Региональная кремлевская политика: Дотации и долги.

На модерации Отложенный

 

В официальном рейтинге регионов РФ  по уровню жизни населения за минувший год произошли значительные изменения. Из нее “вылетели” Мурманская и Калужская области. Мурманская область потеряла сразу 11 мест – по доходам населения и по сбережениям, автомобилям, расходам на отдых.  В Калуге упали занятость, доходы, люди стали больше пить, выросли бедность и преступность. Лидером по падению стала Карелия: она потеряла позиции почти по всем показателям, особенно по ключевым – занятости и доходам. Потеряли свои места в десятке Ханты-Мансийский автономный округ, Коми, Тюмень, Красноярский край и Нижегородская область.

Регионы–лидеры по экономической динамике за 9 месяцев 2016 года сменились полностью. В новые лидеры выбились регионы, живущие на дотации из федерального бюджета. Стабильность поступлений из центра для них важнее развития или падения собственной экономики. Ингушетия установила рекорд, проскочив сразу 67 мест и заняв первую строчку в рейтинге по динамике при сохранении крайне низких позиций по уровню жизни - 80-е место и экономическому развитию - 82-е место. По динамике в текущем году Ингушетия оказалась на 2–3-м месте по всем показателям рейтинга, кроме индекса промышленности. 

Всего 16 регионов РФ из 85 отдают в федеральный бюджет больше налогов, чем оставляют себе. Конечно, в первых рядах нефтегазовые регионы и столицы, остальные 69 регионов большую часть налогов оставляют себе. Если смотреть по суммам собранных в виде налогов денег, то половину их дают федеральному бюджету четыре региона: Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа.

Если смотреть отчисления налогов в центр по нагрузке на сами регионы в процентном отношении к общим поступлениям налогов в них, то первые четыре места остаются по-прежнему за нефтегазовыми регионами. На пятом – транзитная Калининградская область, через которую проходит “растаможка” значительной части импорта. В десятке получателей “безвозмездных перечислений” из центра по проценту к собственным доходам лидирует Северная Осетия, сменившая прежнего “лидера” - Еврейскую автономную область. 

Это отражение политики “кремлевских” – важно, чтобы регионы не имели лишней самостоятельности: самодостаточных регионов должно быть поменьше, а регионов, зависимых от денег из центра - побольше. Реальной самостоятельности при такой бюджетной политике большинство регионов иметь не могут.

При этом на местные бюджеты возлагается основная нагрузка по исполнению путинских “майских указов”. Губернаторы поставлены в тяжелое положение, когда доходы из-за кризиса падают, а расходные обязательства растут и попробуй их не выполни. Но ведь чудес не бывает. Откуда регионам взять деньги? Для финансирования своих расходов они вынуждены занимать в долг. На 1 ноября 2016 года сумма долгов субъектов Федерации составляет 2,2 трлн рублей, кроме того, долги муниципалитетов – 345 млрд рублей.

Коммерческие кредиты стали составлять заметную долю в расходах на обслуживание долга в условиях, когда регионы считают каждую копейку. Но, главное, по некоторым субъектам ситуация приближается к критической. Через два года примерно четверть россиянских регионов рискуют оказаться на грани дефолта.