к своему другу и собутыльнику старшему лейтенанту Рафикову, который занимая долность начальника ЧИС* "девятки", имел служебный УАЗик-"буханку" и водителя-расконвойника. Рафиков оправдал надежды , и другу не отказал.

Обяснив зэку-водителю задачу, Петренко, перед тем, как идти в зону, сказал ему:

- Стой у моего дома и жди! Надумает баба рожать - отвезешь ее в Белогорку. И не вздумай куда-нибудь отлучаться, сразу же закрою в ШИЗО** и лишу расконвойки!

Зэк-расконвойник задачу понял, и улегся спать в кабине. И то: зык спит, а срок идет!

Через два часа проходяший мимо начальник режимной части майор Близнюк, видя бездельничающего зэка ("Однако, непорядок!"), отдает ему распоряжение:

- Заводи машину, едем в Белогорку!

- Не могу, гражданин начальник! Я уже получил команду от капитана Петренко!

-- Да я твоего Петренко!... Короче, если через пять минут не заведешься. закрою в ШИЗО и лишу расконвойки!

И куда бедному зэку податься? Поехать в Белогорку - лишать расконвойки и "спрячут" в ШИЗО, не поехать - будет то же самое!

Плюнув на своих начальников, зэк-расконвойник (!Чума на оба ваши дома! Разбирайтесь сами между собой!") оставляет ключи, бросает машину и уходит в побег. Пять суток продолжались его поиски, специальная группа захвата была командирована к нему на Родину (а вдруг он уже дома?), а зону, как это всегда бывает в таких случаях. лихорадило от наехавшего в нее высокого начальства.

А через неделю зэк добровольно пришел к начальнику колонии и отдал себя в руки правосудия. Оказывается, все это время он в пяти километрах от зоны, в кабине брошеного трактора, куда натаскал кучу разнообразного тряпья.  А когда понял, что с каждым днем становится все холоднее, то принял единственно верное решение - сдаться добровольно. Жители отделения совхоза. возле которого стоял этот заброшенный трактор, потом немало удивлялись:

- То-то мы смотрим: то курочка пропадет, то уточка. Зря, оказывется, мы на лису грешили!

Наверное, не стоит говорить о том, что никакого дополнительного срока зэк за свой побег не получил. Во-первых, к совершению побега его фактически принудили. а во-вторых, добровольная явка освободила его от уголовной ответственности.

И уж тем более не стоит говорить о том, что после этого были сделаны оргвыводы, и в "девятки" полетела не одна голова,

_______________

* ЧИС - Часть интендантского снабжения колонии (картошка, капуста, наволочки и простыни для зэков)

** ШИЗО - Штрафной изолятор