«Нашемарки» во спасение

На модерации Отложенный

Российский автопром необходимо возродить за два-три года, иначе придётся пересаживаться на телеги — но и телег на всех не хватит

По итогам 2022 года продажи новых автомобилей в России снизились на 75%, покупатели недополучили более миллиона транспортных средств. Причём проблема тут отнюдь не только в наших хотелках. Если дело пойдёт так и дальше — а пока оснований для иного развития событий нет — года через три-четыре личный автотранспорт может стать в РФ большой редкостью. Те иномарки, которые сейчас катаются по нашим дорогам, сломаются или просто сгниют, а ручеёк «параллельного импорта» могут и вовсе перекрыть.

Итоги продаж 2022 года в первом приближении уже известны и они ужасают. Реализовано всего 598 тысяч легковых и лёгких коммерческих авто против 1,667 млн в 2021 году, падение — 75%. Причём если год назад «нашемарок» продали чуть более 400 тысяч единиц, то сейчас — около 200 тысяч. Данный факт отлично иллюстрирует зависимость российского автопрома от поставок импортных комплектующих. Причём дальше может быть ещё хуже.

Современный автомобиль, практически вне зависимости от его класса и стоимости, живёт 3−5 лет. После чего он начинается сыпаться, гнить и глючить, последнее — про бортовую электронику. Как правило, ремонт не имеет особого экономического смысла: запчасти дороги, многие узлы нужно менять в сборе, квалифицированных специалистов очень мало. А сейчас, когда хороших запчастей и расходников становится всё меньше, проблема многократно усугубляется. То есть на 3−5 лет, а 2−4 года, а то и меньше.

Но вроде как под боком у нас Китай, где в огромных количествах производятся отличные авто, в том числе недорогие — стоимостью 40−50 тысяч юаней (400−500 тысяч рублей). И это розничные цены, то есть на заводах они стоят ещё дешевле. Но таковых у нас почему-то нет — в РФ не везут. Как официально, так и по «параллельному импорту». Интересно, почему?

«Моя фирма возит машины из Японии, там на аукционах сидит три человека, выбираем тщательно. Нормой прибыли я доволен, бизнес налажен, что-то менять желания нет. Тему ввоза новых китайских авто мы, конечно, пробивали, и не только мы. Но везти их сюда неинтересно, особенно недорогие. Не те заработки. У нас во Владике это никто не купит, а проблемами европейской части России пусть занимаются чиновники. Они зарплаты большие получают. А я просто купи-продай, деньги в семью зарабатываю», — объясняет торговец «праворульками» Василий из Приморья.

Логика понятна, экономика — тоже. Просто невыгодно.

«Мы ввозим отнюдь не всё то, что пожелаем. Есть некие списки авто, которые можно поставлять в РФ, вот из них приходится и выбирать. Бюджетных авто в них нет, почему — не знаю. Сами списки лично не видел, рассказывали те, кто ездил на переговоры в КНР. В основном там предлагают почему-то кроссоверы, причём не самые дешёвые. Почём идут поставки тоже не в курсе, это наше начальство держит в строгом секрете», — делится «инсайдом» работник одной столичной автодилерской компании.

Тут логику и экономику нужно уже додумывать самостоятельно, так как вводных маловато. Прежде всего, норма прибыли на дорогих авто больше, поэтому китайцам их продавать выгодней. Да и нашим дилерам тоже.

Выходит, решить проблему старения российского автопарка можно только собственными силами. И для начала нужно понять, что нам надо.

Во-первых, городской «компакт» — что-то типа VW Golf последних поколений, уже вполне просторный, а не тесный «жигуль». Простой бензиновый мотор 1,6−2,0 литра, обязательно версия с АКПП, равно как и вариант с полным приводом. Плюс некий однообъёмник (минивэн или кроссовер) на его базе.

Во-вторых, большой седан с вариантом кузова «универсал», тоже с версией 4×4, опция АКПП, моторы посерьёзней — около 3−4 литров, бензиновые и дизельные.

Но тоже простые, дизель — с механической топливной аппаратурой. Что-то в габаритах Audi A6 последних поколений, но по технологиям из 80-х. На базе данного авто можно и вэн побольше сделать — по типу Chrysler Voyager.

В-третьих, единая база для рамного внедорожника, пикапа и совсем уж солидного «автобуса» типа Chevrolet Express. Что-то типа Ford F-250/350 девятого-десятого поколения или GMT-400 (GMT-800). Моторы — 5−7 литров, бензиновые и дизельные, тоже простые: обычный распределённый впрыск и мехТНВД. Версии с АКПП, различные варианты кузовов, грузовых платформ и типов подвесок. Армия точно оценит, да и простые потребители тоже.

Патриотически настроенные эксперты уже давно говорят, что русскому народу пора выбираться из «человейников» в естественные условия обитания. То есть в загородные усадьбы. Благо, места в России достаточно. Вот для этого и нужны большие полноприводные седаны, вэны, внедорожники и пикапы. «Скорые помощи» и прочие машины тоже необходимы, так как уазовские «буханки» уже доживают свой век, им нужна замена. Причём срочно!

Кстати, несмотря на большие объёмы, многие моторы очень экономичны. К примеру, 7.3L IDI diesel (7,3 л, 185 л.с., 460 Нм) жрёт немного, всего 13 литров солярки на 100 км вне зависимости от того сколько в кузове. Detroit Diesel 6.5 Turbo (6,5 л, 200−215 л.с., 600 Нм) — 15 литров на сотню, тоже в любом режиме. Даже бензиновый Vortec 5300 (5,3 л, 285−300 л.с., 450 Нм) кушает бензина примерно на том же уровне, как ЗМЗ-409 на нашем УАЗе, только при этом ещё едет весьма шустро.

Естественно, стоит также оставить то лучшее, что у нас имеется. Ту же «Ниву», у неё ещё есть потенциал для модернизации, причём солидный. На первых порах можно вернуть на конвейер и ВАЗ-2110, благо, для этого всё есть. Обычная «ГАЗель"-3302 тоже очень хорошая штука, и её производство стоило бы возобновить. Для этих авто практически всё есть.

Означенные выше планы по выпуску «старых», а на самом деле проверенных временем авто, в России сейчас актуальны как никогда. И придумал их отнюдь не автор этих строк. Есть умные люди, которые знают и ситуацию в отрасли, и пути их решения. А ситуация реально ужасная. Если сейчас не начать работать, завтра будет уже поздно. По сути, нужно вспоминать годы Великой Отечественной войны и действовать теми же методами. Возрождать производство подшипников, строить заводы по выпуску иных автомобильных комплектующих. Всяких разных. Как простых, там и сложных. Не стесняться — покупать лицензии, копировать, приглашать иностранных специалистов. Как это делал Сталин.

«Я бы выбрал три города с хорошими, ещё не мёртвыми, техническими университетами — Новосибирск и ещё парочку. В стране очень сильный кадровый голод, поэтому производство возможно только там, где сейчас готовят хоть каких-то специалистов. И начал бы строить заводы, очень быстро — лить в полях бетон и ставить на него станки. Нужно вернуться на уровень 80-х годов. Плевать на нормы токсичности выхлопа, пока не до этого», — считает директор и основатель компании «Диджитал дизель» Сергей Чернявский.

Однако наши чиновники вещают совершенно иное, в своих выступлениях они бредят какими-то высокотехнологичными моторами, электромобилями и беспилотными транспортными средствами. Не понимая, что для этих изделий нужны не менее высокотехнологичные компоненты. И что лозунг «не поступимся уровнем технологий» глуп. Уже поступились.

Уровень некомпетенции ведомств всех без исключения уровней поражает. Деньги в РФ есть, их много, что делать — тоже, в общем-то, понятно. Есть и специалисты, которые готовы этим заняться, они регулярно пытаются донести до чиновников свои планы. Но тем хоть кол на голове теши. Но другой страны у нас нет и не будет. А вот чиновников в такой ситуации поменять не только можно, но и нужно.

Иван Рыбин