Шедевр Нормандского искусства-Ковёр из Байе.

На модерации Отложенный

              Ковер из Байе (Байенский гобелен) – это шедевр нормандского искусства, находящийся в музее французского города Байе. Историков и туристов гобелен привлекает своим огромным размером (70 метров в длину и 50 метров в высоту) и красочным сюжетом. Этот шедевр за 1000 лет великолепно сохранился, что можно считать настоящим чудом. Идеальная гармония, свежесть цветов, тонкое мастерство и сама историческая идея делают просмотр вышивки чрезвычайно увлекательным занятием.

           На гобелене изображено историческое событие – завоевание Англии норманнами под предводительством Вильгельма-Завоевателя. Дата изготовления гобелена до сих пор точно не определена, примерно - это вторая половина XI века.

 

 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ.

        У Байенского гобелена насыщенная и интересная история. Она напрямую связана с историей Франции и с Мировой Историей. Изначально Гобелен провисел 400 лет в Байенском Соборе, о чем свидетельствуют ведущиеся церковные записи. В 1750 году к ковру стали проявлять неподдельный интерес англичане и даже забрали его изучать на два года.

           Потом к власти пришел Наполеон и привез произведение искусства в Париж с целью пропаганды вторжения в Англию. Когда Наполеон потерпел поражение, гобелен увезли на родину в Байе и спрятали в хранилища. Как известно, далее история развивалась стремительно, было много разных исторических событий, прошла Вторая Мировая Война.

      Гобелен находился на территории Франции в различных хранилищах. После капитуляции Германии французы вывесили Гобелен в Лувре в знак победы над нацистами. Затем гобелен прошел серьезную реставрацию и выставлен в «Центре Гийома Завоевателя» в Байе.

      Французы оказались надежными хранителями своего шедевра, благодаря этому он по сей день имеет большую ценность и радует взгляд как местных жителей, так и многочисленных туристов.

Три версии изготовления Байенского Гобелена

     Большинство историков придерживаются официальной точки зрения относительно изготовления легендарного ковра. Она гласит, что вышить Ковер приказала супруга Вильгельма-Завоевателя королева Матильда. Ее указ исполнили ткачи при дворе. Во Франции ковер называют «Ковер королевы Матильды».

       Другая версия была выдвинута историками в ХХ веке. Возможно, что заказчиком ковра был Одо, родной брат близкого друга Вильгельма-Завоевателя. В то время он занимал пост байенского епископа. На ковре есть сцены, подтверждающие это:

  На гобелене вышиты силуэты людей, которые служили епископу. Их имена также есть в английской Книге Страшного суда.
  Изначально ковер находился в Байенском Соборе, который был построен при жизни Одо. Вероятно, что ковер создавался параллельно со строительством Собора. Его предназначением было украшать здание изнутри.

        Если же ковер был сшит по заказу Одо, то изготовили ковер, вероятнее всего, английские ткачи. Большинство епископских земель находились в английском графстве Кент. Подтверждению этой гипотезы служат использованные при изготовлении гобелена красители, они были очень распространены именно в Англии. Также любознательный человек может обнаружить на гобелене некоторые латинские названия, которые изначально произошли от англосаксонских.

         Сторонники третьей версии предполагают, что изготовили гобелен монахи из монастыря Святого Августина в английском юго-восточном городке Кентербери.
Намного более интересный вопрос – кто был автором задумки и придумал план создания столь осмысленной картины завоевания.

         Ковер целиком и полностью посвящен норманнскому завоеванию и создавался он с целью прославления этой великой победы. Скорее всего, автором был мужчина, который сам участвовал в историческом событии. Если вы посмотрите на гобелен в целом, то у вас создастся впечатление, что вы как бы перенеслись в гущу событий исторической схватки. Навряд ли женщина могла знать столько подробностей и тонкостей, которые изображены на ковре.

         ИЗОБРАЖЕНИЯ НА КОВРЕ БАЙЕ.
  
      Изображения, вышитые на ковре, рассказывают историю нормандского завоевания Англии. События разворачиваются в хронологическом порядке и представлены последовательными сценами: отправка Гарольда королём Эдуардом Исповедником в Нормандию; его пленение людьми Ги, графа Понтье, и освобождение герцогом Вильгельмом; клятва Гарольда Вильгельму и его участие в осаде Динана; смерть Эдуарда Исповедника и коронация Гарольда; появление кометы, предвещающей несчастье, над дворцом Гарольда; приготовления Вильгельма к вторжению и путь его флота через Ла-Манш; и, наконец, битва при Гастингсе и гибель Гарольда.

  Причём сцены вышиты в хронологической последовательности. Основное полотно сшито из 9 полотен длиной от 3 до 14 метров. Места соединений замаскированы вышивкой. Между первым и вторым полотном границы несколько не совпадают, но затем технику улучшили, и последующие места соединений практически незаметны.

     На полотне вышито 626 человеческих фигур, 202 лошадиные фигуры, 55 собак, 505 других различных животных, 41 корабль, 37 домов и 49 деревьев. Начинается вышивка с отъезда наследника престола Гарольда в Нормандию. Затем изображены другие исторические перипетии, включающие в себя коронацию Гарольда, появление на небе кометы, указывающей на грядущие несчастья, вторжение флота Вильгельма в Англию. Изображена также битва при Гастингсе и гибель короля Гарольда.

Последняя часть гобелена (предположительно более 6 метров в длину) не сохранилась. На ней, скорее всего, была вышита коронация Вильгельма Завоевателя.

        Благодаря вышивке, историки составили представление о доспехах и вооружении воинов того далёкого времени. Так большую часть воинов Вильгельма составляют всадники, одетые в кольчуги и шлемы с наносниками. Другие доспехи – простёганная броня по типу халата-ватника, расшитого разноцветными матерчатыми треугольниками.

         Пешие англосаксы рубят головы лошадей топорами с длинными ручками и мечут копья во всадников. Некоторые всадники соскакивают с сёдел, чтобы принять участие в рукопашной битве. Кольчуги у воинов длинные и имеют по бокам разрезы. Некоторые кольчуги имеют особую прорезь для ножен меча. Из прорези видна лишь рукоять, а сами ножны скрыты под кольчугой. Так носили мечи в XI веке. Однако впоследствии рыцари начали вешать кинжалы и мечи поверх доспехов.

        Всадники и пехотинцы имеют одинаковые по форме каплевидные щиты. Долгое время щиты такой формы называли норманнскими. Но применяли их не только европейцы, а также и мусульмане. Вот только роспись на них была другая, а нижняя часть щита была не заостренной а тупой. На таких щитах воины в то далёкое время ели. Они крепили их на козлах и раскладывали съестные припасы.

         На полотне вышито 29 воинов с луками. Но лишь 6 из них изображены на основном поле. Остальные находятся на кайме. Это указывает на более низкий статус лучников по-сравнению с всадниками. А вот конный лучник только один. Изображён он позади скачущих нормандцев, преследующих англосаксов.

           Что касается лошадей, то никакие защитные доспехи на них не изображены. Поэтому можно допустить, что животные очень сильно страдали от вражеских стрел. Впрочем, средневековые рыцари стрелами и луками в сражениях никогда не пользовались. Лук они применяли лишь на охоте. А вот с коней всегда стреляли восточные воины, но данная военная тактика в Европе не получила массового распространения.

           Из всего сказанного видно, что ковёр из Байе представляет для историков уникальную находку. Он рассказывает не только об исторических событиях, но и даёт полное представление об униформе западноевропейских воинов. Это длинная кольчуга, шлем конической формы с наносником, щит каплеобразной формы. Также длинный прямой меч, созданный специально для рубящего удара, секира с широким лезвием и копьё.

        В средние века ковер ежегодно выставлялся на всеобщее обозрение в кафедральном соборе. Сейчас же для него построен специальный музей, в котором ковер является единственным экспонатом. Действительно, ценность этого предмета для истории сложно переоценить. Ведь в письменных источниках того времени практически нет описаний жизни, внешнего облика людей, традиций. На основании изображений на ковре сделаны многие выводы об одежде, вооружении и обычаях людей того времени

         Несмотря на то, что Ковру довольно много лет, поражает качество и яркость красок. Также очень четко и красиво вышиты детали – особенно вас поразят благородные кони и детали оружия.

 

         
    


  

      

     

 


        

 

 



       

Источники. http://istorii-x.ru/artifacts-unusual-finds/407-kover-iz-baje.html

http://mystage.ru/?p=163