Риски и преимущества вступления России в ВТО
Попытки России вступить во Всемирную торговую организацию оказались самыми долгими за все время существования ВТО - заявку на членство она подала еще в 1993 году. Однако сейчас, заключив двусторонние соглашения с США и Европейским Союзом и заручившись их поддержкой, она, по-видимому, уже в следующем году сможет, наконец, войти в пантеон глобального капитализма, основанного на единых правилах.
Это хорошая новость. России будет полезно стать членом клуба ВТО. Ее экспорту это не обеспечит серьезных преимуществ, так как в нем господствуют, занимая примерно две трети сектора, углеводороды и прочие полезные ископаемые, которые и без того не облагаются или практически не облагаются пошлинами. Однако России будут выгодны как снижение цен на импортируемые потребительские товары и товары промышленного назначения, так и вероятный рост прямых иностранных инвестиций.
В том случае, если Кремль при этом будет соблюдать правила ВТО, вступление в организацию также поможет упорядочить хаотическую торговую политику России, регулярно скатывающуюся в протекционизм. Разумеется, это пойдет на пользу тем кто, экспортирует товары в Россию (и тем, кто импортирует российские товары, так как Россия часто устанавливает экспортные пошлины), однако выгоднее всего это будет самой России. Сильнее всего от протекционизма всегда страдает та страна, которая к нему прибегает.
Другим странам вступление России в ВТО также будет полезно, так как оно сделает российские пошлины более предсказуемыми и приведет к их снижению в среднем с 12-14% до примерно 8%. В первую очередь это должно положительно сказаться на гражданском авиастроении, строительстве и производстве сельскохозяйственного и научного оборудования, а также медицинских приборов.
России также придется сделать более прозрачной и менее дискриминационной свою систему товарных стандартов, лицензий и прочих так называемых нетарифных барьеров. Кроме того, секторам, связанным с правами интеллектуальной собственности, таким биотехнологии и химическая промышленность, будет полезно иметь возможность апеллировать к соглашению ВТО о правах интеллектуальной собственности (TRIPS), чтобы противостоять лицемерной российской политике в этой области. Наконец, у иностранных банков и страховых фирм появится больше возможностей вести дела в России.
Однако у вступления России в ВТО есть также свои риски и отрицательные стороны. Главная опасность состоит в том, что Кремль просто не будет принимать во внимания решения, вынесенные против России в рамках системы урегулирования споров, которая служит становым хребтом организации. Так как сама по себе ВТО не вправе заставлять свои страны менять политику, система держится на уважении к Комиссии по урегулированию споров и на том, что более крупные и могущественные державы избегают давить на более слабые в вопросах, касающихся ее решений.
Причина соблюдать правила проста: соблюдение всеми странами договоренностей выгодно всем. Слабость этой системы заключается в том же, в чем и слабость любой системы, основанной на осознанной заинтересованности в общественном благе. Всегда может найтись кто-то, кто начнет эксплуатировать ее в одностороннем порядке, сочтя это выгодным для себя - по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Когда некоторые начинают так поступать, их примеру следуют другие, и система расшатывается.
Этот риск подчеркивает тот факт, что Россия в недавнем прошлом уже пренебрегала международными соглашениями (например, отказываясь от договоренностей, как в случае с Договором Энергетической хартии), полагая, что ни у кого не хватит смелости бороться с Кремлем до последнего.
Членство России также дополнительно усложнит такие переговоры ВТО, как Дохийский раунд. Россия станет частью протекционистского крыла организации и начнет оказывать влияние на значимые для сегодняшней и будущей мировой торговли области. Она будет препятствовать свободе торговли услугами, снятию препятствующих торговле административных рогаток и ограничению права субсидировать местные фирмы в ущерб иностранным конкурентам.
Она также усилит лагерь противников решения «старых» вопросов, таких как снижение или отмена пошлин на потребительские товары и товары промышленного назначения. У России слабая обрабатывающая промышленность – на ее долю приходится лишь 6-7 % российского экспорта. Страна страдает от голландской болезни: тяжелая зависимость от экспорта углеводородов довела реальный обменный курс до такого уровня, при котором страдает производственный сектор. Многие отрасли производства обременены старыми советскими технологиями и держатся только благодаря субсидиям на грани протекционизма.
Впрочем, судя по некоторым положительным признакам, Россия намерена изменить свою экономическую модель. Новая кремлевская риторика о планах по модернизации и приватизации указывает на то, что господство государственнического экономического авторитаризма, основанного на энергоносителях, слабеет. Новые активные попытки вступления в ВТО – также хороший знак. Однако этих знаков слишком мало, чтобы испытывать оптимизм по поводу российской экономической политики – слишком быстро он может превратиться в пессимизм, как уже бывало раньше. Старая экономическая модель укоренена в душе Кремля, и многим влиятельным в России фигурам не нравится перспектива мириться с накладывающими ограничения международными договоренностями и конкурировать с иностранцами. Президент Медведев недавно сумел добиться поддержки его заявки на вступление в ВТО США и Евросоюзом. Теперь ему придется противостоять олигархам и коллегам по Кремлю. Это может оказаться намного более сложной проблемой.
Комментарии
- Знаете, Ватсон - мне приходилось иметь дело с сибирскими каторжниками...Люди это свирепые и очень хитрые. Сбежать с каторги трудно, но ещё труднее выжить в тайге без еды... Поэтому, когда шайка решается на побег, они обычно берут с собой так называемого "бычка". Выбирают зека покрупнее и понаивнее.Корешатся с ним, уверяют, что теперь он их лучший друг до гроба. А потом начинают убеждать, что "честный труд - дорога к дому" - это для лохов. И единственный путь на свободу - побег. Там они заживут как в раю, будут вместе грабить и честно делиться. Приглашают его для обсуждения планов побега, внимательно выслушивают его мнение, восхищаются его умом. А он аж мычит от восторга, что у него такие друзья появились. А потом в тайге эти друзья его кушают... Так вот, Ватсон - ещё не было случая, чтобы шайка бросила "бычка" недоеденным толь...
А качество стали лишь растёт (никогда не снижаясь)
Так что, вперед, ставьте клетки и зарабатывайте.
Про сталь не скажу - знаю с чужих слов, от технологов с Северстали. Наверное, врут, раз Вы так безапелляционно заявляете, что мое (и их) мнение ошибочно. А Вы кто по профессии, если не секрет?
Что же касается вложений, то они нужны для организации практически любого бизнеса.
Ещё проблема - таможня. Даже за сырые говяжьи шкуры нужно отдать 500 евро на тонну. Уберите это обираловку и животноводство вздохнёт! А то вы мне сейчас и про убыточность мёда расскажете.
И чтобы уж не быть совсем голословным http://www.zverovodstvo.ru/
А нюансы, конечно, есть. 60% зверей выращиваем в Калининградской области. Есть над чем подумать. Может быть и вправду стоит окончательно границу закрыть, пусть и они загнутся?
Я хотя бы в курсе, что на мех влияет мода. Сейчас торгуют почти исключительно норкой. И можно стало вообще ходить в куртках. Однако ВТО здесь где помешала?
Выяснил, наконец, о температуре содержания и специальном для того оборудовании (как содержатся зверьки в реале хорошо видно на видео с того же сайта). Чем теплее - тем лучше растут животные, чем холоднее - тем лучше растёт мех (но скотинка мельче). Если собираетесь звероводством в Африке заниматься, то держите скотину в холодильниках, а в Сибири вам холод гарантирован без изысков.
Поскольку я выращивал кроликов, песцов и норок, то могу сообщить, что норка и песец сожрут любую тухлятину, но самкам песца нужно каждый день по яйцу (иначе не плодятся). Правда, такое питание не позволяет получить точно заданный цвет шкуры.
Т.е. весь мой пост был посвящен именно обсуждению рисков вступления в ВТО. Сейчас уже видно, что реальных рисков никто не назвал.
1. Есть вполне обоснованные опасения, что отсутствие такой программы в России приведет к замещению отечественного производителя, хорошего или плохого, но отечественного - иностранным. Быть может, даже и очень неплохим. В результате все, кто занят в отечественном "неэффективном" производстве пойдут на улицу. То есть, вместо того, чтобы делать свое производство более конкурентоспособным, российские власти просто оставят его один на один с международными корпорациями, кои уже поглотили не одну национальную экономику. Кто-то скажет, ну и пусть, выживает сильнейший. А если ситуация в отношении Вас сложится таким образом (утрированно). Вот Вы берете за программу, ну, например 10 000 долларов. А тут приходит ВТО и те же программы полунищие индусы или китайцы готовы писать за 5000 долларов. И Вы - идете на улицу. Утрирую, конечно.
Перерыв. Продолжу попозже.
Есть и другой аспект - транспорт. Можно дешево стрич в парикмахерской Тайваня, но чел из Тулы этой услугой пользоваться не станет. Так и с мясом, которое может бесплатно бегать по Тайге, но это не означает, что можно торговать медвежатиной.
Гаечные ключи у меня дома есть, а паровоза никогда не было.