Ретро "Эскадренный развод"
Ретро. Эскадренный развод
Приближается Новый Год. Осталось меньше недели. За окном идет мелкий дождь, на градуснике +5. Снега нет и в помине. Мир дрейфует в непонятном направлении. Меняется мир, меняемся мы.
И все - таки - разгар зимы - это снег, это мороз. Это борьба, это преодоление. Это стремление понять чего ты стоишь и на что ты способен. Давайте поговорим о зиме, о морозе, о том, что многим из вас покажется диким, невозможным и, вообще, просто фантастическим. Но это было, на самом деле было...
Итак, мороз, ветер, море, которое не замерзает, Заполярье, седьмая оперативная эскадра. И мои двадцать два года, самое начало начал.....
Первая зима девяностых. Сумерки империи. Никто ещё не знает, что пройдёт чуть более полугода и жизнь великой страны окончательно пойдёт вразнос, и то, что вместе с великой державой будет уничтожен её океанский флот. Традиции крепко цепляются за скалистые берега Кольского Залива.
Не смотря на полярную ночь, холод и ветер, никто не отменяет ежемесячный ритуал развода нового суточного наряда в масштабах всей седьмой оперативной эскадры. Боже, как красиво это выглядело в сентябре, когда я попал на него в первый раз.
Над головой возвышается Североморск, стоящий на сопках, перед глазами рейд, уставленный кораблями, медленно поворачивающихся вокруг бочек. Суточные наряды всех трёх бригад выстраиваются в порядке тактических номеров. Строй растягивается практически на весь военный городок. Играет оркестр, командир эскадры обходит строй. Парад. Сила и мощь. Красиво так, что аж дух захватывает.
Совсем по другому разворачиваливались события в январе тысяча девятьсот девяносто первого. Небо и море окончательно слились и поглотили линию горизонта.
Тусклое солнце пыталось подтянуться на небе и поглядеть, что же такое затевают люди, копошащиеся на самом крае Земли, которых с неё пытается сдуть ветер. Раньше я даже не предполагал, что может быть так холодно.
Холодно первые полчаса, потом приходит боль, медленно растекающаяся по телу и вспыхивающая ядерными грибами то здесь, то там. Странно, очень холодно зубам, они начинают мучительно болеть. Слёзы, текущие из глаз замерзают и покрывают щёки ледяной корочкой.
...А потом, неожиданно, приходит тепло. Наступает полная апатия и равнодушие. Всё происходящее во вселенной кажется таким незначительным и нестоящим внимания.
Вот где-то в другой галактике размахивает руками комбриг Доброскоченко и так смешно открывает рот. Странно, зачем?
Тишина в ушах стоит такая, что в них начинает слышаться звон. Или, это что-то невиданное нам, открывающие дорогу в чужие миры? Кто я, зачем я здесь? Этих вопросов уже нет……Ты растворяешься в мире и становишься частичкой советского Заполярья. Возможно, это и есть нирвана, кто знает…..
Развод начинается в семнадцать часов по Москве. В это время комэск принимает доклад от начальника штаба эскадры о готовности нового суточного наряда к разводу. Но начштаба должен же удостовериться, что наряд действительно готов, какой же он начальник и будущий командир эскадры и командующий флотом, если не сделает ни одного замечания и не устроит ни одного разноса?
Поэтому с шестнадцати до шестнадцати тридцати он, вместе с комбригами обходит строй и успешно ищет недостатки. Счастливчик бегут на корабли их устранять и, заодно, согреться. Неудачники, чьи корабли стоят на внешнем рейде и которым бежать некуда, умирают стоя, подобно спартанцам царя Леонида в Фермопильском проходе..
Вы уже догадались, что будет дальше? Правильно, с пятнадцати тридцати до шестнадцати свои наряды проверяют комбриги, а за полчаса до них – начальники их штабов. Ну а начинаются танцы в четырнадцать, если повезёт, в четырнадцать тридцать, когда сначала старшие помощники командиров, а потом командиры начинают проверку готовности. В среднем три-три с половиной часа из дискретных величин складывается единое целое….
Как это не странно, но растянувшийся километра на полтора строй ещё способен воспринимать команды и даже выполняет их с заметной, правда, асинхронностью.
Ритуал доводится до конца. Каким образом я дошёл до корабля не помню. Сознание медленно и осторожно возвращалось из далёких миров в промороженную черепную коробку и пыталось реанимировать тело, в которое чьи то заботливые руки вливали чай и шило.
Покалывание в руках и резкая боль в поясница возвращала в железо из горних высей. Жизнь продолжалась и предлагала в следующем месяце сыграть в новую лотерею «попадёшь ли ты на эскадренный развод?».
(опубликовано в 2012 году)

Комментарии
«Толковый командир должен быть способен иметь всё, что шевелится. А если что-то не шевелится, то он должен это обязательно расшевелить и тут же поиметь»;
«Любой командир корабля только тогда заслуживает уважения, когда сумеет сделать жизнь своих подчинённых невыносимой»;
«А вам, товарищ командир, хотя бы иногда следует отрывать своё седалище от уютного продавленного кресла и спускаться в матросский кубрик с целью окончательного непотеряния интимности»;
«Я не старый солдат, который не знает слов любви. Я опытный мореплаватель, свободно владеющий сокровищами мировой любовной лирики, но который из всех 419 позиций Кама-Сутры признаёт только одну классическую, которую почему-то называют ещё и пуританской. Это когда Я сверху, а ВСЕ ВЫ ОСТАЛЬНЫЕ – снизу!»
Не знакомы с цитатами? Северный флот, однако.
Сегодня не поеду на развод,
У меня немного болит живот.
95
Даже с трудом на ногах стою —
Принести мне бобровую струю.
96
Шум в ушах, и на языке кисло,
Нижняя губа совсем отвисла.
97
Уж не разбит ли я параличом?
Послать за полковым врачом.
98
Спереди плохо, сзади еще хуже,
Точно сижу я в холодной луже.
99
Не надо боле ни лекарств, ни корму.
Оденьте меня в парадную форму
"Военные афоризмы"
автор Козьма Прутков (1803-1863)
Ширин, вырин, штык молодец —
Не могу боле — приходит конец…
*****
Козьма Прутков
ВОЕННЫЕ АФОРИЗМЫ
Для гг. штаб- и обер-офицеров,
с применением к понятиям и нижних чинов
П р и м е ч а н и е. Из этих, дошедших до нас случайно, размышлений Фаддея Козьмича мы видим с удивлением, как даровитый сын гениального отца усвоивал себе понятия своего века, постоянно его опережая, хотя иногда и заметна борьба между старым и новым временем, на которую обращаем внимание читателя в особых выносках, сделанных, впрочем не нами, а неизвестною рукою, вероятно, командира того полка, где служил (покойный).
***
У бережливого командира в поход
Хоть нет сухарей, а есть доход.*.
* Если б он не умер, я нарядил бы
его на три лишних дежурства.
***
Хоть моя команда и слабосильна,
Зато в кармане моем обильно.*.
* Дерзость. Счастье, что умер. Не забыть
Герасиму, чтобы перестал поминать.
Будь расторопен - и от году до году
Полк принесет тебе боле доходу.*.
* Да, когда справочные цены высоки.
***
Оттого наши командиры и лысы,
Что у них прическу объели крысы.*.
* Это прямо на меня. Если бы он
не скончался, я посадил бы его под арест.
Стою на разводе в подштанниках тёплых.
А написано хорошо.
Спасибо, Андрей, за флотские воспоминания! В душе каждый пацан мечтал стать моряком. Я не исключение.
- А для чего он сюда всех вытащил, чтоб в засос целовать? Целуют индивидуально.
Конечно, много требовалось энергии и времени.
Заскучаешь теперь, когда все идет своим чередом- что вчера. то и сегодня. Даже морозов нет! :))
Спасибо тебе.
Отлично, Андрей, ты мастер, замечательный рассказчик, всегда с интересом читаю твою прозу!
Спасибо!