Борис Грачевский: Наш дом на Осташковском шоссе покупал ещё дед
Борис Грачевский: Наш дом на Осташковском шоссе покупал ещё дед
http://zbulvar.ru/archive/boris-grachevskiy-nash-dom-na-ostashkovskom-shosse-pokupal-eshe-ded/

Автор «Ералаша» рассказал о себе, о своей семье и о самом знаменитом киножурнале
Киножурнал «Ералаш» и его художественного руководителя режиссёра Бориса Грачевского знают все. Не удивительно, что появление Бориса Юрьевича в кинотеатре «Молодёжный» перед показом новых выпусков «Ералаша» ребятня восприняла на ура. Дети долго не хотели отпускать любимого режиссёра. Так что интервью у Бориса Юрьевича пришлось брать прямо в его серебристом «Мерседесе» по дороге на Киностудию им. Горького.
В «Ералаш» приходят всё новые артисты
— Борис Юрьевич, какими качествами должен обладать ребёнок, чтобы его взяли в «Ералаш»?
— Яркая внешность и артистизм. Мы долго с ребёнком беседуем, чтобы понять его перспективы. И обязательно напишите, что всех детей мы смотрим только на Киностудии Горького, где находится «Ералаш». Бывали всякие случаи, когда детей заманивали «нехорошие дядьки».
«Я никогда не халтурил»
— Можно ли сказать, что ваш последний фильм «Между нот, или Тантрическая симфония» — о любви между зрелым мужчиной и юной девушкой — отчасти автобиографичен, ведь вы тоже расстались со своей молодой супругой?
— Нет. Это история огромного числа людей. Один умный человек о фильме сказал: «Ты снял не исповедь, а проповедь». Эту идею я вынашивал 10 лет. А сценарий написал за два года до своих печальных семейных событий. За два года я предрёк всё, что будет. Меня замучили этим вопросом, потому что на одну из главных ролей я пригласил артиста Андрея Ильина, немного похожего на меня.
Работа над фильмом сопровождалась массой неприятностей. Дней за 10 до съёмок утверждённая на главную роль актриса сбежала. Я думал, что повешусь, застрелюсь… Случайно нашёл Янину Мелехову, которая должна была играть крохотную роль. Она упросила меня дать ей возможность попробоваться на главную роль. Я без особой надежды сказал: «Ну хорошо…» Янина выдала такую пробу, что вся наша команда сразу поняла — вот она, наша героиня.
— 18 марта вам исполнилось 67 лет. Как отмечали?
— Никак. Такая дата ни нам, ни вам… Я каждый год подвожу какие-то итоги, и всегда в голове всплывает фраза Владимира Высоцкого: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед ним». Мне действительно есть что сказать. Я знаю, что зритель любит «Ералаш», и я это ценю.
На сцену вышел в шесть лет
— Как вы вообще оказались в кино?
— С шести лет я вместе с отцом работал на настоящей профессиональной сцене. У нас был эстрадно-цирковой номер: я «угадывал» что-то о людях, сидевших в зале. Конечно, это был обман. Просто отец тайным образом передавал мне эту информацию. Но поймать нас никто никогда не мог. И этот секрет я и сейчас никому не раскрою. Когда началась эпоха активного освоения космоса, я увлёкся ракетами и пошёл учиться в техникум. В те времена Хрущёв категорически всех с 1-го курса за шиворот отправлял на завод, чтобы знали, что к чему. Поэтому после окончания техникума я пришёл на завод и вдруг понял, что мне здесь неинтересно. И ушёл работать на киностудию.
— Это была Киностудия имени Горького?
— Да. Но, поскольку работы, на которую я претендовал, не было, устроился грузчиком.
Проработал в этом качестве восемь месяцев. Киностудия в то время представляла собой фантастическое учреждение. Пока дойдёшь до своего рабочего места, встретишь минимум пять народных артистов, двух-трёх великих режиссёров и какого-нибудь знаменитого оператора. На моих глазах Станислав Ростоцкий искал героинь для своего фильма «А зори здесь тихие…». А когда в павильоне снимали сцену в бане, вся студия нервно тряслась: всем хотелось пойти поработать хотя бы осветителем на этой картине.
Как-то я видел, как охранница студии, неприятная особа с пистолетом на заднице, не пускала в студию знаменитую актрису Зою Фёдорову, потому что та забыла пропуск. Зоя Алексеевна спросила: «Разве вы меня не узнаёте?» Та ответила: «А нам узнавать не положено. Нам давай пропуск». Словесная дуэль продолжалась, пока мимо не прошла какая-то дама. Актриса обратилась к ней: «Ради бога, извините. Вы знаете, кто я?» Та ответила: «Конечно. Вы — Зоя Фёдорова». Тогда бабка-охранница не задумываясь ляпнула: «Господи, какая старенькая».
Дети в кино не задержались
— Как получилось, что вы 23 года учились во ВГИКе?
— Я поступил на заочное отделение факультета, который тогда назывался «организация кинопроизводства», сейчас это продюсирование. Но, по сути, я не учился, а только числился. Институт окончил просто потому, что сын Максим уже перешёл на 2-й курс ВГИКа и стал меня «догонять». И Максим, и дочь Ксения окончили продюсерский факультет ВГИКа. Сейчас сын занимается серьёзным бизнесом. Он сказал: «Кино у вас интересное, но деньги надо зарабатывать в другом месте». Дочка немного со мной поработала, а потом открыла небольшое туристическое агентство. Жаль, что никто из детей в кино не задержался.
— А как вы воспитывали своих детей?
— Я был абсолютно отвязанный папа. Воевал с женой по поводу свобод Максима и довоевался до того, что жена стала давать Ксении столько свободы, что я уже был этому не рад.
— Младшенькую дочку Василису пока не снимали в «Ералаше»?
— Моей лапочке только три с половиной годика. Недавно я её впервые вывел в свет. У них замечательные отношения с моей женой.
— А чем ваша супруга занимается?
— Моя жена, актриса Екатерина Белоцерковская, сейчас поёт на эстраде. У неё есть маленький балетный коллектив.
Дом в Бабушкине с удобствами на улице
— Знаю, что вы долго жили на Северо-Востоке столицы. Интересно, где?
— Я жил в городе Бабушкине. Давным-давно, ещё до войны, мой дедушка купил часть дома на Осташковском шоссе, сейчас это улица Изумрудная. Это был обычный частный дом — как положено, с туалетом на улице, с помойкой. Он стоял на пересечении с улицей Шушенской, она тогда называлась улицей Ленина. Когда дом сломали, папа продал его на разбор, а ночью всё это украли. Потом я лет 30 жил в Свиблове. В это время я держал дома двух пойнтеров. Вокруг дома ещё оставалось много зелени, и собакам было где порезвиться.
— Вы верующий человек?
— Это хитрый вопрос. Я агностик, который живёт с Богом в душе, скажем так. Я не принадлежу ни к какой вере, но тщательно изучал и христианство, и ислам.
— Много ваших выражений стали крылатыми. А вам самому какие из них нравятся?
— Думаете, я всё помню? Ну вот, например: «Мужчина должен быть гладко выбрит, чтобы радость нового дня не оцарапалась о его щетину». Или: «Я сказочно небогат».
— С каким девизом идёте по жизни?
— Всегда ходить по солнечной стороне жизни.
Беседовала Ирина КОЛПАКОВА
Комментарии